Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
К свойствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы, впечатлительность. В связи с этим выделяют пять групп черт характера.(10)
В первую группу входят черты, отражающие поведение человека по отношению к обществу, коллективу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость и противоположные им - индивидуализм, бестактность, грубость, лживость.(10)
Но второй группе относятся черты, отражающие поведение человека по отношению к деятельности - спортивной, трудовой, учебной. Это трудолюбие, настойчивость, добросовестность и противоположные им - лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность.(10)
К третьей группе относят черты, отражающие поведение человека по отношению к вещам.(10)
К четвертой группе относятся черты, отражающие отношение человека к самому себе. Это самокритичность, требовательность, скромность и противоположные им - зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерия.(10)
К пятой группе относятся черты, отражающие отношение человека к окружающему миру.(10)
Существенной особенностью черт характера является их устойчивое проявление в различных ситуациях. Иногда человек и сам не рад, что у него имеется та или иная черта характера - упрямство, хвастливость, но он не может поступить иначе, хотя и понимает, что его поведение противоречит требованиям ситуации.
Под психологической
совместимостью членов спортивной команды
понимается также и совместимость,
и схожесть характеров спортсменов.
Спортсмены, у которых преобладают
одинаковые черты характера, причем
положительные наиболее совместимы.
Команда, состоящая из таких спортсменов
наиболее сплоченная, дружная, что оказывает
влияние и на результативность спортсменов.
Ведь если в команде нет единомышленников
то тренироваться становится легче.
Несхожесть характеров приводит к различным
конфликтным ситуациям в
1.2 Факторы, обуславливающие
Совместимость членов спортивной команды обусловлена следующими факторами.
1. Наличием у
спортсменов функциональной
2. Характером сложившихся
межличностных отношений между
членами команды. Рассмотрим
Система личностных
взаимоотношений создает для
спортсменов условия не только заинтересованности,
но и удовлетворения от пребывания
в таком спортивном коллективе. Дружба
сплоченность спортивного коллектива,
без которых немыслимы
Часто несовместимость возникает из-за конкуренции спортсменов в команде. Вообще сама по себе конкуренция не является фактором, приводящим к конфликту вследствие несовместимости спортсменов по параметру «ярко выраженные центрические устремления». В спортивной практике тренеры часто используют эффект соперничества, построенный на здоровой основе, для повышения работоспособности и самоотдачи спортсменов. Отсутствие же соперничества считается даже одним из неблагоприятных моментов в жизни команды.(6)
Однако, усиливая физиологические процессы, конкуренция, доходящая до конфликта, безусловно, нарушает социально-психологический климат в коллективе. Да и здоровая конкуренция не всегда имеет только положительные последствия. При больших притязаниях спортсмена на успех конкуренция нередко приводит к неуверенности, а у некоторых спортсменов (если статус их конкурента очень высок)- к переживанию безысходности положения, к желанию бросить спорт или только «отрабатывать номер в команде».(16)
Особенно отчетливо проявляется отрицательная роль конкуренции для сплоченности во вновь создаваемых командах. Например: если в команде много претендентов на малое число вакантных мест, то сплоченность низкая, при стабилизации состава (определение спортсменов, которые войдут в лимитированное число) сплоченность высокая.
Для нездорового
соперничества в команде
- спортсмен стремится доказать, что другой спортсмен хуже него;
-спортсмен применяет неспортивные и не благородные способы действий;
-спортсмен больше
радуется неудаче соперника,
Так нездоровое соперничество достаточно ясно проявляется на соревнованиях, поэтому его не трудно заметить и своевременно отреагировать. При этом следует помнить об еще одной возможности: и нездоровое соперничество между двумя спортсменами высокого класса может в течении длительного времени давать хорошие результаты. Наличие такого мотива, хотя и незрелого, но ярко выраженного, приводит к том, что спортсмены в стремлении проявить себя и показать друг другу свое превосходство «выцеживает» из себя все резервы, умения и способности. Другие члены команды также могут быть «увлечены» их огромной мобилизованностью и, поскольку всё «идет хорошо», ситуацию можно предоставить дальнейшему развитию без какого-либо внешнего вмешательства.(16)
Итак, соперничество
в команде может приводить
к положительным и к
60) Главная особенность тренеров ДЮСШ заключается в педагогическом характере. Тренер должен не только обучать и развивать юных спортсменов для достижения ими спортивных результатов, но и воспитывать их, формировать гармоническую личность. Исследования, однако, показывают, что большинство тренеров решают только задачу повышения спортивных достижений. Правда, это относится скорее к тренерам-мужчинам, которые лучше осуществляют образовательную и соревновательную (подготовку к соревнованиям) работу. Тренеры-женщины имеют определенное преимущество перед тренерами-мужчинами в воспитательной и оздоровительной работе.
Тренеры детско-юношеской
спортивной школы должны начинать с
авторитарного руководства, поскольку
на первых порах они имеют дело
с диффузными группами, не способными
к самостоятельному выполнению стоящих
перед ними задач. Когда же ученики
освоят и примут эту модель руководства,
овладеют определенным набором умений,
будут многое знать, учителю и
тренеру можно перейти к более
демократическому руководству (насколько
это позволяют его
При работе с детьми
и подростками тренеру важно
учитывать возрастные особенности
мотивационной сферы своих
Для мальчиков характерны высокий уровень притязаний и преобладание ориентации на успех. У девочек более выражены познавательные и эмоциональные (получение удовольствия) мотивы и ориентация на овладение знаниями и умениями.
Мотивация спортивных занятий детей отличается непосредственностью.
Хорошо сказал по поводу мотивов прихода в спорт подростков известный советский футболист С. Ольшанский: «В юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями».
Подросток пытается
предвосхитить свое будущее, не задумываясь
о средствах его достижения. Его
образы будущего ориентированы на результат,
а не на процесс достижения: подросток
может очень живо, в деталях, представлять
себя чемпионом, купающимся в лучах
славы, не задумываясь, что для этого
нужно сделать. Эта мечтательность
детей создает известные
Работая с молодыми спортсменами (впрочем, как и с вновь принимаемыми взрослыми командами), тренер часто берет на себя символическую роль отца, что дает положительный эффект.
Капитан сборной Франции по футболу Маркус Трезор говорил, что когда тренером сборной стал Мишель Идальго, то его дружеское, даже отцовское отношение к игрокам вызвало к нему столько симпатий, что все лучшие футболисты Франции только и мечтали о том, чтобы играть в сборной.
Часто тренер принимает роль отца по инициативе самих спортсменов. Они готовы слушаться его вплоть до полного подчинения, но в ответ требуют отеческой заботы. На первый план выдвигаются симпатия и любовь к тренеру, авторитет же его как специалиста не играет большой роли. Знаменитый бразильский футболист Пеле, вспоминая своего первого тренера, говорил, что он был для него настоящим отцом. И это является типичным для юных спортсменов. У спортсменов второго и третьего разрядов мотив, связанный с ответственностью перед тренером, занимает важное место во всей соревновательной деятельности.
Роль отца выгодна
для тренера и команды, когда
команда еще не созрела. Однако эта
ситуация имеет и недостатки. Для
тренера эта роль нежелательна тем,
что ставит его в положение
постоянной обязанности понимать и
правильно относиться ко всем требованиям,
предъявляемым ему
Роль тренера-отца может быть оправдана только в качестве переходной формы отношений, от которой с течением времени в процессе созревания спортсменов тренер должен постепенно отходить, а затем и совсем отказаться.
Сложность работы
с детскими и юношескими спортивными
коллективами состоит и в том,
что дети и подростки не умеют
еще хорошо разбираться в людях,
не могут дать полную оценку личности
как учителя или тренера, так
и товарища. У них нет обобщенности
оценок человека. Тренер должен учить
детей видеть в человеке не только
положительное или
Как уже говорилось, взаимоотношения между людьми строятся не только на деловой, но и на эмоциональной основе. Не составляют исключения и взаимоотношения тренера со спортсменами, учителя с учениками. Отношение тренера к ученикам во многом обусловлено критерием успешности выступления на соревнованиях. На этой основе во взаимоотношениях тренера с учениками могут возникать конфликтные (явные и скрытые) ситуации, связанные с разделением учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков».
Корреспондент. Любимчики у вас в команде есть?
Трефилов Е.: У всех тренеров есть. Но не дай бог показать, кто именно. Заклюют, заплюют. Женский коллектив - это же просто страшно. Все замечают!
Крайне отрицательное
выражение этих отношений связано
с тем, что тренер отдает явное
предпочтение и уделяет особое внимание
тем спортсменам, которые добиваются
в данный момент наибольших спортивных
успехов или наиболее перспективны
в будущем. Если тренер, имея любимых
и нелюбимых учеников, заботлив не
только к первым, но и ко вторым, то
в этом эмоциональном предпочтении
одних перед другими (что, в общем-то,
естественно для каждого