Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

К свойствам характера  относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы, впечатлительность. В связи с  этим выделяют пять групп черт характера.(10)

В первую группу входят черты, отражающие поведение человека по отношению к обществу, коллективу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость и  противоположные им - индивидуализм, бестактность, грубость, лживость.(10)

Но второй группе относятся черты, отражающие поведение  человека по отношению к деятельности - спортивной, трудовой, учебной. Это  трудолюбие, настойчивость, добросовестность и противоположные им - лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность.(10)

К третьей группе относят черты, отражающие поведение  человека по отношению к вещам.(10)

К четвертой группе относятся черты, отражающие отношение  человека к самому себе. Это самокритичность, требовательность, скромность и противоположные  им - зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерия.(10)

К пятой группе относятся черты, отражающие отношение  человека к окружающему миру.(10)

Существенной особенностью черт характера является их устойчивое проявление в различных ситуациях. Иногда человек и сам не рад, что  у него имеется та или иная черта  характера - упрямство, хвастливость, но он не может поступить иначе, хотя и понимает, что его поведение  противоречит требованиям ситуации.

Под психологической  совместимостью членов спортивной команды  понимается также и совместимость, и схожесть характеров спортсменов. Спортсмены, у которых преобладают  одинаковые черты характера, причем положительные наиболее совместимы. Команда, состоящая из таких спортсменов  наиболее сплоченная, дружная, что оказывает  влияние и на результативность спортсменов. Ведь если в команде нет единомышленников то тренироваться становится легче. Несхожесть характеров приводит к различным  конфликтным ситуациям в команде. Возникающие во время тренировки или за ее пределами ссоры, часто  выбивают из колеи, портят настроение, вызывают желание не ходить на занятия, что бы избежать ссоры: пропадает  всякое желание тренироваться. Для  того чтобы не происходило таких  ситуаций нужно правильно организовать группу, учитывая характеры спортсменов.

1.2 Факторы, обуславливающие психологическую  совместимость. Соперничество как  фактор несовместимости

Совместимость членов спортивной команды обусловлена  следующими факторами.

1. Наличием у  спортсменов функциональной совместимости,  то есть психологических и  психофизиологических данных, облегчающих  совместную спортивную деятельность.(14) Рассмотрим пример: передача эстафеты (в лыжных гонках). Два спортсмена выполняют совместное действие, но у одного замедленная и не точная переработка информации. Он за время передачи эстафеты, теряет несколько секунд. А второй спортсмен во время этого совместного действия реагирует быстро, на сложившуюся ситуацию, - такие лыжники не отличаются совместимостью, они не могут добиться успехов в соревнованиях (в эстафете): у них отсутствует требуемая степень коммуникотивности в выполнении данного, небольшого действия.

2. Характером сложившихся  межличностных отношений между  членами команды. Рассмотрим две  команды: 1- более сильная команда,  но в ней нет взаимопонимания,  лыжники негативно относятся  друг к другу; вторая команда  представляет собой сплоченный  коллектив, где каждый понимает  и ценит друг друга, но эта  команда слабее. Так довольно  часто случается, что команда,  уступающая в тактическом мастерстве  другой, более сильной команде,  одерживает убедительную победу. В этом случае обычно говорят,  что команда выиграла за счет  дружбы и моральной сплоченности  ее членов.

Система личностных взаимоотношений создает для  спортсменов условия не только заинтересованности, но и удовлетворения от пребывания в таком спортивном коллективе. Дружба сплоченность спортивного коллектива, без которых немыслимы достижения в спорте, определяются совместимостью в личностном аспекте (установки, чувства, привычки, направленность личности). Таким  образом, сплоченность спортивной команды  достигается благодаря взаимному  приспособлению (адаптации) как психофизиологических, так и личностных особенностей участников, формирующихся в условиях тренировочных  занятий и соревнований, а также  и в условиях проведения свободного времени и досуга. Многие тренеры, руководители спортивных команд, учитывая этот важный факт, добиваются сплоченности команды за счет не только психологических  особенности спортсменов, но и личностных качеств. В условиях современного развития спорта управление и руководство  командой, со стороны тренера невозможно без учета факторов совместимости  членов спортивной команды.(15)

Часто несовместимость  возникает из-за конкуренции спортсменов  в команде. Вообще сама по себе конкуренция  не является фактором, приводящим к  конфликту вследствие несовместимости  спортсменов по параметру «ярко  выраженные центрические устремления». В спортивной практике тренеры часто  используют эффект соперничества, построенный  на здоровой основе, для повышения  работоспособности и самоотдачи спортсменов. Отсутствие же соперничества  считается даже одним из неблагоприятных  моментов в жизни команды.(6)

Однако, усиливая физиологические  процессы, конкуренция, доходящая до конфликта, безусловно, нарушает социально-психологический  климат в коллективе. Да и здоровая конкуренция не всегда имеет только положительные последствия. При  больших притязаниях спортсмена на успех конкуренция нередко  приводит к неуверенности, а у  некоторых спортсменов (если статус их конкурента очень высок)- к переживанию  безысходности положения, к желанию  бросить спорт или только «отрабатывать  номер в команде».(16)

Особенно отчетливо  проявляется отрицательная роль конкуренции для сплоченности во вновь создаваемых командах. Например: если в команде много претендентов на малое число вакантных мест, то сплоченность низкая, при стабилизации состава (определение спортсменов, которые войдут в лимитированное число) сплоченность высокая.

Для нездорового  соперничества в команде характерны, три особенности:

- спортсмен стремится  доказать, что другой спортсмен  хуже него;

-спортсмен применяет  неспортивные и не благородные  способы действий;

-спортсмен больше  радуется неудаче соперника, чем  стремится к достижению успеха.(12)

Так нездоровое соперничество  достаточно ясно проявляется на соревнованиях, поэтому его не трудно заметить и  своевременно отреагировать. При этом следует помнить об еще одной  возможности: и нездоровое соперничество  между двумя спортсменами высокого класса может в течении длительного  времени давать хорошие результаты. Наличие такого мотива, хотя и незрелого, но ярко выраженного, приводит к том, что спортсмены в стремлении проявить себя и показать друг другу свое превосходство «выцеживает» из себя все резервы, умения и способности. Другие члены команды также могут  быть «увлечены» их огромной мобилизованностью  и, поскольку всё «идет хорошо», ситуацию можно предоставить дальнейшему  развитию без какого-либо внешнего вмешательства.(16)

Итак, соперничество  в команде может приводить  к положительным и к отрицательным  последствиям. Так, например, если команда  снизила результат из-за отсутствия конкуренции, не может приниматься  без доказательств и рассмотрения конкретных отношений, сложившихся  в коллективе. Чрезмерная конкуренция, даже на здоровой основе, может иметь  негативные последствия. Нездоровая же конкуренция приводит к ухудшению  психологического климата в спортивной команде и снижает её успех.

60) Главная особенность тренеров ДЮСШ заключается в педагогическом характере. Тренер должен не только обучать и развивать юных спортсменов для достижения ими спортивных результатов, но и воспитывать их, формировать гармоническую личность. Исследования, однако, показывают, что большинство тренеров решают только задачу повышения спортивных достижений. Правда, это относится скорее к тренерам-мужчинам, которые лучше осуществляют образовательную и соревновательную (подготовку к соревнованиям) работу. Тренеры-женщины имеют определенное преимущество перед тренерами-мужчинами в воспитательной и оздоровительной работе.

Тренеры детско-юношеской  спортивной школы должны начинать с  авторитарного руководства, поскольку  на первых порах они имеют дело с диффузными группами, не способными к самостоятельному выполнению стоящих  перед ними задач. Когда же ученики  освоят и примут эту модель руководства, овладеют определенным набором умений, будут многое знать, учителю и  тренеру можно перейти к более  демократическому руководству (насколько  это позволяют его психологические  особенности личности). Он может  перелагать на спортсменов ответственность  за принятие некоторых решений (сначала  спортсмен будет решать, когда  начать тренировку, если она индивидуальная, сколько времени ему следует  тренироваться, на каком снаряде; затем  можно предложить спортсмену составить  индивидуальный план занятий и так  далее). Это способствует формированию навыков самопознания.

При работе с детьми и подростками тренеру важно  учитывать возрастные особенности  мотивационной сферы своих учеников: диффузность интересов к спорту (дети и подростки часто меняют вид спортивных занятий или стремятся заниматься несколькими видами сразу); отношение к характеру упражнений (мальчикам больше всего нравится выполнять упражнения на силу и выносливость, затем на быстроту, на последнем месте стоят упражнения на координацию; девочкам же, наоборот, больше нравятся упражнения на координацию, ловкость, затем на быстроту и меньше всего - упражнения на силу). Это связано с тем, какие качества хотят развить у себя мальчики и девочки, какая сторона спорта их привлекает.

Для мальчиков характерны высокий уровень притязаний и  преобладание ориентации на успех. У  девочек более выражены познавательные и эмоциональные (получение удовольствия) мотивы и ориентация на овладение  знаниями и умениями.

Мотивация спортивных занятий детей отличается непосредственностью.

Хорошо сказал по поводу мотивов прихода в спорт  подростков известный советский  футболист С. Ольшанский: «В юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими  намерениями».

Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь  о средствах его достижения. Его  образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс достижения: подросток  может очень живо, в деталях, представлять себя чемпионом, купающимся в лучах  славы, не задумываясь, что для этого  нужно сделать. Эта мечтательность детей создает известные трудности  при работе с ними, но в то же время  может служить мощным стимулом проявления подростками высокой активности при занятиях спортом. Задача педагога и состоит в том, чтобы превратить созерцательную мечту ребенка в  активную.

Работая с молодыми спортсменами (впрочем, как и с  вновь принимаемыми взрослыми командами), тренер часто берет на себя символическую  роль отца, что дает положительный  эффект.

Капитан сборной  Франции по футболу Маркус Трезор говорил, что когда тренером сборной стал Мишель Идальго, то его дружеское, даже отцовское отношение к игрокам вызвало к нему столько симпатий, что все лучшие футболисты Франции только и мечтали о том, чтобы играть в сборной.

Часто тренер принимает  роль отца по инициативе самих спортсменов. Они готовы слушаться его вплоть до полного подчинения, но в ответ  требуют отеческой заботы. На первый план выдвигаются симпатия и любовь к тренеру, авторитет же его как  специалиста не играет большой роли. Знаменитый бразильский футболист  Пеле, вспоминая своего первого тренера, говорил, что он был для него настоящим  отцом. И это является типичным для  юных спортсменов. У спортсменов  второго и третьего разрядов мотив, связанный с ответственностью перед  тренером, занимает важное место во всей соревновательной деятельности.

Роль отца выгодна  для тренера и команды, когда  команда еще не созрела. Однако эта  ситуация имеет и недостатки. Для  тренера эта роль нежелательна тем, что ставит его в положение  постоянной обязанности понимать и  правильно относиться ко всем требованиям, предъявляемым ему спортсменами. Причем эти требования часто предъявляются  в неявной форме - через поведение  и намеки. Для спортсменов эта  ситуация неблагоприятна тем, что стремление найти тренера-отца является проявлением зависимости и поэтому может отрицательно повлиять на процесс созревания юного спортсмена как личности.

Роль тренера-отца может быть оправдана только в  качестве переходной формы отношений, от которой с течением времени  в процессе созревания спортсменов  тренер должен постепенно отходить, а  затем и совсем отказаться.

Сложность работы с детскими и юношескими спортивными  коллективами состоит и в том, что дети и подростки не умеют  еще хорошо разбираться в людях, не могут дать полную оценку личности как учителя или тренера, так  и товарища. У них нет обобщенности оценок человека. Тренер должен учить  детей видеть в человеке не только положительное или отрицательное. Если группа ориентируется на подростка, выступающего в роли социально-психологического отрицательного лидера, нужно раскрыть его недостатки. Наоборот, чтобы  ввести в групповое общение отвергаемого группой ученика, нужно подчеркнуть  его достоинства. Кстати, более склонными  к анализу оказываются как  раз неблагополучные подростки, поэтому они могут более критически оценивать положение дел в  группе и вследствие этого более  болезненно воспринимать несправедливое к себе отношение.

Как уже говорилось, взаимоотношения между людьми строятся не только на деловой, но и на эмоциональной  основе. Не составляют исключения и  взаимоотношения тренера со спортсменами, учителя с учениками. Отношение  тренера к ученикам во многом обусловлено  критерием успешности выступления  на соревнованиях. На этой основе во взаимоотношениях тренера с учениками могут  возникать конфликтные (явные и  скрытые) ситуации, связанные с разделением  учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков».

Корреспондент. Любимчики  у вас в команде есть?

Трефилов Е.: У  всех тренеров есть. Но не дай бог  показать, кто именно. Заклюют, заплюют. Женский коллектив - это же просто страшно. Все замечают!

Крайне отрицательное  выражение этих отношений связано  с тем, что тренер отдает явное  предпочтение и уделяет особое внимание тем спортсменам, которые добиваются в данный момент наибольших спортивных успехов или наиболее перспективны в будущем. Если тренер, имея любимых  и нелюбимых учеников, заботлив не только к первым, но и ко вторым, то в этом эмоциональном предпочтении одних перед другими (что, в общем-то, естественно для каждого человека) еще ничего плохого нет. Иногда это  ведет даже к здоровой конкуренции  между учениками, которые стремятся  прилежанием и успехами заслужить  внимание тренера. Однако часто, когда  тренер делает ставку на ведущих спортсменов, когда он видит в них единственный способ выдвижения, когда боится потерять этих спортсменов, он начинает занимать по отношению к ним и ко всему  коллективу неправильную позицию. Ведущим  спортсменам все прощается, на них  не распространяются ни общая для  всех дисциплина, ни общие требования. Увлеченный фаворитами, тренер оставляет  без внимания остальных, которые  становятся ему нужными лишь для  сохранения численного состава группы. В результате коллектив быстро разваливается, поскольку у большинства спортсменов  появляется неприязнь, как к тренеру, так и к его «любимчикам». «Нелюбимчики» теряют веру в свои силы и зачастую бросают занятия спортом. У «любимчиков» же формируются индивидуалистические черты, потребительское отношение к спорту. В конце концов, тренер сталкивается с тем, что спортсмен начинает диктовать ему свои условия, при невыполнении которых он угрожает перейти к другому тренеру.

Информация о работе Психология спорта