Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
Деловые лидеры (ориентированные
на задачу) часто мало интересуются
межличностными отношениями. Они действуют
наиболее эффективно либо в исключительно
благоприятных, либо в крайне неблагоприятных
ситуациях. При средних условиях
наиболее эффективны лидеры, ориентированные
на межличностные отношения. Их стиль
руководства более
Деловые и эмоциональные
типы лидерства возникают на базе
различной направленности личности:
деловой, личностной и общественной:
деловой направленности спортсменов
соответствует деловое
55) Неформальное лидерство возникает стихийно. Например, в парном фигурном катании на коньках, как сказала известная фигуристка Татьяна Войтюк, «соотношение: кто лидер, а кто - ведомый - не устанавливается на общем собрании, это приходит само собой и обжалованию не подлежит».
Пути выдвижения человека в лидеры различны. Отсюда возникла одна из теорий, объясняющая механизмы выдвижения лидеров, - лидерство как функция ситуации. Согласно этой теории, человек становится лидером в одной ситуации и не может им стать в другой. Например, человек, лучше всех решающий стоящую перед группой задачу, быстро становится лидером в группе людей, незнакомых прежде друг с другом. И наоборот, в группе людей, хорошо знающих друг друга и имеющих уже лидера, человек, хорошо решающий задачу, не будет быстро выдвинут в лидеры, так как группа ориентирована на действия своего лидера.
Лишь в случае неудачи последнего и возникновения напряженности группа начнет выяснять, кто же лучше справился с заданием. Тогда-то и происходит смена лидера. При этом если группа ориентирована на задачу, то лидером становится член группы, тоже ориентированный на задачу. Если группа ориентирована на общение (студенты), то лидером становится член группы, ориентированный на общение. Таким образом, ситуация приводит группу к выдвижению критерия, по которому один из членов группы будет выдвинут в лидеры. Однако для того, чтобы член группы был выдвинут в данной ситуации в лидеры, он должен обладать такими особенностями и способностями, которые выведут группу из тупика, приведут ее к достижению цели.
Противоположной вышеизложенной является теория врожденных черт лидерства, согласно которой некие врожденные свойства позволяют человеку в любой ситуации занять господствующее положение и взять на себя роль лидера. Конечно, попытка обосновать наличие типичных для всех условий деятельности и общения черт лидера обречена на неудачу. Ведь каждая ситуация требует проявления разных черт личности и разных способностей. Действительно, эта теория, выдвинутая в 1930-х годах в США Е. Богардусом, не получила в дальнейшем фактического подтверждения. В настоящее время роль врожденных свойств человека в выдвижении в лидеры отрицается.
Однако для понимания механизмов выдвижения человека в лидеры необходим многофакторный подход. Неправомерно распространять положения одной какой-либо теории на все случаи жизни; каждая теория рассматривает, как правило, явление односторонне. Нужно попытаться синтезировать то положительное и проверенное практикой, что имеется в каждой теории, отбросив крайности. В связи с этим целесообразно синтезировать изложенные две теории, поскольку каждая из них не охватывает полностью такое многогранное явление, как лидерство, а рассматривает лишь одну из его сторон.
Экстремальные условия, в которых протекает спортивная деятельность, предъявляют к лидеру особые и жесткие требования. Считается, что ряд лидерских качеств можно в определенных пределах развить. Можно, например, научить спортсмена быть более внимательным к отношениям внутри группы, лучше взаимодействовать с товарищами по команде и заботливее относиться к различным нуждам и стремлениям спортсменов.
В то же время имеются
данные о том, что лидерам присущи
и некоторые врожденные особенности
(типологические особенности свойств
нервной системы и
Заслуженный тренер СССР И. Поляков называет загребных хозяевами в лодках и отмечает, что они не только одаренные спортсмены, но и люди с редкой силой воли, что позволяет им вести команду за собой, делать невозможное в критических ситуациях. Вспоминая выдающихся загребных прошлого, он считает, что все они были прирожденными загребными, и если порой тренеры пытались пересадить их в середину лодки или на нос, то это обычно не приводило к успеху.
У капитанов команд в спортивных играх чаще, чем у других игроков, выражены типологические особенности, характеризующие напористость, агрессивность, устойчивость к напряженности, большая сила нервной системы и преобладание возбуждения над торможением.
Отличаются капитаны команд и по другим личностным характеристикам. У них чаще встречается высокая самооценка и реже - высокая тревожность (нейротизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе.
Очевидно, эти данные объясняются
тем, что в большом спорте к
выбору капитана относятся неформально;
на это место выдвигают
Важно при этом, чтобы
спортсмена на роль капитана выдвигала
команда. Признание капитана лидером
команды положительно сказывается
на эффективности групповой
Капитан команды-аутсайдера уступает капитану команды-призера по многим позициям: по деловым и личным отношениям, по общению и взаимопониманию в процессе игры, по надежности. Неудивительно, что по шкале авторитетов он занимает в команде лишь третье место.
Необходимым условием выдвижения
в лидеры является авторитет спортсмена.
Авторитет имеет двоякое
Один борец, чемпион Монреальской Олимпиады, стал охотно бегать кроссы лишь после того, как об их пользе ему сказал чемпион другой Олимпиады, Токийской, Александр Иваницкий. Азбучная истина, озвученная уважаемым человеком, неожиданно оказалась открытием.
Авторитет можно рассматривать
по двум параметрам: деловые качества
(чело-специалист) и эмоциональные
качества (человек как личность).
Как будет видно из дальнейшего,
в большинстве случаев
Была одна женская команда мастеров по волейболу, капитаном которой была великовозрастная спортсменка, уже два года не участвовавшая ни в одной официальной игре команды. На вопрос, зачем тренер ее держит в составе команды, тот сказал, что она выполняет в команде роль матери и что без нее команда, состоящая из молодых волейболисток, развалится.
Конечно, идеальными являются случаи, когда спортсмен имеет авторитет и как специалист, и как человек. Здесь многое зависит от того, как себя ведет со своими партнерами по команде игровой лидер. Практика показывает, что совмещение всех функций лидера в одном человеке бывает редко.
Наличие авторитета - важное
условие выдвижения в лидеры. Но
надо отметить одно важное обстоятельство.
Сам по себе авторитет как широкое
понятие может и не быть связан
с лидерством. Авторитет - это не
только инструмент для психологического
давления на субъекта, но и образец
для подражания. Авторитетное лицо
может и не принадлежать к данной
группе, то есть не быть социометрическим
лидером в ней. Поэтому, когда
авторитет выдвигается в
Факторы, влияющие на выдвижение лидера:
Выдвижение в лидеры спортсменов без учета этих факторов (а неформальный лидер должен обязательно соответствовать первым двум условиям) может приводить к обратному результату. Мало того что команда остается без лидера, и сам выдвинутый в лидеры спортсмен попадает в тяжелые условия. Его субъективное «я» (представление о своей внутренней сущности, стремлениях, возможностях) может вступить в конфликт с социальной ролью личности (в данном случае - с ролью лидера). У него возникает состояние психического напряжения. Спортсмен переживает, что он не оправдывает ожиданий тренеров и товарищей по команде, и в результате не только не помогает товарищам, но и сам начинает выступать хуже. Другая, не менее сложная ситуация складывается в том случае, когда спортсмен сам стремится занять место лидера, не имея на это объективных оснований.
Часто стремление к лидерству одного из членов группы не принимается ею. У личности возникает внутренний конфликт, обусловленный несоответствием притязаний на ведущую роль в группе и истинным положением в ней этого человека. В этом случае снять возникающее у человека психическое напряжение можно простым путем, делая такого спортсмена время от времени (в неэкстремальных ситуациях) формальным ситуативным лидером (поручая ему задания, связанные с руководством членами группы, и тому подобное).
Таким образом, возможны три ситуации выдвижения спортсмена на роль лидера:
Очевидно, что последний случай самый оптимальный, свидетельствующий об имеющихся у спортсмена лидерских способностях (организационных, тактических и тому подобное).
Выше уже говорилось о
том, что ряд лидерских качеств
можно развить. Для этого используют
соревновательные ситуации, создаваемые
искусственно. Однако среди подростков
этот метод не дает желаемого результата.
Стремление к самосовершенствованию
у них является более важным мотивом,
чем стремление к победе. Участие
в соревнованиях поэтому не только
не вызовет у подростка, не обладающего
достаточным уровнем
Итак, при формировании команды
тренер должен стремиться найти потенциального
лидера. Формируя детскую или подростковую
команду, тренер может поинтересоваться,
кто главный на улице, во дворе, когда
играют в футбол или другие игры,
кто является «заводилой», сколько
товарищей приходят к тому или
иному юному спортсмену на день рождения
и тому подобное Однако лучше всего
потенциальный лидер
Статус лидера команды
не пожизненный. Лидерство можно
и потерять. Например, в одной
команде лидер оказался в «социальной
изоляции», когда большинство игроков
не отдали ему предпочтения при выборе
на игры перед очень важными
III.2.1. Разновидности стилей руководства
В процессе многолетней работы у каждого тренера складывается характерный для него стиль руководства, управления командой или отдельными спортсменами. Под воздействием многих факторов (смена коллектива, повышение мастерства спортсменов, развитие личности и т. д,) он может меняться или оставаться постоянным.
Итак, что же такое «стиль»?
Под стилем понимают повторяющиеся особенности, типичные черты, формы выражения. Ряд словосочетаний, таких, как стиль работы, стиль управления, стиль взаимоотношений, стали терминами.
Под стилем руководства
в социалистической психологии понимаются:
«...индивидуально-типические особенности
целостной, относительно устойчивой системы
способов, методов, приемов воздействия
руководителя на коллектив с целью
эффективного выполнения управленческих
функций». Типы руководителей и