Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
■— требовательное и уважительное отношение ко всем ученикам в равной мере, умение скрывать свои симпатии (или антипатии) к кому-либо из учеников. Различная требовательность к ученикам, а нередко и просто эмоционально различный тон общения могут нарушить сбалансированную систему мотивации, особенно в нагрузочные периоды тренировок.
Мотивация спортсмена в тренировочном процессе — это тот пробный камень, на котором проверяется мастерство тренера. Тренером высокого класса называют того, кто умеет заставить
325
учеников работать на пределе возможностей длительное время щ при этом сохранить с ними хорошие взаимоотношения.
Создание благоприятных
Отношение к спортивной жизни. Успешность и про-. должительность занятий спортом теснейшим образом связаны d желанием человека тренироваться и выступать в соревнованиях, со стремлением достичь успеха, с глубиной, постоянством его1 интереса и любви к спорту.
Спорт несет людям большую радость, а достигшим успеха — глубокое счастье. Это счастье борьбы и победы, высокой само-! оценки и удовлетворенного честолюбия, выполненного долга перед] собой и перед людьми, спортивной славы и жизненного успеха, j высокой общественной оценки и патриотических чувств. Особенно' радостны те годы в спорте, когда от соревнования к соревно-' ванию результаты растут, когда, несмотря на высокие нагрузки, [ ощущаются скрытые, пока не реализованные возможности, даю-.] щие уверенность в будущем. Удовлетворение от занятий спортом ■ может сохраняться долгие годы. Важно не терять радостного переживания этой интереснейшей игры, именуемой спортом, играть уверенно, свободно, наслаждаясь процессом игры и ее pe-l зультатом.
Но для спорта характерен максимализм, а он рано или поздно приводит к пресыщению деятельностью. Процесс занятий спортом постепенно перестает давать радость, соревнования перестают быть праздником, а повторение результатов, даже высоких, кажется привычным явлением. То, что раньше было притягательным, желанным, может превратиться в скучное, иногда трудно переносимое дело. Пока спортсмен молод, результаты растут, насыщение деятельности носит временный характер и быстро проходит после очередного успеха и отдыха. Главное, чтобы насыщение не повторялось очень часто и не переходило в пресыщение. Тренеру важно знать и учитывать динамику отношений к спортивной деятельности, контролировать и корректировать их, соотнося эти общие закономерности со спортивной биографией ученика и его индивидуальными особенностями.
Отношение к выполняемой и предстоящей на-J грузке. Наряду с физиологическими факторами переносимости физической нагрузки существует фактор психологический. В простых случаях это нежелание выполнять тренировочную работу определенного объема и интенсивности. Оно лучше всего сни-3 мается хорошо организованной системой мотивации в тренировочном процессе. В более сложных случаях это страх перед нагрузкой, который может осознаваться спортсменом (он откровенно.
326
говорит об этим) либо не осознаваться (спортсмен ищет любую возможность уйти от нагрузки, стараясь как-то объяснить это ■себе и другим). И тогда его возможности выдержать нагрузку существенно снижаются. Возникающий перед нагрузкой страх формирует негативные самовнушения, особенно вредные перед засыпанием и при пробуждении. Возможны проявления ипохондрического синдрома, характеризующиеся преувеличенным вниманием спортсмена к состоянию своего здоровья и необоснованными переживаниями за него. В этих случаях спортсмен пытается уйти от нагрузки, усугубляя даже незначительные болезненные проявления. Появляется якобы обоснованный повод пропустить тренировку или отказаться от выполнения каких-то упражнений.
Вместе с тем известно много примеров, когда уверенность в себе, в своих силах позволяла спортсменам смещать отрицательные акценты в отношении к нагрузке. Нередко рекорды, выдающиеся результаты достигались спортсменами, которые без страха и сомнения тренировались значительно больше и интенсивнее, чем другие.
Отношение к своим возможностям восстановления. Этот вид отношений проявляется между тренировками. Он тесно связан с предыдущим видом отношений и является логическим его продолжением. Спортсмен не должен фиксировать внимания на усталости, на каких-либо болезненных проявлениях, испытывать боязнь за состояние своего здоровья. Он должен быть уверен в полноценном восстановлении после перенесенной нагрузки, в том, что уровень его тренированности позволит ему восстановиться даже после значительно более высоких нагрузок.
Значение психологического фактора для быстроты и качества восстановления доказано в медицине и психологии, в труде и в спорте. Отсутствие мнительности, подавленности, фиксация внимания на утомлении, а еще лучше — веселое, бодрое настроение, несмотря на усталость, непоколебимая уверенность в том, что такая работа необходима, что выполняется она по абсолютно правильной методике и наверняка приведет к положительному итогу,— важные психологические факторы своевременного и полноценного восстановления после нагрузок.
Отношение к нервно-психическим перенапряжениям. Если тренировки так трудны и близки по времени, что на фоне психического напряжения появляются признаки перенапряжения, спортсмен должен относиться к ним спокойно, понимать, что они являются естественным следствием правильно построенной тренировки, закономерной реакцией на систематическую нагрузку, что они необходимы, что, только пройдя через перенапряжение определенной степени, можно надеяться на скачок результатов. Спортсмен должен знать, что изменения в его переживаниях и поведении, связанные с перенапряжением,— явление временное.
Отношение к нервно-психическим перенапряжениям тесно связано с двумя предыдущими видами отношений: если спортсмен спокойно, без опасений переносит все тренировочные нагрузки
327
и уверен в отличном восстановлении после них, он легче справ-а ляется с нервно-психическим перенапряжением.
Однако с этим связан очень трудный психолого-педагогический и методический вопрос, как долго и за какое время до старта" надо нагружать спортсмена в состоянии нервно-психического перенапряжения? Если при возникновении первых признаков перенапряжения тренировочную нагрузку снизить, то не всегда можно ждать достаточно глубоких сдвигов в организме, которые обеспечили бы рост результатов. А если продолжать нагружать спортсмена в этом состоянии, то нет гарантий, что он будет иметь. нервно-психическую свежесть к моменту старта.
Успех тренировки в этот период в значительной мере зависит как от квалификации тренера, так и от опыта спортсмена, глав-1. ным образом опыта переживаний психических перенапряжений и отношения к ним.
Отношение к качеству выполнения тренировоч-j ных заданий. Добросовестное отношение к тренировкам, ка-, честву выполнения упражнений важно на любом этапе спортивного^ совершенствования. Но особое значение этот вид отношений при-, обретает на этапе высокого спортивного мастерства. Как правило,^ к этому времени спортсмены осваивают такие объемы нагрузок,; что дальнейшее их увеличение или невозможно, или малопродуктивно. В ряде случаев повышение интенсивности нагрузок также'' оказывается неэффективным. Резервы ищут в новизне применяе-1 мых средств, их комбинаций и в возможностях психической ca-jj морегуляции, в- том числе регулирующих влияний сознания прйТ мышечной работе на выносливость. Главным становится качество:] выполнения упражнений и итоговые максимальные усилия на| пределе утомления. Если раньше, испытывая утомление, спортсмен прекращал выполнять упражнение, то теперь он заставляет себя сделать на этом фоне еще несколько движений. Он думает: «Бот только отсюда и начинается тренировка» — и делает движение еще, еще и еще раз — столько, чтобы всякий раз преодолевать небывалую ранее усталость и самого себя. При этом спортсмен должен быть абсолютно убежден, что это действительно главный и единственный путь для роста его и без того высоких результатов. То, что он делал раньше, становится только подготовительной работой к заключительной, действительно прогрессивной для скачка результатов части тренировки.
Отношение к спортивному режиму многопланово i: включает в себя несколько разновидностей.
1. Отношение к систематичности тренировки. При современном уровне спортивных достижений систематичность тренировки должна быть абсолютной. Тренировка вне системы или даже отдельные пропуски тренировочных занятий лишают смысла любую методику тренировки, рассчитанную на высшие спортивные достижения, никогда не позволят спортсмену раскрыть полностью свои возможности. К тому же нельзя забывать, что систематичность тренировок — это важный фактор психологической подготовки не только для тренировочного процесса, но и для соревнований.
328
Спортсмен, который не пропустил. ни одного занятия, выполнял все задания качественно и продуктивно, подходит к соревнованиям с чувством законченности и доброкачественности подготовки, а следовательно, спокойной уверенности в их благополучном исходе. Глубинный психологический смысл этой уверенности состоит в том, что в некоторой мере снижается негативное воздействие неопределенности будущего результата: если в процессе подготовки выполнено все необходимое, то и в итоге должно быть то, что намечено.
4. Отношение
ко сну. В нагрузочные периоды тренировок
осо
бой необходимости контролировать сон
спортсмена нет, но в на
чале сезона и в период снижения нагрузки
вероятность наруше
ния режима сна значительно возрастает.
Состояние отдохнувшего
организма, хорошее самочувствие
действительно несколько сни
жают потребность во сне, но нарушения
его режима недопустимы.
Не только своевременность и достаточность сна определяют этот вид отношений. Для тренера и психолога одним из объектов работы является формирование у спортсмена необходимого отношения к нарушениям сна, к возможной бессоннице. Широко из-
329
вестны общие гигиенические рекомендации борьбы с нарушениями сна. Есть и психологические рекомендации: а) спать нужно ло-Я житься в обычное время, не раньше; б) ложась в постель, не надо-думать о сне и даже желать его, нужно ложиться с мыслью о| покое, отдыхе, полезно это делать с установкой почитать, но для-чтения лучше брать скучную книгу; в) если сон все же не идет, относиться к этому следует максимально спокойно: чем больше спортсмен нервничает из-за того, что долго не засыпает, тем меньше вероятность, что он действительно быстро заснет; г) о своей бессоннице не следует никому рассказывать (за исключением,, может быть, одного-двух лиц, которые могут помочь бороться с ■ ней). Если известно, что спортсмен спал плохо в ночь перед стартом, важно убедить его, что это нестрашно: компенсаторные возможности организма и психики настолько высоки, что вовсе не обязательно плохой сон скажется отрицательно на спортивном | результате. Гораздо вреднее самовнушение, которое спонтанно вселяет страх за плохой сон.