Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.
В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований
Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.
Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.
Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.
Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).
После сеанса релаксации,
если еще есть время, спортсмену предлагается
провести самостоятельный сеанс сюжетног
— как можно больше отвлечься от всего
окружающего;
— четко воссоздать представляемую обстановку,
предметы, их расстановку, цвет и т. д.;
— воспроизвести приятные чувства, которые
спортсмен испытывает обычно в той ситуации.
В заключение спортсмену делаются следующие внушения:
1. он должен быть спокоен
и уверен в себе, работать с полной отдачей
сил, полностью реализовать все, что заложено
в подготовительном периоде, не сомневаться,
что находится в прекрасной спортивной
форме;
2. ему следует напомнить о характере поведения
при выходе на старт и на старте: твердый
уверенный взгляд, четкие уверенные движения,
раскованность и т. д.;
3. ему необходимо поднять боевой дух (он должен
неудержимо стремиться к борьбе, к победе,
к успеху);
4. ему следует напомнить о содержании деятельности
(это зависит от вида спорта)
Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.
Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие — мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т. п.
Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований
45) . Причины, влияющие на динамику предсоревноватепьного психического напряжения
Основными причинами, влияющими на динамику предсоревно-вательных психических состояний, являются следующие:
1. Значимость соревнований. Она определяется в первую очередь соотношением цели и уровня подготовленности спортсмена. Это обусловливает, так сказать, абсолютную значимость соревнований, независимо от их масштаба. Слабая подготовленность заставляет снизить цель, что уменьшает значимость соревнований и тем самым психическое напряжение. Высокий уровень подготовленности, если он сочетается с вполне достижимыми целями, чаще всего дает благоприятную динамику психического напряжения. Объективно хорошая подготовленность, дополненная высокой самооценкой, позволяет принять очень, высокие цели, достижение которых существенно влияет на социальный статус и будущую жизнь спортсмена. Завышение цели может произойти как вполне сознательно, так и неосознанно. Нередко это отрицательно сказывается на динамике предстартового состояния. На-
раздражительный
ответ, отчетливо проявляемое
пример, отлично подготовленный спортсмен, искусно подведенный тренером ко дню старта, "на разминке показывает свои лучшие достижения. Это определяет скачок соревновательной цели и, в свою очередь, изменение состояния спортсмена, что в конце концов может завершиться неблагоприятным предстартовым состоянием и плохим спортивным результатом. Поэтому за день до соревнований либо на разминке результаты контрольных отрезков объявлять спортсмену совсем необязательно, особенно если они очень высоки. Эта информация часто избыточна, а для оптимального уровня психического напряжения и информация должна быть оптимальной.
Значимость соревнований определяется их масштабом. Но эта значимость относительна {несомненно, первенство страны более значимо, чем первенство школы). Относительная значимость влияет на абсолютную — с ростом масштаба соревнований психическое напряжение участников, как правило, возрастает. Однако возможны и исключения из этого правила. Например, спортсмен в жесткой конкуренции выиграл отборочные соревнования в своей республике и попал на чемпионат страны. Но результат его один из самых худших среди всех участников чемпионата страны и поэтому, несмотря на возросший масштаб соревнований, спортсмен волновался меньше. Из этого следует практическое заключение: для эмоционально возбудимых, эмоционально неуравновешенных спортсменов искусственное временное снижение значимости выступления в соревнованиях является действенным способом оптимизации их состояний.
2. Состав участников соревнований. Этот фактор
тесно связан с первым:
наличие сильных соперников повышает
значимость соревнований.
Это предъявляет высокие требования
к наличию или отсутствию информации о
противниках. Посколь
ку неопределенность всегда вызывает
излишнее напряжение, надо
иметь необходимую информацию
о составе участников. Но эта
информация не должна быть избыточной.
Необходимо знать о про
тивнике только то, что непосредственно
потребуется в соревнова
ниях.
При большом различии в уровне подготовленности участников, когда исключена жесткая конкуренция, предсоревнователь-ное психическое напряжение участников определяется в основном предполагаемым результатом, а не соперничеством. Наибольшей высоты напряжение достигает в тех случаях, когда ожидается острая борьба между равными по силам участниками.
46) Центральное место в психологии спортивного соревнования занимают исследования предсоревновательных психических состояний: психического напряжения, эмоционального возбуждения, стресса, предстартового волнения и т. д. Эти состояния являются частным определением предрабочих состояний в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.
Как известно, деятельность определяется
сложным взаимодействием двух видов
психического напряжения: эмоционального,
автоматического, часто неосознаваемого,
и волевого, произвольного, сознательного.
Первое порождает переживание, второе
— волевое усилие. Их сложное взаимодействие
состоит в том, что каждое из них проявляется
не только непосредственно в самой деятельности,
но и друг в друге. Нередко возникающие
перед соревнованиями переживания достаточно
успешно стимулируют спортсмена, сводя
к минимуму волевые усилия. В то же время
любое волевое усилие имеет в своей основе
эмоциональное начало. Пред-соревновательное
эмоциональное напряжение регулируется,
оптимизируется целенаправленным волевым
усилием в тех случаях, когда оно возникает
слишком рано или с силой, грозящей нарушением
нервно-психических механизмов регуляции.
Эмоции вызывают энергетический выброс,
а воля определяет экономичность использования
этой энергии. Большинство рекордных достижений
в спорте —это результат эмоций, управляемых
волей. Возникающие состояния боевого
духа, воодушевления, вдохновения способствуют
раскрытию резервных возможностей организма
и психики спортсмена, на что и ориентированы
все приемы самоуправления в спорте.
На рис. 5 схематически показана динамика предсоревновательных психических состояний на примере психического напряжения в период, предшествующий старту, и в момент старта.
В обыденной жизни при отсутствии экстремальных ситуаций уровень психического напряжения колеблется в пределах нормы (ординара). Его колебания соответствуют состояниям от дремотных до активных рабочих (при выполнении обычных обязанностей). За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если он остается таким вплоть до старта, можно считать, что спортсмен находится в состоянии стартового безразличия. На соревнованиях он продемонстрирует достигнутый уровень подготовленности, но его резервные возможности не реализуются. Обычно с приближением времени старта уровень психического напряжения возрастает. Эмоционально неустойчивые спортсмены испытывают его за неделю и более, эмоционально устойчивые — чаще всего только в день старта. В наиболее благоприятных случаях оптимальный уровень эмоционально-волевого напряжения совпадает со временем старта. Возникающее состояние называется состоянием боевой готовности. Оно положительно влияет на деятельность спортсмена в соревнованиях, позволяя ему
максимально полно реализовать свою подготовленность, а при большом воодушевлении и высоком боевом подъеме — и резервные двигательные, волевые, интеллектуальные возможности.