Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

Порой случается, что  спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.

В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.

Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

Первый этап

Решается специальная  задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).

Второй этап

После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: 
— как можно больше отвлечься от всего окружающего; 
— четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д.; 
— воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

Третий этап

В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

1. он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме; 
2. ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д.; 
3. ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху); 
4. ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта)

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

Известно, что некоторые  спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие — мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т. п.

Таким образом, ситуативное  управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований

45) . Причины, влияющие на динамику предсоревноватепьного психического напряжения

Основными причинами, влияющими на динамику предсоревно-вательных психических состояний, являются следующие:

1. Значимость соревнований. Она  определяется в первую очередь соотношением цели и уровня подготовленности спортсмена. Это обусловливает, так сказать, абсолютную значимость соревнований, независимо от их масштаба. Слабая подготовленность заставляет снизить цель, что уменьшает значимость соревнований и тем самым психическое напряжение. Высокий уровень подготовленности, если он сочетается с вполне достижимыми целями, чаще всего дает благоприятную динамику психического напряжения. Объективно хорошая подготовленность, дополненная высокой самооценкой, позволяет принять очень, высокие цели, достижение которых существенно влияет на социальный статус и будущую жизнь спортсмена. Завышение цели может произойти как вполне сознательно, так и неосознанно. Нередко это отрицательно  сказывается  на  динамике предстартового состояния.  На-

раздражительный ответ, отчетливо проявляемое волнение, суетливость, избыточная и несвоевременная  мотивация, колкие, едкие замечания, запугивания, завышенные обещания, негативные оценки состояния спортсмена, преждевременное объявление планируемого результата — все это оказывает отрицательное влияние на состояние спортсмена и динамику предсоревновательного пси-] хического напряжения.

  1. И н диви ду а л ьно - психо л о г и ч е с к и е     особенно 
    сти  спортсмена. Речь идет главным образом о тех особенностях, 
    которые   определяются   основными   свойствами   нервной   системы 
    и   личности.   Они создают неповторимость проявлений состояний 
    спортсмена перед стартом, позволяют сформировать свой индиви 
    дуальный   стиль   деятельности   и   регуляции действий и пережи 
    ваний.
  2. Особенности    вида   спорта   и   соревнователь 
    ного упражнения. Предстартовое состояние спринтера и стай 
    ера, гимнаста и пловца, метателя и бегуна определяется необхо 
    димой степенью мобилизации, числом стартов вдень, возможностью 
    начинать упражнение самостоятельно или по сигналу стартера и; 
    пр. Например, для метателя максимальая собранность и мобили 
    зация как итог психического напряжения перед исполнением уп 
    ражнения является основой его результата.  Подобное состояние 
    на старте совершенно не нужно марафонцу. У метателя, начинаю 
    щего упражнение самостоятельно, и бегуна, принимающего старт 
    по сигналу стартера, динамика психического напряжения различ 
    на, особенно в последнее мгновение перед выполнением упражне 
    ния. Этот фактор существенно влияет на особенности саморегуля 
    ции предстартовых состояний. Метатель имеет время выбирать 
    для начала упражнения различные нюансы в динамике своего со 
    стояния.  Бегун должен  создавать  благоприятное состояние  и 
    удерживать его до сигнала стартера.
  3. Степень    овладения   способами   саморегуля 
    ции.   Умелое и своевременное использование способов саморегу 
    ляции   может   нивелировать   многие   из факторов, оказывающих 
    неблагоприятное   воздействие  на предстартовое состояние спорт 
    смена.
  4. Психологический    климат    в   коллективе.   Ха 
    рактер и особенности взаимоотношений членов коллектива, взаим 
    ная поддержка, уверенность спортсмена в том, что в трудный мо 
    мент он получит хороший совет и помощь, разумно организован 
    ные   группы   болельщиков и многие другие факторы, характери 
    зующие внутриколлективные отношения, оказывают определенное 
    влияние на динамику психических состояний спортсменов  перед 
    соревнованиями.

пример, отлично подготовленный спортсмен, искусно подведенный тренером ко дню старта, "на разминке показывает свои лучшие достижения. Это определяет скачок соревновательной цели и, в свою очередь, изменение состояния спортсмена, что в конце концов может завершиться неблагоприятным предстартовым состоянием и плохим спортивным результатом. Поэтому за день до соревнований либо на разминке результаты контрольных отрезков объявлять спортсмену совсем необязательно, особенно если они очень высоки. Эта информация часто избыточна, а для оптимального уровня психического напряжения и информация должна быть оптимальной.

Значимость  соревнований определяется их масштабом. Но эта значимость относительна {несомненно, первенство страны более значимо, чем первенство школы). Относительная значимость влияет на абсолютную — с ростом масштаба соревнований психическое напряжение участников, как правило, возрастает. Однако возможны и исключения из этого правила. Например, спортсмен в жесткой конкуренции выиграл отборочные соревнования в своей республике и попал на чемпионат страны. Но результат его один из самых худших среди всех участников чемпионата страны и поэтому, несмотря на возросший масштаб соревнований, спортсмен волновался меньше. Из этого следует практическое заключение: для эмоционально возбудимых, эмоционально неуравновешенных спортсменов искусственное временное снижение значимости выступления в соревнованиях является действенным способом оптимизации их состояний.

2. Состав   участников   соревнований.   Этот фактор 
тесно   связан   с   первым: наличие сильных соперников повышает 
значимость   соревнований.   Это   предъявляет высокие требования 
к наличию или отсутствию информации о противниках. Посколь 
ку неопределенность всегда вызывает излишнее напряжение, надо 
иметь   необходимую информацию   о составе участников. Но эта 
информация не должна быть избыточной. Необходимо знать о про 
тивнике только то, что непосредственно потребуется в соревнова 
ниях.

При большом различии в уровне подготовленности участников, когда исключена жесткая  конкуренция, предсоревнователь-ное психическое напряжение участников определяется в основном предполагаемым результатом, а не соперничеством. Наибольшей высоты напряжение достигает в тех случаях, когда ожидается острая борьба между равными по силам участниками.

  1. Организация  соревнований.  Торжественное откры 
    тие, предсоревновательные ритуалы, регламент соревнований, свое 
    временность   стартов,   объективность   судейства, грамотность се- 
    кундирования, поведение и количество зрителей могут оказать как 
    положительное, так и отрицательное влияние на динамику пред- 
    соревновательных   состояний,   что   определяется опытом и инди 
    видуальными особенностями спортсменов.
  2. Поведение   окружающих   спортсмена   людей 
    (особенно   тренера).   Случайно брошенное непродуманное слово,

46) Центральное место в психологии спортивного соревнования занимают исследования предсоревновательных психических состояний: психического напряжения, эмоционального возбуждения, стресса, предстартового волнения и т. д. Эти состояния являются частным определением предрабочих состояний в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.

Как известно, деятельность определяется сложным взаимодействием двух видов  психического напряжения: эмоционального, автоматического, часто неосознаваемого, и волевого, произвольного, сознательного. Первое порождает переживание, второе — волевое усилие. Их сложное взаимодействие состоит в том, что каждое из них проявляется не только непосредственно в самой деятельности, но и друг в друге. Нередко возникающие перед соревнованиями переживания достаточно успешно стимулируют спортсмена, сводя к минимуму волевые усилия. В то же время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Пред-соревновательное эмоциональное напряжение регулируется, оптимизируется целенаправленным волевым усилием в тех случаях, когда оно возникает слишком рано или с силой, грозящей нарушением нервно-психических механизмов регуляции. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяет экономичность использования этой энергии. Большинство рекордных достижений в спорте —это результат эмоций, управляемых волей. Возникающие состояния боевого духа, воодушевления, вдохновения способствуют раскрытию резервных возможностей организма и психики спортсмена, на что и ориентированы все приемы самоуправления в спорте. 

На рис. 5 схематически показана динамика предсоревновательных психических состояний на примере психического напряжения в период, предшествующий старту, и в момент старта.

В обыденной жизни при отсутствии экстремальных ситуаций уровень психического напряжения колеблется в пределах нормы (ординара). Его колебания соответствуют состояниям от дремотных до активных рабочих (при выполнении обычных обязанностей). За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если он остается таким вплоть до старта, можно считать, что спортсмен находится в состоянии стартового безразличия. На соревнованиях он продемонстрирует достигнутый уровень подготовленности, но его резервные возможности не реализуются. Обычно с приближением времени старта уровень психического напряжения возрастает. Эмоционально неустойчивые спортсмены испытывают его за неделю и более, эмоционально устойчивые — чаще всего только в день старта. В наиболее благоприятных случаях оптимальный уровень эмоционально-волевого напряжения совпадает со временем старта. Возникающее состояние называется состоянием боевой готовности. Оно положительно влияет на деятельность спортсмена в соревнованиях,     позволяя     ему

максимально полно реализовать свою подготовленность, а при большом воодушевлении  и высоком боевом подъеме —  и резервные двигательные, волевые, интеллектуальные возможности.

Информация о работе Психология спорта