Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.
Предложенная им
классификация оказалась
Авторитарный, или
директивный, стиль работы тренера
характеризуется полным его единоначалием,
т. е. единоличным принятием решений
(причем только собственной формулировки),
стремлением оставить за собой исключительное
право поощрять и наказывать. Все
руководящие воздействия
Тренеры с директивным
стилем управления обычно с симпатией
относятся к тем, кто не возражает
им ни в чем, кто согласен с любыми
их предложениями. Поэтому в коллективах,
ими руководимых, бывают, как правило,
«любимчики», которые не всегда пользуются
уважением среди товарищей. В
общении с остальными своими учениками
и с коллегами тренеры-
Демократический,
или коллегиальный, стиль руководства
характеризуется передачей
Развивая дискуссию
и обсуждая вопросы, касающиеся деятельности
коллектива, тренер развивает личную
деловую инициативу и самостоятельность
у своих подопечных, не пересекая
ту грань, за которой он может оказаться
у них на поводу. Коллективно обсуждая
те или иные проблемы, тренер-демократ
делает это не ради формы. Он действительно
желает знать мнение спортсменов, чтобы
учесть его, принимая решение. Вместе с
тем ответственные и срочные
дела, требующие немедленных
В общении со своими учениками у тренера, пользующегося коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций.
Контролируя деятельность
членов коллектива, тренер старается
сосредоточить свой контроль на главном,
не переходя на мелочную опеку. В отношениях
с людьми он объективен, справедлив,
вежлив, деликатен, доброжелателен и
всегда доступен для контакта, в
работе не боится конкуренции, а в
своем окружении предпочитает видеть
квалифицированных
Либеральный (попустительский,
или свободный) стиль руководства
характеризуется минимальным
Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки.
Такой тренер крайне
равнодушен к мнению учеников и окружающих
о нем, малообщителен и безынициативен
во всем, безразличен к своей
В жизни редко встречаются тренеры, деятельность которых четко укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет" все три стиля, но выраженность каждого из них бывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера.
58) Психологическая совместимость в лыжном спорте
Совместимость членов спортивной команды следует рассматривать на трех уровнях: социальном, психологическом и психофизиологическом.
Под социальной совместимостью подразумевается одинаковое понимание членами команды социальных норм и установок, правил и требований, единство целей, мотивов и потребностей.(11)
Под психологической совместимостью понимается схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, экстроверсии - интроверсии, а также целому ряду других психических процессов и качеств. (11)
Психофизическая совместимость представляет собой синхронность психомоторных реакций, одинаковый темп выполнения действия, подобие членов команды по уровню возбуждения-торможения, инертности-подвижности, силы-слабости. (11)
Взаимоотношения в команде и эффективность её деятельности обусловлены социальной, психологической и психофизиологической совместимостью. (11)
1.1 Влияние психологической
В условиях спортивной
деятельности психологическая совместимость
между членами спортивной команды
обнаруживается сразу или формируется
после длительных совместных действий
и общения. Быстрое обнаружение
совместимости по ряду психологических
качеств у нескольких членов команды
свидетельствует о наличии у
них одинаковых приобретённых, воспитанных,
качеств. Малознакомые или впервые
попавшие в одну команду спортсмены
после непродолжительной
В первом впечатлении о человеке фиксируется возраст, внешний облик, эмоциональное состояние и черты характера. Как правило, высокая оценка внешнего облика коррелирует с оценкой психических качеств и положительным отношением к личности. Дальнейшее общение и совместны действия могут вносить свои коррективы в сложившееся впечатление.(3) Члены команды начинают отмечать друг у друга черты в поведении, которые соответствуют их нормам и представлениям, находить общее в понимании жизненных ценностей, обнаруживать единство взглядов и интересов.
На этой стадии
общения и взаимодействия идет глубокий
анализ под девизом: «Кто я и кто
другие?» Сравнение и
Ситуация, которую я рассмотрел пример того как возникает психологическая совместимость у людей, встретившихся впервые, но имеющих одинаковые личностные качества, взгляды, мнения, интересы, цели.
Рассмотрим команду лыжников, у которых нет общих интересов, отсутствует взаимопонимание. «Если интересы противоположны, коммуникация приобретает манипуляторный характер: люди пытаются влиять друг на друга путем производимых жестов, чтобы создать желаемое впечатление» (12) Такие отношения в команде негативно влияют на результаты спортсменов. Ведь если нет стабильных отношений, взаимопонимания между этими лыжниками, они постоянно нервничают, чувствуют себя скованно на тренировке. Это отражается на результатах. Совместная деятельность удерживая коллектив от распада, заставляет спортсменов искать компромиссы в общении, учится понимать чувства и суждения друг друга, находить то общее, что может их объединить. Прикладывая усилия в том направлении, спортсмены вынуждены отказываться от некоторых своих суждений и мнений, принимать на себя несвойственные им роли, внешне или с внутренней убеждённостью разделять взгляды, противниками которых они были недавно. Достижение совместимости таким путём сопровождается эмоциональным переживанием, потерей психологического равновесия, ни для кого не проходит гладко и бесконфликтно. Нередко только после длительного конфликта конфронтирующие стороны путём компромисса приходят к согласию. Для формирования стойкой и боевой команды важнее не избавлять её от конфликтов, а научить спортсменов преодолевать их.
Позитивные взаимоотношения
могут возникать при
Несхожесть личностных
качеств, которая, по логике, лежит в
основе психологической
Особое место
при анализе влияния
Наряду с взаимоотношениями тренер должен учитывать общественное мнение, настроение и традиции коллектива.
Общественное мнение
спортивной команды включает интеллектуальные,
мотивационные и волевые
Создание психологического климата в команде особенно важно, поскольку у спортсменов ярко выражена потребность в товариществе, в обмене опытом и знаниями, а также стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет - самоутвердится в коллективе.
Коллективное настроение это общее длительное состояние спортсмена, влияющее на проявление их качеств, на эффективность совместной и индивидуальной деятельности. Положительные настроения, например бодрость, уверенность, активизируют общую и индивидуальную деятельность, отрицательные - затрудняют. На настроение команды влияют многие факторы: значение, ход, цели и результаты деятельности, взаимоотношения, а также уровень воспитания спортсменов. Настроение зависит от личных качеств спортсменов, их мировоззрения, характера, опыта. Причины, влияющие на настроение, могут быть как постоянными (свойства личности, организованность), так и переменными (ход действий, складывающиеся ситуации).(9)
Я считаю, что тренеру
важно знать причины
Нередко для сплочения
команды используются традиции-обычаи,
нормы и правила жизни людей,
передающиеся от поколения к поколению.
Традиции - являются результатом социально-
Жизнь спортивных команд убедительно показывает, что взаимопонимание, слаженность, сработанность выше в команде, где учитываются психологическая совместимость спортсменов и их индивидуальные особенности. Поэтому тренер должен заботиться со совместимости и создавать условия для самоутверждения каждого спортсмена, завоевание им положительного авторитета в команде.(9)
Важное значение
при рассмотрении психологической
совместимости характеров. Многие поведенческие
особенности спортсменов
Под характером понимают
индивидуально ярко выраженные качественно
своеобразные психологические черты
человека, влияющие на его поведение
и поступки. Из этого определения
вытекает, что когда речь идет о
характере человека, то имеются в
виду все его индивидуально