Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.

Предложенная им классификация оказалась удивительно  долговечной и с небольшими изменениями  действует и в наши дни (в некоторых  современных публикациях авторитарный стиль заменен директивным, а  демократический— коллегиальным, но суть, содержание терминов остались прежними).

Авторитарный, или  директивный, стиль работы тренера  характеризуется полным его единоначалием, т. е. единоличным принятием решений (причем только собственной формулировки), стремлением оставить за собой исключительное право поощрять и наказывать. Все  руководящие воздействия тренера-автократа  облекаются в форму приказа, ультимативных  требований, распоряжений. Какие-либо отклонения, неточности при их выпол- ' нении, проявление инициативы и самостоятельности вызывают реакцию в виде взысканий, наказаний, выговоров, лишения льгот и т. д. Такой тренер тщательно и строго контролирует всю деятельность и поведение спортсменов, но не с целью проявить заботу о них, помочь им, а с единственным стремлением — все сделать для того, чтобы не сорвать выполнение поставленной перед ним, тренером, задачи.

Тренеры с директивным  стилем управления обычно с симпатией  относятся к тем, кто не возражает  им ни в чем, кто согласен с любыми их предложениями. Поэтому в коллективах, ими руководимых, бывают, как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. В  общении с остальными своими учениками  и с коллегами тренеры-автократы  держатся на расстоянии, а если и  допускают вербальные контакты, то только кратковременные, часто переходящие  в грубость, несдержанность, бестактность. Неумея найти оптимальный, ровный тон в общении со своими учениками, они при неудачных их выступлениях разражаются руганью, оскорблениями, а при удачных — склонны к лести и заискиванию. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации.

Демократический, или коллегиальный, стиль руководства  характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций  членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решений  тренер-демократ привлекает весь коллектив  или актив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения.

Развивая дискуссию  и обсуждая вопросы, касающиеся деятельности коллектива, тренер развивает личную деловую инициативу и самостоятельность  у своих подопечных, не пересекая  ту грань, за которой он может оказаться  у них на поводу. Коллективно обсуждая те или иные проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно  желает знать мнение спортсменов, чтобы  учесть его, принимая решение. Вместе с  тем ответственные и срочные  дела, требующие немедленных действий, тренер выполняет сам.

В общении со своими учениками у тренера, пользующегося  коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет  раздраженности и нервозности. Все  обращения выполняются им в форме  просьб, советов, рекомендаций.

Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается  сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и  всегда доступен для контакта, в  работе не боится конкуренции, а в  своем окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов.

Либеральный (попустительский, или свободный) стиль руководства  характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. Такой тренер находится  как бы в стороне от того, чем  занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией  и посредничестве между своим  коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия.

Требования, советы, рекомендации в общении с учениками  у тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые  объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической  оценки.

Такой тренер крайне равнодушен к мнению учеников и окружающих о нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к своей управленческой деятельности.

В жизни редко  встречаются тренеры, деятельность которых четко укладывалась бы в  рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет" все три стиля, но выраженность каждого из них бывает различной. Преобладание одного или двух из них  характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера.

58) Психологическая совместимость в лыжном спорте

Совместимость членов спортивной команды следует рассматривать  на трех уровнях: социальном, психологическом  и психофизиологическом.

Под социальной совместимостью подразумевается одинаковое понимание  членами команды социальных норм и установок, правил и требований, единство целей, мотивов и потребностей.(11)

Под психологической  совместимостью понимается схожесть людей  по вниманию, мышлению, памяти, эмоциональной  уравновешенности и беспокойству, тревоге, экстроверсии - интроверсии, а также целому ряду других психических процессов и качеств. (11)

Психофизическая совместимость  представляет собой синхронность психомоторных  реакций, одинаковый темп выполнения действия, подобие членов команды по уровню возбуждения-торможения, инертности-подвижности, силы-слабости. (11)

Взаимоотношения в  команде и эффективность её деятельности обусловлены социальной, психологической  и психофизиологической совместимостью. (11)

1.1 Влияние психологической совместимости  на взаимоотношения в команде

В условиях спортивной деятельности психологическая совместимость  между членами спортивной команды  обнаруживается сразу или формируется  после длительных совместных действий и общения. Быстрое обнаружение  совместимости по ряду психологических  качеств у нескольких членов команды  свидетельствует о наличии у  них одинаковых приобретённых, воспитанных, качеств. Малознакомые или впервые  попавшие в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между  ними есть в чем-то сходства, что  у них есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию. (11)

В первом впечатлении  о человеке фиксируется возраст, внешний облик, эмоциональное состояние  и черты характера. Как правило, высокая оценка внешнего облика коррелирует с оценкой психических качеств и положительным отношением к личности. Дальнейшее общение и совместны действия могут вносить свои коррективы в сложившееся впечатление.(3) Члены команды начинают отмечать друг у друга черты в поведении, которые соответствуют их нормам и представлениям, находить общее в понимании жизненных ценностей, обнаруживать единство взглядов и интересов.

На этой стадии общения и взаимодействия идет глубокий анализ под девизом: «Кто я и кто  другие?» Сравнение и сопоставление  приводит к выводу, что в команде  есть единомышленники, люди, вызывающие симпатию и расположение. Так в  спортивной команде выявляются люди и подгруппы, между которыми существует психологическая совместимость.

Ситуация, которую  я рассмотрел пример того как возникает  психологическая совместимость  у людей, встретившихся впервые, но имеющих одинаковые личностные качества, взгляды, мнения, интересы, цели.

Рассмотрим команду  лыжников, у которых нет общих  интересов, отсутствует взаимопонимание. «Если интересы противоположны, коммуникация приобретает манипуляторный характер: люди пытаются влиять друг на друга  путем производимых жестов, чтобы  создать желаемое впечатление» (12) Такие  отношения в команде негативно  влияют на результаты спортсменов. Ведь если нет стабильных отношений, взаимопонимания между этими лыжниками, они постоянно нервничают, чувствуют себя скованно на тренировке. Это отражается на результатах. Совместная деятельность удерживая коллектив от распада, заставляет спортсменов искать компромиссы в общении, учится понимать чувства и суждения друг друга, находить то общее, что может их объединить. Прикладывая усилия в том направлении, спортсмены вынуждены отказываться от некоторых своих суждений и мнений, принимать на себя несвойственные им роли, внешне или с внутренней убеждённостью разделять взгляды, противниками которых они были недавно. Достижение совместимости таким путём сопровождается эмоциональным переживанием, потерей психологического равновесия, ни для кого не проходит гладко и бесконфликтно. Нередко только после длительного конфликта конфронтирующие стороны путём компромисса приходят к согласию. Для формирования стойкой и боевой команды важнее не избавлять её от конфликтов, а научить спортсменов преодолевать их.

Позитивные взаимоотношения  могут возникать при откровенном  несходстве людей по некоторым психическим  качествам. В каждой спортивной команде  можно встретить двух-трех спортсменов, представляющих дружную, сплоченную неформальную подгруппу, у которой помимо общего есть немало различий. Один спокоен, уравновешен, другой резок и вспыльчив; один прямолинеен  в делах и общении, другой дипломатичен; один, прежде чем совершить поступок, несколько раз взвесит и обдумает все «за» и все «против», а другой действует после первой пришедшей  в голову мысли. И, тем не менее, эти  люди могут быть друзьями. На чем  же держится их дружба? Прежде всего, на том, что как говорили еще в  древности «мы ищем в друге  то, чего лишены сами», то есть компенсируемым то, чего нам недостаёт, чего в нас  нет и что мы ценим.(11)

Несхожесть личностных качеств, которая, по логике, лежит в  основе психологической несовместимости, приводит к социальной совместимости  тогда, когда личностные качества, импонирующие в других, не противоречат собственной  системе ценностей, взглядам на то, что нравится в людях. Если этого  не происходит, то психологическая  несовместимость еще больше усиливается  социальной несовместимостью.(11)

Особое место  при анализе влияния совместимости  на взаимоотношения в спортивной команде занимает совместимость  между тренером и его учениками. Характер их контактов обусловлен степенью единодушия в достижении целей, во взглядах на методы и средства подготовки, в  представлениях об отношении к занятиям. Единство этих и ряда других ценностей  и взглядов тренера и учеников способствуют возникновению между  ними психологической и социальной совместимости, обуславливающей их взаимоотношения. Личностные качества тренера должны соответствовать  той роли, которую он выполняет. Несоответствие между реальным поведением и идеалом, сложившимся в представлении  спортсменов о тренере, приводит к несовместимости, влекущей за собой  нарушение взаимоотношений.(11) Тренер должен относится к своим ученикам одинаково и справедливо, ведь если он кого-то будет постоянно выделять и хвалить, то это приведет к тому, что в команде изменится отношение  к этому спортсмену, может возникнуть конфликт. Я считаю. Что тренер оказывает  огромное влияние на сплоченность в  команде, а сплоченность в команде  является неотъемлемым фактором психологической  совместимости.

Наряду с взаимоотношениями  тренер должен учитывать общественное мнение, настроение и традиции коллектива.

Общественное мнение спортивной команды включает интеллектуальные, мотивационные и волевые элементы. Это совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение  спортсменов к затрагивающим  их интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, факторам. Мнения возникают  и формируются в процессе обсуждения целей и задач спортивной деятельности.(9)

Создание психологического климата в команде особенно важно, поскольку у спортсменов ярко выражена потребность в товариществе, в обмене опытом и знаниями, а  также стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет - самоутвердится в коллективе.

Коллективное настроение это общее длительное состояние  спортсмена, влияющее на проявление их качеств, на эффективность совместной и индивидуальной деятельности. Положительные  настроения, например бодрость, уверенность, активизируют общую и индивидуальную деятельность, отрицательные - затрудняют. На настроение команды влияют многие факторы: значение, ход, цели и результаты деятельности, взаимоотношения, а также  уровень воспитания спортсменов. Настроение зависит от личных качеств спортсменов, их мировоззрения, характера, опыта. Причины, влияющие на настроение, могут быть как постоянными (свойства личности, организованность), так и переменными (ход действий, складывающиеся ситуации).(9)

Я считаю, что тренеру  важно знать причины коллективных настроений и уметь управлять  ими. Для этого он должен заботиться об успешной деятельности спортсменов, организовать их взаимопомощь, теплым словом и поощрением поддерживать их усердие, проявлять педагогический такт.

Нередко для сплочения  команды используются традиции-обычаи, нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению. Традиции - являются результатом социально-психологического закрепления и проявления. Образцовое поведение, самоотверженность, став традицией  команды, будут влиять на формирование морально-волевых качеств у спортсменов.(9)

Жизнь спортивных команд убедительно показывает, что  взаимопонимание, слаженность, сработанность  выше в команде, где учитываются  психологическая совместимость  спортсменов и их индивидуальные особенности. Поэтому тренер должен заботиться со совместимости и создавать  условия для самоутверждения  каждого спортсмена, завоевание им положительного авторитета в команде.(9)

Важное значение при рассмотрении психологической  совместимости характеров. Многие поведенческие  особенности спортсменов зависят  не только от природных особенностей, но и от воспитания, которое в  ряде случаев маскирует свойства темперамента.

Под характером понимают индивидуально ярко выраженные качественно  своеобразные психологические черты  человека, влияющие на его поведение  и поступки. Из этого определения  вытекает, что когда речь идет о  характере человека, то имеются в  виду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические  черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как  индивидуальности, выделить не сумму  ее качеств, а те черты, которые отличают данного человека от других людей  и вместе с тем структурно целостны, то есть представляют собой известное единство. Эти черты человека отражаются в его поведении.(15)

Информация о работе Психология спорта