Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, т. е. действия с опережающим ответом на начало действий или движений соперника.

Антиципирующие реакции как  опережающее отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (например, летящего мяча, движущихся игроков и т. д.), в других— на основе памяти, мышления, воображения (например, при прохождении трассы в слаломе, ведении поединка в фехтовании, боксе, борьбе с неизвестными соперниками).

Предвосхищение действий, тактических  комбинаций соперника возможно не только на основе памяти, творческого воображения и мышления, но и на основе учета ряда предшествующих действию признаков. Например, в футболе такими признаками могут быть положение стопы опорной ноги бьющего по мячу игрока, положение бьющей ноги; в волейболе при блокировании — положение предплечья и кисти бьющей руки, разворот плеч; в боксе — положение опорной ноги, положение рук и т. п. Именно учет этих наиболее информативных признаков и позволяет спортсменам с большой вероятностью распознать действия соперника.

Антиципация характерна не только для  индивидуальных, но и для групповых тактических действий, в которых антиципирующий эффект возможен на основе накопления специальных знаний, формирования тактического мышления, а также на основе определенной информации (сигнализации) — речи, жестов, поз, действий спортсменов.

 

 

 

37) Психологическая подготовка спортсмена

Психологическая подготовка – это процесс практического  применения четко определенных средств  и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена.

 

 

Подготовка человека к определенной деятельности — это процесс формирования готовности к продуктивному участию в ней., В этой готовности можно выделить ряд компонентов: мышечный,.1 функциональный, операционный, психологический и др. К любой деятельности, к любой роли человек должен быть готов психологически. Особенно к новой. Особенно при изменяющихся условиях, поэтапном достижении целей, скачках потребностей и ценностных ориентации. Именно такой является деятельность спортсмена. Точ-но так же результат деятельности, удовлетворенность ею, внутренний психологический комфорт, переживания человека во мно-! гом зависят от его психологической готовности не только к про-. цессу деятельности, но и к ее условиям: конкретному режиму жизни, оценке его личности, возможным наказаниям или поощрениям, особенностям общения с определенным кругом лиц и, вообще, к тому специфичному психологическому климату и психическому напряжению, которые неизбежно сопровождают любую продуктивную деятельность.

Виды психологической  подготовки спортсменов и команд         

 В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов  и команд, в определении специфики  нагрузок тренеры и спортсмены  постоянно встречаются с необходимостью  определения структуры, то есть  знания видов подготовки и  взаимосвязей этих видов. 

Таблица 1. 

 

 

Психологическая подготовка  

Общая

Специальная

К длительному тренировочному процессу

К данному соревнованию

Волевая

К конкретному сопернику

Социально-психологическая

К этапу тренировки

Развитие координации  движений

Ситуативное управление состоянием

К соревнованиям вообще

 

Самовоспитание

 

 

Взаимная коррекция


 

 

Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека.

Специальная психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.        

 Каждый  из  перечисленных  видов  общей  и   специальной   психологической подготовки (см. табл.1) в практике работы тренеров и спортсменов постепенно наполняется совершенно конкретным содержанием, средствами и приемами. Выделение видов общей и специальной психологической подготовки целесообразно только с условием их взаимного обогащения и дополнения, взаимной коррекции.

38-39) Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу

К спортивному достижению, родившемуся  за секунды или ми-1 нуты, идут постепенно, изо дня в день, долгие годы. Высокие ре- ] зультаты в современном спорте могут быть достигнуты только \ при условии многолетней систематической тренировки, жесткого : соблюдения жизненного и спортивного режима. К этому спорт- * смен должен быть психологически подготовлен. Достигнутая под- ] готовленность должна постоянно развиваться и совершенство-] ваться в ходе самой тренировки. Существуют два пути обеспечения! и поддержания такой подготовленности: 1) создание, подкрепление,] непрерывное развитие и совершенствование мотивов спортивной-тренировки; 2) создание благоприятных отношений к различным) сторонам тренировочного процесса. Это разделение условно, так, как формирование мотивов осуществляется через формирование! соответствующих отношений. Но мотивация имет свою специфику.

Мотивы спортивной деятельности. Активность, собранность, дис-: ■цишшнированность   спортсмена,   продолжительность   и   результа-тйвность его работы определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация должна базироваться на потребностях спортсмена,  идти  через  иерархию стратегических,  тактических и тех-j нических целей и находить  выражение в конкретных  побужде-1 ниях. Изменив порядок знаменитой греческой триады, можно сказать, что мотивация строится по принципу: хочу — могу — должен.] Осознанное желание, сформулированное в виде четкой цели, вы-' сокая   вероятность   ее  достижения  и понимание обязательности^ определенных действий, необходимых для решения личных и оба щественных задач,  побуждают спортсмена  к упорным тренировкам в течение многих лет.

Здесь рассматриваются не мотивы, побуждающие к занятиям, спортом, а мотивация спортсмена к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу с целью достижения высоких спортивных результатов.

Постановка далеко отставленных целей. На каком •бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка.

Каких бы успехов  ни достиг спортсмен,  ему постоянно  надо I прививать мысль, что достигнутый результат далек от его реаль-ных возможностей, что тут же, вслед за достигнутой, встает новая,   более   высокая   цель.   Далеко   отставленная   высокая   цель! через    серию    промежуточных   целей   в   тренировочном   процессе! ■определяет   постоянную   установку   на   качественную   работу   на* любом   этапе  спортивного  совершенствования.   Поэтапное  достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное 3 -состояние спортсмена.  Далеко. отставленная  цель  высокого  по-"

322 

рядка помогает спортсмену понять разницу  между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями ради великого счастья большого спортивного достижения.

Формирование мотива достижения успеха. Иногда спортсмен, достигнув определенного (чаще всего высокого) уровня спортивных достижений, сохраняя внешне активность и добросовестность в тренировках, начинает думать о достаточности этих результатов: «Не выступить бы хуже, на улучшение я не рассчитываю». Такие мысли могут вести к формированию мотива избегания неудачи. Как только у спортсмена зарождается этот мотив, рост результатов становится маловероятным, так как исчезают установки на улучшение результатов («сегодня делать лучше, чем вчера»), поскольку достаточно и вчерашнего. Формирование и поддержание мотива достижения успеха осуществляется с опорой на определенные свойства личности, и в первую очередь на честолюбие в его положительном значении. К огромной, трудной, многолетней работе спортсмена стимулирует (наряду с другими факторами) стремление быть знаменитым, желание спортивной славы. Спортивное честолюбие и опора на него укрепляют мотивационную структуру тренировочного процесса. Развитию положительных сторон честолюбия способствует афиширование успехов спортсменов: стенды с их фотографиями, таблицы рекордов, плакаты с поздравлениями, статьи из газет, журналов, передачи по радио и телевидению о соревнованиях, в которых спортсмен успешно выступал, коллекционирование спортсменом любых атрибутов его достижений.

Однако честолюбие нельзя путать с  тщеславием. Любить честь, славу, добиваться их трудом и талантом, несомненно, полезно и спортсмену и обществу. Но стремиться к «тщетной славе», радоваться случайному, незаслуженному успеху либо использовать успех других — это отрицательная черта личности. Спортсмен с элементами тщеславия может действовать в ущерб коллективным интересам, проявлять зазнайство, высокомерие, склонность к саморекламе. Он обычно снижает активность в достижении новых спортивных рубежей, так как сознательно или неосознанно полагает, что его должны чтить и за старые заслуги. Отсюда понятно, что формирование и развитие установки на достижение успеха требует специального контроля, нормирования и регуляции.

Оптимальное соотношение поощрений и наказаний. Поощрение и наказание являются наиболее распространенными способами мотивации человека к деятельности, особенно в спорте, нередко требующем проявления максимума возможностей. Эффект поощрения и наказания определяется их справедливостью, силой, своевременностью, формой, индивидуальными особенностями спортсмена и тренера, стилем управления и пр. Очень важно также оптимальное соотношение поощрений и наказаний, которое характеризуется преобладанием поощрений.

Словесное поощрение элементарно  просто, но действенно. Добрые слова, своевременная обоснованная похвала как бы вливают

323

 

новые силы в спортсмена. В качестве поощрения  могут исполы-зоваться также грамоты, значки, жетоны, медали, призы, поездки и т. п. Своевременное и тактичное поощрение служит хорошим стимулом, поддерживающим длительный интерес и высокую ак1 тивность в спорте.


Развитие традиций команды. Одна из главных психолого-педагогических задач в спорте — формирование коллектива, создание атмосферы командного духа. Желание делать что-то для общей пользы, своими усилиями помогать решать коллективные задачи и одновременно чувствовать уверенность в том, что коллектив всегда поддержит и поможет, способствует высокой про-) дуктивности спортивной деятельности. Развитие традиций команды, организация спортивных праздников, посвященных историческим датам, успехам команды, поиск интересных ритуалов и мно-j гое другое —все это хорошие мотивы для сохранения стремления оставаться в спорте и прогрессировать как можно дольше. В качестве примера одного из путей сплочения коллектива, создания-монолитной команды можно привести довольно необычную трЖ дицию, возникшую в сборной команде СССР по плаванию. 21 июл 1976 г. на XXI Олимпийских играх в Монреале советские брас систки заняли весь пьедестал почета. Этот небывалый успех в одушевил, поднял боевой дух команды и послужил поводом утверждению особого праздника «День команды». Он ежегодн торжественно отмечается всем коллективом и служит прекрасны средством сплочения команды.

Принятие коллективных решений. Участие  каждого спортсмена в обсуждении основных вопросов предстоящих тренировок, отдыха, культурно-массовых, восстановительных и других; мероприятий и в принятии коллективных решений повышает аЩ тивность и сознательность спортсменов, углубляет понимание ими? проблем спортивной тренировки. Коллективное принятие спортсменами определенного решения значительно помогает тренеру: требовать безусловного его выполнения по принципу: коль уж; решение принято, его надо претворять в жизнь. После этого требования тренера носят характер не только приказаний, но и напоминаний, и для планомерной работы в течение последующего периода тренировок у него есть хороший инструмент мотивации — опора на решение, принятое совместно со спортсменами.

Эмоциональность тренировочных занятий. Моно-тония, скука — извечные враги работоспособности. Однообразные повторения,   одинаковые   задания притупляют самоконтроль,  co-j бранность,  а в состоянии психического  перенапряжения раздра-' жают, ведут к отказам от тренировки. Любыми способами необходимо вызывать интерес к заданию, разнообразить его даже без особой   методической  цели,  только  ради   борьбы  с  монотонней. Есть и специальные приемы повышения эмоциональности тренировочных занятий. Это прежде всего спарринг-партнерство и разнообразные  игры.  Их  значение особенно  велико  в  таких видах j ■ спорта,   как   плавание,   гребля,   лыжный,  конькобежный,   велоси-| .медный, бег в легкой атлетике, в которых тренировки без парт-

324 

нера трудно переносимы и малопродуктивны. Поэтому для мотивации спортсмена в них широко используется парная или групповая тренировка. Спарринг-партнер создает обстановку соперничества, побуждает хотя бы чуть-чуть обойти, когда уже, кажется, нет сил, позволяет испытать радость победителя несколько раз за тренировку. При этом каждое тренировочное занятие напоминает маленькое соревнование, что естественно повышает эмоциональность. Такую же роль выполняют игры. Разнообразные, часто нестандартные, они помогают уменьшить напряжение от тяжелой монотонной тренировочной работы. Представители видов спорта циклического характера в свободные от тренировок вечера по собственному желанию часто играют в футбол или баскетбол.

Большое значение для подъема эмоциональности  тренировочных занятий имеет музыкальное сопровождение. Поэтому о нем надо заботиться особо, устанавливая в залах качественную аппаратуру, подыскивая и обновляя записи или пластинки в соответствии с задачами тренировки и желаниями спортсменов. Еще лучше активно подключить к этому самих спортсменов.

Особенности личности тренера. Несомненно, сильным мотивом активности и добросовестности в тренировочном процессе, поддержания длительного интереса к занятиям спортом выступает личность тренера. Наиболее важны следующие ее особенности:

Информация о работе Психология спорта