Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

Использование дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регуляции психических состояний спортсменов. По данным А. А. Виру, на первенстве СССР по баскетболу количество удачных штрафных бросков после выполнения 1-2 глубоких выдохов достигала 68% (против 54% без использования этого приема) (см.: О некоторых факторах, меняющих успешность игровых действий баскетболистов // Проблемы психологии спорта. М., 1962).

В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы (см.: Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой! Л., 1976).

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за тоже число шагов (4,6, 8). После выдоха — задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3, 4 шага) или несколько короче в случае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяется самочувствием. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 шагов и более, а в связи с этим может возрастать и задержка дыхания.

Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы.

Злоупотреблять этими упражнениями не следует. Положительный эффект возрастает по мере упражняемое, а на первых этапах он может быть незначительным.

До сих пор речь шла о методах срочной регуляции предстартовых и стартовых состояний. Однако эта регуляция может осуществлять спортсменом совместно с тренером и заблаговременно. Этому будут способствовать следующие методы.

Снижение уровня притязаний как способ снятия психического напряжения. Выше уже говорилось, что причиной психического напряжения спортсмена могут быть сложность стоящей перед ним задачи и его неуверенность в возможности ее решения (достижения поставленной перед ним цели). В этом случае целесообразно снизить требования к спортсмену. Если же спортсмен сам ставит перед собой трудные цели, имеет высокий уровень притязаний — задача осложняется. Снизить уровень притязаний спортсмена можно лишь путем убеждения, но это чревато неприятными последствиями, демобилизацией и уходом спортсмена от борьбы. Поэтому лучше изменить направление мыслей спортсмена со спортивного результата и представления о спортивной борьбе на точное, технически правильное выполнение упражнения, на тактически грамотное ведение поединка. Нужно заставить спортсмена думать не столько о результатах, сколько о способах их достижения. Кроме того, необходимо исключить угрозу наказания спор-смена за неудачное выступление.

Воздействие тренера в ситуации психического напряжения в значительной мере зависит от внушаемости спортсмена, то есть его веры даже в те доводы, которые высказываются тренером в неаргументированной форме. В этом случае спортсмен ориентируется не столько на содержание воздействия, его анализ и осмысление, сколько на форму воздействия и его источник, на то лицо, которое дает указания или советы.

При предсоревновательном нервно-эмоциональном напряжении внушаемость возрастает, что связано, очевидно, с увеличением тревожности и неуверенности спортсменов в исходе поединков.

Использование метода десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Сначала составляется перечень ситуаций и людей, которые вызывают у спортсмена состояние тревоги даже в незначительной степени. Затем этот перечень ранжируется в последовательности от факторов, вызывающих значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу.

После этого спортсмену предъявляются сначала ситуации, вызывающие незначительную тревогу. После адаптации к ним переходят к факторам, вызывающим средний уровень тревоги. Далее переходят на более высокий уровень, и так до тех пор, пока спортсмен не адаптируется ко всем стрессогенным для него факторам.

Моделирование соревновательных условий. Чтобы помочь спортсменам снизить соревновательную тревогу, целесообразно на тренировках моделировать некоторые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренеру можно неожиданно для спортсмена провести тренировку или контрольную игру в незнакомом спортивном зале, пригласить на тренировку родителей или девушку спортсмена, болельщиков якобы команды соперника, чтобы те освистывали воспитанников тренера, и т. д. Конечно, эти методы нужно применять осторожно и после каждой такой тренировки объяснять спортсменам их смысл.

49)

Послесоревновательные психические состояния


Их  знание и регуляция являются важнейшим  условием успеха.

Соревнование может  закончиться как победой, так  и поражением; и возникшие при  этом эмоции и состояния не могут  не отразиться на дальнейшей судьбе спортсмена: его работоспособности, формировании и закреплении тех или иных характеристик поведения. Принято  выделять эмоции, связанные с победой, и эмоциональные состояния, связанные  с поражением в соревнованиях. В  первом случае это:

  • чувства заслуженного превосходства, удовлетворения достигнутым результатом;
  • чувство полноты жизни, бодрости, оптимизма, радости;
  • чувство уверенности в своих силах, правильности избранного пути, усиливающееся желание продолжать работу и преодолевать трудности, связанные с тренировками и соревнованиями.

Это эмоции, относимые  к группе положительных.

Отрицательными  эмоциями в случае победы могут считаться:

  • переоценка своих возможностей, ведущая к снижению качества и количества работы над собой;
  • в результате высочайшего напряжения всех сил добытая победа может привести иногда к отказу от дальнейшей работы и вообще уходу из спорта, нежеланию больше так напрягаться, терпеть и вести соответствующий образ жизни.

В данном случае за победу была заплачена слишком высокая  цена, приведшая к невосполнимому истощению возможностей спортсмена.

Говоря об эмоциях  спортсмена, связанных с поражением, следует отметить, что и здесь  многое зависит от отношения его  к случившемуся, от того, как он настроен, от образа его мышления и от того, каким трудом дался ему этот результат. Чаще всего наблюдаются следующие  группы событий:

  • чувство угнетения, упадка сил, потеря уверенности, обида, разочарование, зависть по отношению к выигравшим;
  • активные эмоции, стимулирующие более напряженную подготовку, дисциплину, самоотдачу, стремление повышать результат, перейти в группу победителей.
  • апатия, безразличие, потеря интереса к занятиям спортом (спортсмен на время или навсегда бросает спорт);

Указанные эмоциональные  состояния могут иметь самую  различную интенсивность, длительность. Иногда это кратковременные, но достаточно насыщенные эмоциональные проявления с соответствующим внешним выражением; иногда это менее выраженные, но длительные состояния, эмоциональный  фон, на котором развертывается деятельность кикбоксера в течение длительного времени. Некоторые отрицательные состояния проходят сами ("время лечит"), в некоторых случаях нужны соответствующие воздействия. Все это составляет содержание и характеристику спортивной деятельности.


50) Ряд вопросов социально-психологических основ двигательной деятельности был рассмотрен в главе 9.

Как известно, спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в  присутствии и при участии  других людей.

Основной социально-психологической  единицей в спорте является команда. Спортивная команда представляет собой  коллектив со своими психологическими особенностями и определенными  взаимоотношениями.

Спортивные группы и коллективы обладают всеми общими признаками, характеризующими практически  любую малую группу, к ним относится: совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения. Однако надо помнить, что спортивный коллектив  отличается от спортивной группы.

Наиболее важными  признаками коллектива являются ценностно-ориентационное единство, общественно полезные результаты деятельности, цели и задачи, опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности, высокая способность к самоуправлению и самоорганизации, оптимальные  показатели сплоченности и психологического климата.

Общее понятие о  спортивной команде как о малой  социальной группе и коллективе

Спортивная команда  является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуют  малые группы. К таким признакам  относятся: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность.

Численность.

С точки зрения современной социальной психологии нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек.

Работы современных  социальных психологов показали, что  наиболее эффективными и устойчивыми  являются группы из 6-7 человек. Они считаются  оптимальными для решения ценностно ориентационных задач.

Структура спортивной команды  
Под структурой в социальной психологии понимают существующий в данной группе относительно постоянный образец взаимосвязей ее членов, закрепленные опенки межличностных отношений.  
Выделяют формальную (деловую, официальную) и неформальную (эмоциональную, неофициальную) структуры группы. Формальная структура отражает систему связей, в основе которых лежат права и обязанности того или иного члена группы в зависимости от его роли (амплуа) в данной спортивной деятельности. Формальная организация группы привносится извне.  
Формальную структуру спортивной команды разделяют на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная структура определяется наличием ряда руководящих постов: начальник команды, старший тренер, второй тренер, капитан команды. рядовые игроки. Горизонтальная структура связана с разделением деловых (спортивно-игровых) ролей.  
Групповая деятельность не может быть успешной, если функции, выполняемые каждым членом группы, не будут дифференцированы и согласованы друг с другом. Плох и другой вариант, когда все стремятся делать одно и то же; они будут только мешать друг другу.  
Эти простые истины иногда забываются спортсменами, и не только по их собственной вине: во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. В этом случае каждый из игроков команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, защитники начинают играть на отбой, забывая, что атака начинается с их точного паса. В таком случае, например, в отчетах о матчах футболистов пишут, что на поле было 11 игроков, но не было команды.  
Неформальная структура группы, которая также делится на вертикальную ж горизонтальную, создается самой группой и закрепляется личными побуждениями, носящими согласованный характер. Часто эта структура основывается на симпатии/антипатии, привычках, моральных принципах членов группы. В этой структуре выделяют лидеров, аутсайдеров и членов группы, занимающих промежуточное место в вертикальной иерархии. По горизонтали роли распределяются в неформальных группах в связи с задачами, выполняемыми этими группами.  
Всякая структура группы отражает объективные взаимоотношения между ее членами (зависимость, подчинение, сотрудничество, взаимопомощь), называемые межличностными отношениями. Основной путь изучения этих отношений — постоянное наблюдение за поступками и поведением людей в коллективе. Однако тот путь длителен, а складывающаяся в данный момент ситуация требует во многих случаях знаний об уже сложившихся взаимоотношениях в группе. Поэтому чаще всего межличностные отношения изучаются методом социометрии. Основатель этого метода Дж. Морено считал, что в основе взаимоотношений людей лежит некая синтонностъ, то есть свойственное любому человеку самопроизвольное, ничем не обоснованное проявление симпатии и антипатии к другим людям. Нельзя межличностные отношения рассматривать только как отражение эмоционально-психологических феноменов (симпатий и антипатий), хотя последние и важны при выяснении структуры группы, ее сплоченности и т.д. Межличностные отношения необходимо рассматривать и в плане норм, ценностных ориентации, установок, которые сложились в группе (спортивной команде) на основе активной деятельности всех ее членов.  
Существует следующее определение социометрии: это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличии или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия.

52) . Уровни социального развития спортивных команд как малых групп

По степени  социальной зрелости спортивные команды  можно разделить на диффузные  группы, ассоциации, кооперации и коллективы.

Примером диффузной  группы может являться впервые собранная  команда школы, члены которой  плохо знают друг друга или  вообще незнакомы. В этом случае они  не будут проявлять друг к другу  каких-либо симпатий или антипатий, а также инициативу в межличностном  общении.

Ассоциация может  возникнуть в том случае, если в  команде встретятся, например, два  или несколько учеников из одного класса. В этой ситуации они могут  стать эмоционально близкими друг к  другу, потому что являются членами  одной же вторичной группы.

Следующий уровень  социальной зрелости группы -- корпорация. Совместная деятельность не только необходима по условиям соревнований, но и становится значимой для каждого члена команды. С одной стороны, появляется ролевая дифференциация членов команды (по игровому амплуа, по степени вклада в успех команды), а с другой -- цель команды становится личной для каждого спортсмена, возникает осознание групповой принадлежности, в результате чего каждый член команды может сказать про других: «Это один из нас».

Высшей формой зрелости малой группы является формирование коллектива, когда группа подчиняет  свою деятельность высоким общественным идеалам, когда она решает задачи, полезные для общества. Для спортсменов, образующих команду-коллектив, характерны:

вера всех, а  не части команды, в достижение успеха;

сопереживание за успех или неудачу другого  члена коллектива, то есть эмо-циональное приобщение каждого спортсмена к команде как целому (ото-ждествление себя с коллективом);

коллективистическое самоопределение, или избирательное  отношение спортсменов, входящих в  команду, к любым внешним влияниям, восприятие этих влияний сквозь призму ценностной ориентации команды (правда, это может иметь и отрицательные  последствия -- косность взглядов):

удовлетворенность своей командой.

Не каждая спортивная команда является коллективом. Некоторые  из них остаются на уровне кооперации, некоторые же образуют корпорации. Корпорации -- это группы, в которых межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов содержанием групповой деятельности, нередко имеющей асоциальный (а иногда и антисоциальный) характер. В этом случае игроки могут рассуждать примерно так же, как один баскетболист из сборной США: «Я играю за себя. И вообще не считаю, что вхожу в состав американской команды. Я не патриот и отправляюсь в Мюнхен потому, что моя семья сможет извлечь из моего выступления там и из моей победы (если мы победим, конечно) пользу» (См Советский спорт. 1972. 5 августа).

52) В социальной психологии выделяют еще референтные группы. Референтными, или эталонными, называются группы, чьи нормы, установки и ориентация не только принимаются человеком во внимание при организации своего социального поведения, но и становятся мотивом поведения. Будучи одновременно членом многих групп (так называемых групп принадлежности), человек стремится идентифицировать себя далеко не со всеми. У него есть такие группы, с мнением которых он особенно считается. Так, спортсмен, играя в одной команде, может придерживаться взглядов на тактику, проповедуемую другой командой. В этом случае референтной для него будет команда-соперник, а не своя.

Роль референтных групп состоит в том, что они задают некий стандарт (критерий), с помощью которого человек может оценивать себя и других, формируют его социальные ценности и установки. Принимая стандарты определенной группы в качестве эталонов своего поведения, человек вместе с тем претендует на признание его референтной группой.

Референтные группы могут быть не только реальными, но и воображаемыми. В последнем случае может возникнуть опасность одностороннего развития спортсмена, так как в данном случае практически отсутствует обратная связь от референтной группы и окружающей человека среды. Спортсмен будет жить, и развиваться в сфере идеалов, а не реальности.

 

54) Лидер —это член группы, который стихийно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях какой-то значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

Выделяют лидеров  ситуативных и постоянных. К первым относят, например, игроков, вдохновивших своей удачной игрой команду (лидеры-вдохновители). Выявлено, что наблюдается некоторый  перенос восприятия этого лидерства  игроками команды на другие ситуации: стоит спортсмену в чем-то проявить себя лидером в одной ситуации, как и в других от него будут  ожидать поведения лидера (хотя в  новой ситуации он уже не будет  проявлять таких качеств).

Выделяют лидеров, ориентированных на задачу и на взаимоотношения  в команде.

Основной интерес  для практики спорта представляет лидерство  как стойкое социально-психологическое  явление.

Постоянные лидеры соответствуют двум структурам команд: деловой и эмоциональной. Лидер  в деловой структуре ориентирован на решение задачи, стоящей перед  группой; эмоциональный лидер ориентирован на межличностные отношения в  сфере досуга. Тренеры хорошо выявляют лидеров в сфере организации  совместной спортивной деятельности (на тренировках, в соревновательной деятельности), но часто не знают, кто является лидером  в быту, в сфере организации  межличностных отношений, особенно в детских и юношеских командах.

Информация о работе Психология спорта