Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

Реализация решения  и контроль завершают тактическое  действие. В этой фазе спортсмен  должен использовать соответствующие  двигательные умения и навыки, требующие  определенной координации и соотношения  быстроты, силы, точности, выносливости. Обычно это удается в том случае, если при решении тактической  задачи спортсмен с необходимой  полнотой и точностью учел свои двигательные возможности и развитие тактически значимой ситуации во времени и пространстве.

Эффективность использования  тактики определяется рядом психологических  условий: знаниями тактики данного  вида спорта, тактическими умениями и  навыками, а также тактическими способностями, представляющими собой специальные  способности.

Специальные способности  – особенности психики конкретного  человека, лежащие в основе успешного  выполнения им определенного вида деятельности. Формируются на основе анатомо-физиологических  особенностей и развиваются в  условиях целенаправленного воспитания. Понятие специальных способностей подразумевает возможность высоких  достижений в деятельности при использовании  различных стилей и способов ее осуществления. Знания тактики формируются и пополняются в ходе учебно-тренировочной деятельности, участия в соревнованиях, изучения специальной литературы, материалов кино- и видеофильмов. По мере накопления тактического опыта спортсмен и ко-6

манда приобретают широкую информационную базу для использования во всех трех фазах тактического действия. Для грамотного и творческого использования тактической культуры необходимо знание правил соревнований, практики применения правил судьями и спортсменами, особенностей командной и индивидуальной тактики соперников, влияния различных условий, типичных тактических ошибок соперников и многого другого.

Тактические умения и навыки складываются и совершенствуются на основе знаний тактики в ходе подготовки спортсмена и команды  к соревнованиям и участия  в них. Обязательным условием является реальное, действенное использование  знаний на практике. Если умение предполагает лишь принципиальную возможность использования  того или иного тактического приема, то навык означает упрочившийся способ тактического действия, возможность  уместного и своевременного использования  его по ходу спортивной борьбы. К  числу наиболее ценных умений относят  разгадывание замыслов соперника, быстроту перестройки тактических схем, составление  тактических планов, последовательность -л контроль осуществления тактики в условиях соревнований. В тактических навыках ценится быстрота, вариативность одного и того же действия, возможность его использования в различных тактических схемах.

Тактические способности  складываются на основе определенных задатков: быстроты реакции, порогов  ощущений, основных свойств нервной  системы, особенностей телосложения и  т. п.

Порог ощущений –  величина раздражителя, вызывающая или  меняющая ощущение. Различают абсолютный нижний порог – минимальную величину раздражителя, способного вызвать ощущение, абсолютный верхний порог – максимально  допустимую величину раздражителя, при  которой ощущение исчезает или сменяется  другим, например болевым, и дифференциальный порог – минимальный прирост  раздражителя, способный вызвать  едва заметное изменение ощущения.

Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к проявлению самых различных  сторон психики и психических  процессов: к ощущениям и восприятию, вниманию и памяти, мышлению и воображению, темпераменту и характеру, чувствам и воле, психомоторике и мотивации. Все они в полной мере участвуют  в осуществлении тактики спортивной деятельности, а их направленное развитие – основа психологической подготовки спортсменов и команд к успешным тактическим действиям. Часто ли вам приходится использовать тактические  приемы в ходе соревнований? Сколько  времени вы уделяете совершенствованию  своего тактического мастерства? Рассмотрев структуру тактического действия, найдите  сильные и слабые стороны своей  тактической подготовки.

33) Тактическое мышление – это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий.

Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей (см. табл.).

Таблица. Особенности  тактического мышления спортсмена

№ п/п

Особенности тактического мышления

Характеристика

1

2

3

1

Наглядно-образный характер мышления

При решении тактических задач  мышление спортсмена основано на наглядных  чувственных образах и явлениях. Оно носит конкретный характер и  связано с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы

2

Действенный характер мышления

Мышление спортсмена включено в его  деятельность, протекает неотрывно  от его моторных действий. Нередко  спортсмен находит правильное решение  не путем предварительного продумывания, а в ходе самого действия

3

Ситуационный характер мышления

Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить  уже невозможно

4

Быстрота мышления

Обусловлена жестким лимитом времени для выполнения тактических действий

5

Гибкость мышления

Спортсмен должен уметь перестраивать  намеченный план тактических действий: подметив изменения в сложившейся  обстановке, вносить поправки в принятое решение

6

Целеустремленность мышления

Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием  воли

7

Самостоятельность мышления

Спортсмен должен уметь решать тактические  задачи самостоятельно: принимать решения  и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию

8

Глубина мышления

Проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях

9

Широта мышления

Заключается в умении постоянно держать  под контролем большое число  связей и отношений, влияющих на ход  тактических действий. При этом используются данные, как собственного опыта, так  и других источников

10

Критичность мышления

Это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задач, это всесторонняя проверка на прочность различных  вариантов собственных тактических  действий


К вышеизложенному следует добавить, что в спортивной деятельности не последнее место занимает такое понятие, как интуиция.

Интуиция – это  протекание процессов мышления в  свернутой неосознанной форме, когда  осознается лишь конечный результат  мыслительного процесса.

Во время соревнований опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют  действия мгновенно и правильно  без достаточно ясного их осознания. Осмысливание (выражение в словесной  форме) наступает уже после совершения действия. Однако интуицию ни в коем случае нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым  людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого разностороннего  опыта, спортсмена: глубокого знания тактики и совершенного владения техникой, умения наблюдать за действиями соперников и партнеров, хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию  и антиципации (предвосхищению действий противника). Говоря о тактике, необходимо знать и помнить о том, какую  роль играет антиципация в планировании и реализации тактических действий.

У представителей спортивных игр или единоборств предвидение, предвосхищение действий соперника (антиципация) основываются не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, т.е. действия, опережающие начало действий или движений соперника. Антиципирующие реакции как опережающее отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (летящий мяч, движущиеся игроки и т.п.), в других – на основе памяти, мышления, воображения (при прохождении трассы, во время поединка в фехтовании и т.п.).

 

34) Связь тактической подготовки спортсмена с развитием психологических функций

 

Эффективность тактических действий спортсмена во многом зависит от уровня развития ряда психических процессов и функций—восприятия, представления, воображения, памяти, внимания, мышления, психомоторики. Следовательно, психологической основой тактической подготовки является целенаправленное совершенствование этих психических процессов и функций.

Особенности восприятия при выполнении тактических действий. Тактические действия спортсменов, особенно в спортивных играх и единоборствах, выполняются в сложной, непрерывно ме^1 няющейся обстановке. Своевременный выбор и реализация наиболее эффективных в данный момент тактических действий возможны лишь при быстрой и правильной ориентировке в конкретной ситуации, а в этом важное значение имеют различные виды восприятия, особенно зрительного.

В процессе состязания спортсмен непрерывно наблюдает  за действиями своих партнеров и соперников, чтобы получить возможно более полную и точную информацию и на основе ее анализа (переработки) оценить каждое действие в отдельности и си-1 туацию в целом, принять целесообразное решение и реализовать его   в   виде своевременного эффективного тактического действия

 

Спортивные  специалисты Б. А. Аркадьев в футболе  и А. Г. Эйн-горн в волейболе отмечали, что быстрая и правильная оценка обстановки и умение находить наиболее целесообразные для данных условий решения определяют «игровую сообразительность спортсмена» и лежат в основе их тактического мастерства.

Успешность ориентировки спортсмена во многом определяется объемом поля зрения и точностью глазомера. У представителей игровых видов спорта, где периферическое зрение имеет большое значение, показатели объема поля зрения значительно выше, чем, например, у гимнастов, пловцов. Спортсмен должен не только видеть большое количество спортсменов или объектов на площадке, но и уметь точно воспринимать расстояние до них и между ними. Футболисту это нужно для того, чтобы точно послать мяч и соизмерить силу удара с этим расстоянием; боксеру — чтобы точно определить дистанцию до партнера, и т. д. Неточная оценка расстояния, дистанции — одна из причин неудач в тактических действиях спортсменов. В зависимости от уровня тренированности точность глазомера у представителей игровых видов спорта, фехтовальщиков, боксеров изменяется более чем на 40%, тогда как, например, у гимнастов, тяжелоатлетов остается постоянной.

Большое значение как для индивидуальных, так и для групповых тактических действий спортсменов имеет восприятие времени— отражение объективной длительности, скорости и последовательности различных движений, действий и явлений. Спортсмены постоянно используют различные формы временных отношений, применяют тактические действия (финты) на паузе, с ускорением, с изменением темпа и ритма. Восприятие времени, как и восприятие пространства, значительно изменяется в зависимости от состояния тренированности, поэтому требует постоянного совершенствования.

Особенности памяти и внимания при  выполнении тактических действий. Успешность тактических действий спортсменов в значительной мере зависит от развития памяти и свойств внимания.

Несмотря на многообразие тактических  действий, в том или ином виде спорта имеется большое число типичных тактических ситуаций и адекватных им контрдействий. Благодаря памяти у спортсменов формируются представления о воспринятых, изученных ранее тактических действиях. В связи с этим многие из них спортсмен выполняет на основе накопленных знаний, понятий благодаря различению, узнаванию,, вычленению и классификации типичных признаков конкретных ситуаций. Все это в значительной степени не только облегчает, но и ускоряет принятие тактического решения и его реализацию как бы без предварительной его подготовки.

Высокоразвитое внимание повышает эффективность психической деятельности, а значит, способствует более высокому уровню тактических действий спортсмена. Внимание во время состязания имеет произвольный характер. Спортсмен сознательно сосредоточивает его на своих действиях, отвлекаясь от всех посторонних раздражителей.

237

 

Чем больше объем внимания, тем  шире диапазон тактически} действий спортсмена. Большое значение для успешности тактиче-5 ских действий имеет сохранение высокой концентрации внимания1 в наиболее ответственные моменты спортивной борьбы. Не менее' важное значение имеет и устойчивость внимания. Большое раз-] нообразие тактических действий в спорте, быстрая смена ситуаций не только предъявляют высокие требования к объему, интен-j сивности и устойчивости внимания, но и требуют мгновенного;! переключения и широкого распределения его.

Большую   роль   в тактических действиях  играют также представления   и   творческое   воображение, позволяющее спортсмен; находить новые, неожиданные для соперника тактические дейст-< вия (ходы).

Во  время состязания спортсмен должен не только мгновенно; сориентироваться,   быстро   найти   наиболее   целесообразное   для данной ситуации решение, но и немедленно реализовать его. Этс! требует высокой точности сенсомоторной координации и мышечно-] двигательной чувствительности, быстроты движений.

Напряженная спортивная борьба насыщена яркими эмоциональными моментами и  требует больших волевых усилий. Спортсмену приходится принимать решения, нередко рискованные Ж ответственные, в условиях дефицита времени, при сильном влиянии зрителей, в самые сложные моменты спортивного поединка, находясь в состоянии психической напряженности. Следовательно, эффективность тактических действий спортсмена во многом зависит от его психологической устойчивости и уровня развития таких волевых качеств, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.

Как уже  говорилось, необходимым условием высокого разви-| тия   тактических   способностей   является техническое мастерство спортсмена. Совершенное владение техникой спортивных действий необходимо спортсмену для творческого мышления, направленного на решение тактических задач. Владея в совершенстве разнообразными техническими приемами, спортсмен может быстро осу-] ществить намеченные тактические планы.

35) Роль антиципации в планировании и реализации тактических действий. Планирование и реализация тактических действий спортсмена во многом определяется процессами антиципации, т. е. предвидения, предвосхищения. У представителей спортивных игр,   единоборств   предвидение действий соперника основывается 

Информация о работе Психология спорта