Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа
Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.
"И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, что видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам, небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобно ему. И навел Господь Бог на человека глубокий сон; и когда он уснул, взял одно ребро его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепиться к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Бытие 2:7,18-25). Однако более всего впечатляет книга Бытие, книга начала начал, утверждающая, что Бог от вечности думает о супружеской любви.
Прочитав первые три главы этой книги Бытие, о сотворении мужчины и женщины, мы остановимся на следующих словах: «И увидел, Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Интересно, что сотворение света Бог оценил как «хорошо», суши и собрания вод тоже «хорошо», и зелени, рыб, птиц и животных - «хорошо».
Но сотворив мужчину и женщину, Бог обращает на это наше внимание такими словами: «И вот, хорошо весьма». При многих «хорошо» только об одном сказано «не хорошо»: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Бытие 2:18). Бог немногословно учит тому, что альтернативы браку нет, и лучшего помощника для мужчины, чем жена, быть не может. Отчаянную печаль души вследствие удаления «кости от костей моих и плоти от плоти моей» можно утолить только в присутствии жены. Некая часть Адама пошла на создание Евы, поэтому мужчину без его Евы трудно оценить на «весьма хорошо».
В то доисторическое время, когда грех и эгоизм, порождение его, не успели еще проникнуть в человеческое сердце, Бог коротко и ясно повелел супругам следующее:
Христос продолжает эту мысль и в следующих двух стихах гл.10 Евангелия от Марка, и снова мы находим Его повеления Еф.5:31. Эта истина заключается в истории любви, превышающей человеческое понимание, о том, как Иисус Христос предал Себя за нас и как интимно Он теперь связан с Церковью любит её (то есть всех, кто верует в него).
Муж и жена, возрастающие во Христе, Строят свои семейные отношения на основе взаимной любви и преданности, полностью удовлетворяя друг друга. Муж должен любить жену на все сто процентов. И жена должна на все сто процентов повиноваться мужу (Еф.5). Если муж сможет возлюбить жену, жена будет повиноваться мужу. Если жена будет повиноваться мужу, муж возлюбит жену. Не вступайте в брак с неверными (2Кор. 6:14). Только когда вы полностью убеждены , что будущий супруг или супруга верует в Иисусу Христа как единственного своего спасителя, такого человека допустимо считать верным (Деян.4:12). Только смирив себя перед Христом, можно прожить смиренную жизнь (Еф.5:21, IKop.l 1:3) мужа, восхищаться им и радоваться ему, бояться его и благоговеть перед ним, доверять ему во всем и почитать, поклоняться и посвящать ему себя, высоко ценить, хвалить и глубоко любить своего мужа. Такова нелегкая доля жены, но Библия обещает, что ей воздаться, если она будет поступать именно так.
Жена становиться принцессой только при мудром и любящем муже, когда соблюдаются правила брачных отношений, оставленные нам Богом. Самое важное, что может передать в наследство своим детям отец, - это умение любить их мать. Родной дом должен стать для детей самым притягательным местом в мире, а вне, отчего дома, вне родного очага, вне атмосферы любви, великодушия и прощения наши дети вряд ли научаться любить. Лишь тот умеет любить, кто сам был любим, кто видел любовь и кто испытал её.
Христианский дом - это пространство, в котором должна проявляться любовь Божия.
Если такого рода любви в доме нет, то дети, скорее всего, будут страдать от ощущения приниженности, своей мало ценности и душевной пустоты. Никогда не поздно создать тёплую атмосферу в своем доме.
Никогда не поздно заняться счастливым преображением своего брака. Мы думаем, что единственный курс по этике семейной жизни, который проходят большинство детей, - это те знания и опыт, который они получают дома! Как благочестивые родители, мы подаем хорошие примеры своим детям и обеспечиваем лучшую добрачную подготовку наших детей, относясь друг к другу с искренней любовью и стараясь научить всех, кто нас окружает, выражать эту любовь. Замечательно, если дети постоянно наблюдают проявление такой любви.
Если муж и жена живут по законам Библии, им гарантировано счастье в браке. Исполнение небесных правил в отношении брака творит небеса на земле. Бог наш - он есть наш Бог благой и заботливый. Это мы видим через пятую заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо, тебе было на той земле, которую Господь Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16) с обетованием. Бог кого любит того наказывает, также Он дает нам повеление
Как должен любить свою жену муж? Мужская любовь можно описать как сильное постоянное, сердечное отношение, как чувство человека, который никогда и ничего не ищет, кроме высочайшего блага для предмета своей любви. Такая самоотверженная любовь проявляется и словом, и делом и побуждает ту, которую так любят, на ответную самоотдачу. Что значит для жены повиноваться мужу?
Слово «повиноваться» (submit) происходит от военного термина, который буквально означает «движение в организованном порядке, совершение некоторой работы определенном образом». Повиновение - это важнейшее из всего, чем жена способна одарить мужа. Чуткая и отзывчивая жена добровольно, без принуждения жертвует свободой ради мужниной любви и почитания, ради мужниной защиты и заботы. Суть брака в самоотдаче. Муж приносит жене всю любовь, всю силу и все знания, чтобы она и семья его благоденствовали. Жена откликается на такую любовь, поклонение и обеспечение. Она предупреждает все желания мужа. Она учиться добровольно, соизмерять свои действия с тем, чем Бог подвигает её мужа заняться. Понятно, что такое повиновение жены - это жертвование собой, своими личными интересами для блага мужа, так как повиновение противоречит её естественным склонностям. Но стоит только жене принести такой дар мужу, как от него к ней прорывается чудесный поток любви. Если этим отношениям любви и смирения не уделяется должного внимания, впереди начинают маячить непреодолимые трудности и даже катастрофы. Когда же и повиновение действуют и взаимодействуют, рождается прекрасный брак, осиянный светом Божьим. «Хочу так же, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» (1 Кор.11:3) «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...» (Еф.5:23)
«Хорошо управляющий домом своим...» (1 Тим.3:4). Власть мужа над женой подобна власти Христа над Церковью. На самом деле часть власти, имеющийся у мужу, добровольно отдано женой, и если муж постоянно держит это у себя на сердце, он никогда не станет злоупотреблять своей властью. С другой стороны, если муж уступает право на лидерство в семье, он сеет то, чего пожнет в свое время. Муж есть глава дома, независимо от того, правит он или нет. «А жена да боится своего мужа» (Еф 5:33). Что значит бояться своего мужа? Это значит его уважать} на языке оригинала Нового Завета слово «бояться» означает, что жене следует уважать воспитывать своих детей мудростью, с любовью, а также наказывать. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына: а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. Соломона 13:24) «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притча Соломона 19:18). «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Пр. Соломона 22:15). «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Пр. Соломона 23:13-14) Как Бог позаботился через Иосифа о его отце Иакова и спас Израиль от голода, также он дает повеление нам, будущему поколению, детям позаботиться о родителях, о старцах и о вдовах. Даже сам Господь, Иисус Христос вися на Голгофском кресте, позаботился о своей матери. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина, Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит матери своей: Жена! Се, сын твой. Потом говорит ученику: её матерь твоя! И с этого времени ученик сей вял её к себе (Евангелие от Иоанна 19:25-27) « Старца не укоряй, но увещевай, как отца: младших - как - братьев: стариц - как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою. Вдовец почитай истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» (1 Тим.5:1-4).
"Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы, плод ваш пребывал" (Ин.15:16).
"Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф.3:10).
Избрание Божье предполагает неизбежное требование - пребывающий плод, очевидный успех, результат. "Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса" (1Тим.3:13). "О сем заботься, в сем пребывай, - увещевает апостол Павел молодого Тимофея, - дабы успех твой для всех был очевиден" (1Тим.4:15), чтобы быть "как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое" (Пс.1:3). Не только в начале пути нужен результат. Не только в молодости, но и в старости оказаться сочными, свежими и плодовитыми, чтобы "возвещать, что праведен Господь... и нет неправды в Нем" (Пс.91:15-16).
Бог ждет от нас стабильности и успеха. Бог ждет от нас не убывающего и исчезающего, но пребывающего и возрастающего плода нашего служения и в семье, и в церкви. Благословение заключается в развитии, плодородии и продуктивности. Так устроена вся наша жизнь. Какой бы области мы ни коснулись - "по плодам их узнаете их" . Плоды характеризуют нашу подлинную значимость в глазах Божьих. Пребывающий плод свидетельствует о пребывающей вере. "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? ... Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Иак.2:14, 20).
Слова, не
подтвержденные делами, - пустые слова. Дом на песке.
Бесплодная вера. Где нет плодов, - там
проклятие, там секира, там огонь. "Всякое
дерево, не приносящее плода доброго, срубают
и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете
их" (Мф.7:19-20) . "Всякую у Меня ветвь, не приносящую
плода. Он отсекает; и всякую, приносящую
плод, очищает, чтобы более принесла плода...
Я есмъ Лоза, а вы ветви;
кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит
много плода; ибо без меня не можете делать
ничего" (Ин.15:2,5).
"Кто пребывает во Мне, и Я в нем". Вера -это взаимодействие. Уверенность в невидимом Боге позволяет нам осуществить ожидаемое. Дух Святой, совокупляясь с нашим духом, рождает плод нашей веры. Если есть общение с Богом, значит есть плоды. Где нет общения с Богом, там нет плодов, нет результатов, нет успеха. Плоды свидетельствуют о нашей любви к Богу, о нашей интимной духовной жизни. Бесплодие свидетельствует о нашей разобщенности с Богом.
Бесплодие - потому что
не пребываем в Нем.
Бесплодие - потому что потеряли любовь
к Богу.
Бесплодие - потому что безбожие и бездуховность.
Бесплодие - потому что буква, религия,
проклятие, смерть.
Богу не нужны декоративные деревья, бесплодные семьи, церковный театр, религиозное служение, потому что "вера без дел мертва", (Иак.2:20). "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру... Горе вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф.23:23,27).
Вера приносит жизнь, свободу, спасение. Религия убивает жизнь, гримирует свои жертвы. Строит могильные склепы, пышные гробницы. Увековечивает смерть. Бог категорически запрещал народу Своему прикасаться к мертвым (Лев.22:4-6). Это оскверняло человека. Мертвая вера также оскверняет человека. Прикасаться к ней запрещено и противозаконно, потому что наш Господь - Живой Бог, Святой Господь. Наш Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22:32).
Наш Бог - Начальник и Совершитель веры, действующей живой веры, которая побеждает мир и разрушает цепи всякого проклятия; содрогает ад, открывает небо и врывается в нашу жизнь мощным ветром богоискания и пробуждения. Вера -это Слово Божье, которое не возвращается к Нему тщетным, но исполняет то, для чего оно послано (Ис.55:11).
"Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать и креститься, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Марк.16:16-18). Вера содействует делам, и делами вера достигает совершенства. Если вера не совершенствуется, она умирает. "Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает" (Лук.13:7).
Нет плода, потому что нет веры. А без веры Богу угодить невозможно, У Бога очень конкретное отношение к бесплодию, как к проклятию бездуховности и неверия, которое необходимо разрушить во имя Иисуса Христа и в нашей судьбе, и в нашей семье, и в нашей церкви. Бога раздражают бесплодные смоковницы. Одной из них Иисус однажды заявил: "Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек" (Марк.11:14). На утро смоковница засохла до корня. Ни листьев, ни плода. Хворост. Сухие ветви. Дрова. Вот цена бесплодия. Поверь, это - не наша судьба.
Иисус, как заботливый виноградарь, ходатайствует о тебе и обо мне: "Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет плода" (Лук.13:8-9). В переводе на более понятный язык это означало: "Я молился о тебе (Петр), чтобы не оскудела вера твоя" (Лук.22:32). Не для дров, а для плодов мы существуем на этой земле. Не для пепла, но для нетленного венца. Поверь, Он любит нас и создает все условия, чтобы мы утвердились в вере и укоренились в Боге. Мы не позволим терниям заглушить наш плод. Пусть наша вера заглушит тернии и принесет урожай в 30, 60 и 100 крат. Тем прославится Отец, что мы принесем много плода (Ин.15:8), пребывая в Слове Божьем, во Христе Иисусе, в Духе Святом.