Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа
Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.
Принцип активности – целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.
Совокупность принципов
работы социально-психологической
службы регламенирует ее деятельность,
обеспечивает полноценное сотрудничество
с другими подобными
Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предпологает:
Сравнивания философию семьи с точки зрения теологии и психологии, описывая о типах семьи, о функциях и о нормах и установлиениях касаемые непомерных требованиях в воспитании ребенка, также нельзя не остановливаться формах и моделях, тенденции развития семьи в современном мире.
Итак, исследовательские подходы
к семье можно расположить
к условной шкале "
В человеческой культуре в социальных нормах фмксируются идеальные, нормативные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Посему не всегда нормальная семья может считаться идеальной с позиций социо- культурных норм, следуя которым, живет та или иная общность людей. В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, не идеальные семьи. Их особенности говорим и наблюдают культурологи, социологи, анропологи, этнографы и психологи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной или нормальной семьи.
Шкала "идеальная – реальная"
семья задает второе основание
для исследователя, а именно
социокультурное основание,
Посему, когда мы говорим о семье или собираемся исследовать ее, мы всегда должны дать ответ, о какой собственно семье идет речь? Психологи, как было уже сказано, изучали и изучают до сих пор реальные семьи, но с точки зрения их отключений от нормы, т. е. реальные аномальные семьи. В следующих разделах будут рассмотрены модели идеальной семьи в их соотношении с реальными (нормальными и аномальными) сруктурами семьи в разных социокультурных общностях.(Рисунок 1)
Психологи чаще всего
Что касается родителя
Вероятность
гармоничного союза между
В противоположном случае
Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи. Которое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно необращалось внимание на место ребенка в целостной структуре семейных отношений и на тип этой сруктуры.
В. Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место. Которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру. Старший брат, у которого была младшая сестра, создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат.
Комплементарный брак является наиболее удачным (по статистике разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина и женщина будут искать в партнере черты отца или матери.
В случае брака по
В общем и в целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:
Рисунок 1 – тенденции развития современной семьи
Таким образом, исследование эволюции семейно-брачных отношений и научных подходов в психологии семьи показывает следующее:
- для практического психолога необходимы знания как в области эволюции семьи, так и в научных концепциях;
- знания в области
осмысления философии семьи с
точки зрения науки психологии
способствуют более точному
2 РОЛЬ И МЕСТО ТЕОЛОГИИ СЕМЬИ В ИСТОРИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
2.1 Эволюция семейно-брачных отношений с точки зрения теологии
Обращаясь к рссмотрению теологии, необходимо осозновать специфику ее философского анализа, отличающегося от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Теология интересует философию как одна из форм ценностного отношения к миру, которые имеет глубокие корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенцианальным потребностям. Значение теологии, а именно настоящей живой веры в Всемогущего и Святого Бога для человечества было и остается огромным, и ни один философ или психолог не вправе обойти ее своим вниманием.
Одна из сложнейших проблем философии теологии – определение сути феномена теологии и места религиозного сознания среди прочих форм духовной ориентации человека в мире. Начнем рассмотрение этой проблемы с анализа сходств и различий между теологией и псилогией семьи, теологией и исскуством, теологией и моралью.
Многие из специалистов убеждены в невозможности такого универсального определения теологии, которое охватило бы собой все многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру, "гносеологический" подход к религии, считающий ее основным признаком веру, не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается с немалыми сложностями при попытке отличить собственно религиозное верования от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм, в национальное превосходство и пр.) Аналогичные трудности вызывает и распространенное представление о религии как о системе миропонимания (и связанного с ним институционального поведения), основанного на вере в существование Бога – высшей потусторонней сверхестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Большинство спецалистов связывает феномен теологии с особой формой человеческого опыта, одинакового для всех разновидностей религии, - верой священное, сакральное. Представления о священном разнятся у разных народов. На ранних этапах развития теологии они совпадают с представлением о необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей и лишь позднее обретают этические характеристики и становятся представлениями об абсолютном благе, истине, красоте.
Каковы бы ни были разногласия
в опрелелении понятия
Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания. Которая способствует эксплуатации народных масс. Он характеризовал ее как "опиум для народа" и "вздох угнетенной твари". Отрицательно относился к религии также и З. Фрейд, рассматривая ее как своебразную болезнь общества, как форму наркотического опьенения. Многие мыслители, руководствовавшиеся прежде всего илеалами Просвещения. Были убеждены во временном характере религиозных верований, пологая, что религия непременно падет под ударами развивающейся науки. Упадок религии в XIX – XX вв. казался многим симптомом ее надвигающейся гибели. XX в., однако, вновь подтвердил устойчивость религиозной системы ценностей, чуть позже после развала социалистического строя наоборот сильно взял оборот появления и распространения Протестантского харизматического течения церквей. Было осознано главное – теологию нельзя рассматривать как науке и "пережиток" место семье в теме вероучения, как христианство. Можно определить само христианство как религию семьи. Спаситель родился в настоящей земной семье, у него были, его кормили и воспитывали настоящие, земные отец и мать. Структура христианской семьи фиксирована триадой: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. В Троице функции распределены своебразно: Отец является творящим началом, Сын воспринимает влияние, идущее от Отца, Дух выполняет посреднические функции. Христос утверждал, что Он лишь проводник воли Отца. Христос – богочеловек, и тем самым "ближе" к людям, нежели Бог Отец. О заступничестве перед Отцом небесным люди молят Христа, который является спасителем и защитником, Отец – суровый судия. Некоторые авторы считают, что в этом воплощается женское начало Христа.