Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Журсын.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

Принцип активности – целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.

Совокупность принципов  работы социально-психологической  службы регламенирует ее деятельность, обеспечивает полноценное сотрудничество с другими подобными организациями.

Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предпологает:

  • содействие адаптации семьи к изменящимся социально-экономическим условиям; улучшение ее экономического и социально-бытового положения;
  • оказание помощи в решении проблемы трудовой занятости;
  • адресная поддержка малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;
  • материальная помощь многодетным семьям, детям-инвалидам, выпускникам детских домов и пр.;
  • выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение необходимой медицинской помощью;
  • содействие в осуществлении социальной реабилитации и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;
  • разработка и реализация мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи;
  • социально-правовая защита семьи и социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением;
  • реабилитация детей из групп социального риска;
  • предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • профилактика негативных явлений;
  • диагностирование, анализирование и прогнозирование интегральных социально-психологических характеристик развития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая и структура, лидерство);
  • Содействие интеграции и согласованности в социально-психологическом режиме работы членов семьи;
  • помощь в реализации основных гуманистических подходов развития и воспитания личности в семье: возрастного (учет возрастных), дифференцированного (учет значимых критериев жизнодеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);
  • информирование семьи об актуальных социально-психологических проблемах через работу лекториев, социально-психологических служб раличных организаций и учреждений;
  • педагогическая и социально-психологическая профилактика возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;
  • помощь в проведении семейного досуга (организация праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространениие льготных билетов в театр, на выставки) и др.

Сравнивания философию  семьи с точки зрения теологии и психологии, описывая о типах  семьи, о функциях и о нормах и  установлиениях касаемые непомерных требованиях  в воспитании ребенка, также нельзя не остановливаться формах и моделях, тенденции развития семьи в современном мире.

           Итак, исследовательские подходы  к семье можно расположить  к условной шкале "нормальность  – аномальность".

           В человеческой культуре в  социальных нормах фмксируются идеальные, нормативные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Посему не всегда нормальная семья может считаться идеальной с позиций социо- культурных норм, следуя которым, живет та или иная общность людей. В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, не идеальные семьи. Их особенности  говорим  и  наблюдают культурологи, социологи, анропологи, этнографы и психологи.  Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной или нормальной семьи.

           Шкала "идеальная – реальная" семья задает второе основание  для исследователя, а именно  социокультурное основание, точнее  основание, обусловленное различием  культур разных эпох, народов  и стран. 

           Посему, когда мы говорим о семье или собираемся исследовать ее, мы всегда должны дать ответ, о какой собственно семье идет речь? Психологи, как было уже сказано, изучали и изучают до сих пор реальные семьи, но с точки зрения их отключений от нормы, т. е. реальные аномальные семьи. В следующих разделах будут рассмотрены модели идеальной семьи в их соотношении с реальными (нормальными и аномальными) сруктурами семьи в разных социокультурных общностях.(Рисунок 1)

           Психологи чаще всего связывают  семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностными общением) приводит к дисгормонии супружеских отношений, разводом, неврозом и т. д. Источник проблем современной семьи ищут в сексуально-семейных дисгормониях, а средством их разрешения считают тот или иной вид психотерапии или психокоррекции супружеских отношений. Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте общения в родительской семье). Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в качестве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера. С которым ему легче воспроизвести ситуацию. Не разрешеную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает "невротическая семья": в ней муж и жена воспрозводят ситуации "непроигранные", "нерешенные" в детстве, но решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него. Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождевствляя (идентифицирует себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.

           Что касается родителя противоположенного  пола, то его образ очень важен  при выборе будущего партнера. Выбор может происходить разным  критериям: сходству или противоположности.

       Вероятность  гармоничного союза между мужчиной  и женщиной в прямую определяется сходством моделей семей. Изпросходят супруги.

        В противоположном случае возникает  борьба за власть, непонимание,  разводы, брошенные дети и пр. Таков механизм социально-психологического  воспроизводства структуры семьи.

         Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи. Которое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно необращалось внимание на место ребенка в целостной структуре семейных отношений и на тип этой сруктуры.

         В. Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место. Которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру. Старший брат, у которого была младшая сестра, создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат.

          Комплементарный брак является наиболее удачным (по статистике разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина и женщина будут искать в партнере черты отца или матери.

           В случае брака по идентичности, когда партнеры занимали одинаковое  положение в родительской семье,  они лучше понимают друг друга,  но плохо струдничают. Им лучше  работать в разных областях, имея  личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей – отец, дочерей – мать. Главная причина неудачной совместной деятельности в ролевом конфликте. Оба партнеры были старшими в семье и желание принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда каждый делает то, что другой делать нежелает:если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними делами; если планирует и руководит,то другой должен взять на себя исполнительские функции и т. д.

           В общем и в целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:

  1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье;
  2. Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и или младшими братьями и сестрами;
  3. На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспрозводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – тенденции развития современной семьи

 

Таким образом, исследование эволюции семейно-брачных отношений  и научных подходов  в психологии семьи показывает следующее:

- для практического  психолога необходимы знания  как в области эволюции семьи,  так и в научных концепциях;

- знания в области   осмысления философии семьи с   точки зрения науки психологии  способствуют более точному определению  места и роли теологии в  философии семьи.

 

 

 

 

 

 

2 РОЛЬ И МЕСТО ТЕОЛОГИИ СЕМЬИ В ИСТОРИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ  

2.1 Эволюция семейно-брачных отношений с точки зрения теологии

Обращаясь к рссмотрению  теологии, необходимо осозновать специфику  ее философского анализа, отличающегося  от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Теология интересует философию  как одна из форм ценностного отношения к миру, которые имеет глубокие корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенцианальным потребностям. Значение теологии, а именно настоящей живой веры в Всемогущего и Святого Бога для человечества было и остается огромным, и ни один философ или психолог не вправе обойти ее своим вниманием.

Одна из сложнейших проблем  философии теологии – определение  сути феномена теологии и места религиозного сознания среди прочих форм духовной ориентации человека в мире. Начнем рассмотрение этой проблемы с анализа сходств и различий между теологией и псилогией семьи, теологией и исскуством, теологией и моралью.

Многие из специалистов убеждены в невозможности такого универсального определения теологии, которое охватило бы собой все  многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру, "гносеологический" подход к  религии, считающий ее основным признаком веру, не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается с немалыми сложностями при попытке отличить собственно религиозное верования от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм, в национальное превосходство и пр.) Аналогичные трудности вызывает и распространенное представление о религии как о системе миропонимания (и связанного с ним институционального поведения), основанного на вере в существование Бога – высшей потусторонней сверхестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Большинство спецалистов связывает феномен теологии с особой формой человеческого опыта, одинакового для всех разновидностей религии, - верой священное, сакральное. Представления о священном разнятся у разных народов. На ранних этапах развития теологии они совпадают с представлением о необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей и лишь позднее обретают этические характеристики и становятся представлениями об абсолютном благе, истине, красоте.

Каковы бы ни были разногласия  в опрелелении понятия теологии, все исследователи согласны с  тем, что она выполняет важнейшие  функции в общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как пологает М. Йингер, теология – живая вера в Всемогущего Бога становится средством решения "последних, конечных" проблем жизни, выступает как "отказ капитулировать перед смертью". "Теологическое - библейское существование включает веру человека в то, что зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к случайным, к фундаментальным условиям жизни и что все же силы и действия (священное), благодаря которым человек способен преодолеть зло во всех его обличиях". Для общества, взятого в целом, теология – наука о Божественном строе через веру в него как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый обшественный институт – церьковь; на первых этапах – просто как объединение верующих, позднее (почти во всех религиях) – как клерикальная структура, объединяющая лиц, особо подвязенных в сакральные тайны и выступающих в роли своебразных "посредников" между объектом веры и людьми.

Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали  роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии  как к искаженной форме сознания. Которая способствует эксплуатации народных масс. Он характеризовал ее как "опиум для народа" и "вздох угнетенной твари". Отрицательно относился к религии также и З. Фрейд, рассматривая ее как своебразную болезнь общества, как форму наркотического опьенения. Многие мыслители, руководствовавшиеся прежде всего илеалами Просвещения. Были убеждены во временном характере религиозных верований, пологая, что религия непременно падет под ударами развивающейся науки. Упадок религии в XIX – XX вв. казался многим симптомом ее надвигающейся гибели. XX в., однако, вновь подтвердил устойчивость религиозной системы ценностей, чуть позже после развала социалистического строя наоборот сильно взял оборот появления и распространения Протестантского харизматического течения церквей. Было осознано главное – теологию нельзя рассматривать как науке и "пережиток" место семье в теме вероучения, как христианство. Можно определить само христианство как религию семьи. Спаситель родился в настоящей земной семье, у него были, его кормили и воспитывали настоящие, земные отец и мать. Структура христианской семьи фиксирована триадой: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. В Троице функции распределены своебразно: Отец является творящим началом, Сын воспринимает влияние, идущее от Отца, Дух выполняет посреднические функции. Христос утверждал, что Он лишь проводник воли Отца. Христос – богочеловек, и тем самым "ближе" к людям, нежели Бог Отец. О заступничестве перед Отцом небесным люди молят Христа, который является спасителем и защитником, Отец – суровый судия. Некоторые авторы считают, что в этом воплощается женское начало Христа.

Информация о работе Психология семьи