Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Журсын.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

К групповым процессам  относятся динамичские, т. е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнидеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:

Способность членов семьи  к согласованным действиям. Этот признак – ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития;

Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье – один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи;

Установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные) и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Таким образом, семья  имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.

Исследователи Ц.П. Короленко и Т.А. Донских отмечают ведущую роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Рассматривают семь типов нарушений поведения.

Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным. Лишает воли. В современной психатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что психологи находят целесообразным выделение специального раздела – психатрия аддикции (Ц.П. Короленко).

Антисоциальные поведение – совершение действий, противоречащих этике и морали, безопасность, игнарирование законов и прав других людей.

Суицидные поведение  – повышенный риск совершить самоубийство.

Конформистское поведение – отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество, некритичное следование указаниям лиц, обладающих властью.

Нарциссическое поведение  – это концепция собственной  грандиозности, которая проявляется  в фантазиях и соответствующих  им действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Фанатическое поведение – слепая приверженность какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, может сопровождаться действиями гасильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

Аутистическое поведение – затруднение социальных контактов, оторванность от действительности, погруженность в сферу мечтаний, фантазий.

Психологи наблюдают  определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного поведения (отклоняющегося, девиантного  поведения), причиняющего вред человеку и обществу. Исследования Ц.П. Короленко  показывают типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения.

Гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувелеченной, мелочной заботой о детях. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляься с трудностями, преодолевать препятствия.

Это приводит к появлению  у них чувства неуверенности  в себе, развитию стойкого состояния, которое в психологии называется комплексом неполноценности и выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Этот комплекс тщательно скрывается и, как правило, вытесняется из сознания в подсознание, что усиливает его воздействие на гастроение человека и определяет выбор психологической защиты. Способами такой защиты являются "мышление по желанию", фантазирование, употребление веществ с наркотическим эффектом, включая алкоголь. Это облегчает устранение комплекса неполноценности и его замену противоположным состоянием – комплексом "реактивной грандиозности" (реактивный – связанный с психической травмой; собственная грандиозность обусловлена разочерованиями, поражениями в реальной жизни). Состояния фантазирования, "реактивной грандиозности" сменяются сниженным настроением и подавленностью.

Предъявление непомерных требований – порядок, дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. Отрицательные стороны такого воспитания очевидны: требования, предъявляемые к ребенку. Чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей – умственных или физических; направленность на достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие ребенка, формирование гуманистических ценностей.

Воспитание по типу предъявления непомерных требований может иметь различные оттенки: во-первых, ребенок рассматривается родителями как один из атрибутов социального благосостояния,как символ успеха; во-вторых, они могут освобождать себя от ряда обязанностей, передавая их ребенку (присмотр за младшими детьми, уборка квартиры, покупки и др.) Родители в таких семьях придерживаются поверхностных систем ценностей, часто заимствованных из средств массовой информации. Наиболее существенный недостаток такого воспитания заключается в неспособности родителей выразить чувство любви к своим детям друг к другу. Возможны постоянная ирония, высмеивание, наказание детей молчанием. Это приводит к задержке развития личности, формирует у детей экстремические, полярно противоположные подходы: может развиваться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими, деспотуизму, жестокости (по отношению к подчиненым). Возможно возникновение комплекса вины перед родителями, знакомыми, школой, обществом.

Подобное воспитание создает благоприятную почву для возникновения аддиктивного поведения, которое обусловлено, с одной стороны, отсутсвием достаточных навыков общения, основанного на взаимопонимании, с другой – постоянным страхом неудачи, поражения. Отсутствие навыков эмоционального общения толкает человека на замену естественных форм общения "общением" с предметами или явлениями. Постоянное напяжение, страх оказаться несостоятельным вызывают желание избавиться от этих субъективно неприятных состояний с помощью различных аддиктивных веществ, например алкоголя.

Непрогнозируемые эмоциональные  реакции. Вданном случае речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Изменение отношения обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности. Невозможность прогнозировать такие изменения имеет отрицательное влияние на детей, которые не знают, чего следует ожидать от родителей утром, после прихода из школы, прогулки. За одно ито же можно быть наказанным и обласканным.

 Дети чувствуют себя неуверенно, они не ощущают родительской любви. Постепенно неуверенность в себе становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношения с другими людьми, которые воспринимаются на основе привычной родительской модели. В результате – конфликтные межличносиные отношения, неверие в стабильность дружбы, брака и т. д.

Таким образом, деструктивное  поведение,развившееся в семьях с выраженными непрогнозируемыми  эмоциональными реакциями, эмоционадьной  нестабильностью, может носить различный характер, однако во многих случаях легко сочетается с адиктивным  поведением.

Гиперопека – недостаточное внимание к детям. Аддиктивное поведение формируется в неблагополучных, неполных семьях, особенно в таких, где отец, мать или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией. Дети представлены самим себе, нередко они необеспечены даже самим необходимым. Недостаточная опека может сочетаться со скандалами, драками между родителями, избиением детей. Дети боятся находиться дома, предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно ранее знакомство с алкоголем или другими легкодоступными веществами, изменяющими психическое состояние (бензин, ацетон).

Недостаточная опека  в выражженной форме задерживает  развитие личности, не формируется  духовная сфера ребенка, его интересы оказываются крайне ограниченными. В подрастковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, в частности встечами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, "умеющие жить". Часто ими оказываются лица с аддиктивным поведением. Контакты с ними сводятся к стремлению "хорошо провести время", получить кратковременное удовольствие, уйти от реальности.

Можно утверждать, что  любая аддиктивная семья содержит в себе структуру со-зависимости. В упращенном виде это выглядит следующим образом: если отец аддикт, мать проявляет со-зависимость с отцом. В такой структуре мать не в состоянии заботиться о детях, так как целиком фиксирована на проблемах отца. Дети или становятся аддиктами, или проявляют со- зависимость с отцом наряду с матерью.

Наличие такой зависимости  находят неожиданное выражение  на сдедущем этапе, когда дети аддиктов становятся взрослыми и устраивать свою семейную жизнь. Оказывается, что они часто женятся или выходят замуж за лиц с аддиктивным поведением. Об этом свидетельствуют данные статистики в различных европейских странах, США, Канаде. Более того, специалисты в области эпидемиологии алкоголизма хорошо знают, что непьющие женщины из алкогольных семей, вышедшие замуж за лиц, страдающих алкоголизмом, после развода, связанного с алкогольными проблемами в семье, во многих случаях повторно выходят замуж за алкогольных аддиктов. Симпатия к ним была, очевидно, связана с приобретенной ролью со-зависимости по отношению к аддиктивному поведению. Такая жизнь была для них привычной, понятной, они знали, как вести себя, другие же, неизвестные модели поведения их пугали.

 На формирование личности влияют не только микросоциальные семейные условия, но и социальная ситуация в целом.

Важнейшей социальной проблемой  сегодня является защита детства. Увеличение числа детей-сирот связано с  прогрессирующей тенденцией разрушения правовых устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных ценностей. Следует помнить, что семья является незаменимым условием воспитания и социализации ребенка, нормального развития подрастающего поколения в эмоциональном, психическом, нравственном и других аспектах.

Важнейшей задачей социально-психологической работы является предупреждение социального сиротства. Ее решение возможно при выполнении следующих условий:

  • поддержка гражданских прав семьи на заботу  о ребенке, о его физическом, психологическом и духовном здоровье;
  • утвеждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства;
  • разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни; формирование ценностных ориентаций индивида на семейную жизнь;
  • возраждение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе;
  • организация педагогического консультирования родителей с оказанием практической помощи в семейном воспитании, в преодолении конфликтов между взрослыми и детьми в семье;
  • пропаганда лучшего семейного воспитания;
  • государственная поддержка талантливых детей и подростков;
  • реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;
  • организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.

Основные принципы работы социально-психологических служб  с семьей обусловлены особенностями  конкретной семьи, а также спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба.

Принцип конгруэнтности – соответствие выдвигаемых целей, задач и направлений деятельности возможностям и потребностям семьи. 

Принцип конфиденциальности – корректное использование сведений социально-психологического характера.     

Принцип конпетентности – сотрудничество психологов, педагогов и социальных работников на заинтересованной и компетентной основе, научно обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований.

Информация о работе Психология семьи