Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа
Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.
Сегодня получил широкое признание и развитие целый комплекс дисциплин, изучающих семью и брак, - социология и психология семьи, сексология, семейная педагогика, психотерапия семьи и семейное консультирование и т.д. В этих отраслях научного знания нет методологического и методического единства как в силу сложности предмета исследования многообразия проблем, предъявляемых к изучению, так и в силу отсутствия единых принципов анализа. Семейная реальность - это нечто, что люди конструируют субъективно. Семейная жизнь организуется и меняется людьми, как по правилам объективной ситуации, так и в соответствии с тем, каким образом они сами интерпретируют ее.
Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как "единство взаимодействующих личностей", нарушения семейного функционирования, супружеские соглашения, согласование семейных ценностей, структуральная организация семьи, функционирование семейных систем – ключевые моменты теорий сциентистской социально- психологической направленности.
К сожалению, применять научные психологические методы к изучению семьи не так просто. Проблемы семьи и брака трудно доступны для изучения, что связано с:
- разработкой и внедрением
такого диагностического
- учетом влияния самого
факта участия испытуемых в
исследовании на их
- характером воздействия
экспериментатора на образ
Задачи, стоящие перед семейной психологией, достаточно сложные, например, оценить чувства, выявить причины семейного неблагополучия, определить, насколько человек способен приспособиться к внутри-семейной ситуации или измениться.
Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейную психологию.
Семья как малая группа, как система значимых эмоциональных отношений и как социальный институт изучается и в социальной психологии, и в психологии личности, и в социологии. Детско-родительские отношения, стили воспитания, развитие ребенка в семье являются предметом пристального изучения в возрастной и педагогической психологии. Семейные конфликты тщательно классифицированы и разработаны в конфликтологии. Нарушения функционирования семьи как источник психической травмы, патологизация семейных ролей привлекает внимание клинических психологов и психотерапевтов. Тем самым семейная психология тесно связана с другими смежными психологическими дисциплинами. Но наряду с общими интересами обнаруживаются и отличительные особенности семейной психологии от смежных с ней отраслей психологического знания. Если социологи и социальные психологи изучают группы (большие и малые), то семейная исихология – индивидов, входящих в такое целостное уникальное образование как семья. Сюда входит и изучение влияния семьи на развитие своих членов, а индивида – на развитие и существование семьи. Связи в семье в отличие от любой другой группы особые – родственные. Рассматривая супружеские взаимоотношения, центром своего внимания социолог бы тенденции браков, разводов, анализ семейной политики, в то время как семейный психолог мог бы исследовать, почему определенные люди привлекают друг друга, каким образом они уживаются друг с другом. Социального психолога в меньшей степени, чем семейного, могла бы заинтересовать личная жизнь индивида. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различных индивидов, семейные же психологи концентрируются на индивиде, взращенным и сращенным семейной системой. Семейную психологию привлекают в отличие от клинической психотерапии и нормально функционирующие благополучные семьи. В отличие от возрастной и педагогической психологии усилия семейных психологов направлены на семейный контекст развития и воспитания индивида.
Кроме того, обладая общими методами исследования, семейная психология имеет свои более жесткие этические принципы (конфиденциальность, анонимность, уважение к частной жизни человека) их применения. В экспериментах по семейной психологии невозможно активное вмешательство психолога с целью широкомасштабного манипулирования тем или иным фактором. "Лабороторные семьи" в отличие от лабороторных групп – нонсенс. Кроме того, высокая эмоциональная насыщенность значимость семейной жизни для индивида требует вдвойне бережного отношения сторонних исследователей. В обследованиях по семейной тематике регулярно встречаются "слепые" зоны, недоступные для сознательной вербализации.
Наконец, семейная психология – молодая отрасль психологического знания, имющая более короткую историю. Молодость научной проблематики обусловлена тем, что в начале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования. Нередким случаем было отношение к проблемам семейной психологии как к некоей "ненаучной" или "полунаучной" области. Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семьи и брака было явно не серьезно. Объесняется это еще тем, что происходящему в семье нередко приписывается мистический характер (судьба, гороскоп либо еще какая-то посторонняя неводомая сила ответственны за все процессы возникновения и существования семьи).
Научное изучение
семейной психологии
Семейную психологию отличает как сложность предмета изучения, так и сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминологии в данной области. Относительно эмоциональных отношений Л.Я.Гозман пишет: "Что же касается собстенно научного анализа, то ни одна из существующих социально-психологических теорий не может сейчас ассимилировать весь массив данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональных отношений". И его же: "Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлеторенности вследствие их недостаточной глубины". Существуют и другие отличия. Многие исследователи психологии личности по праву признаны корифеями психологической науки, тогда как имена семейных психологов известны. В общей, социальной, возрастной психологии, психологии личности разработаны XX века сложились основные психологические школы, в семейной психологии разработаны концепции меньшего масштаба, а научные школы только формируются и оформляются.
Несмотря на различия, семейная психология и смежные отрасли психологического знания должны дополнять друг друга, чтобы можно было сформировать общую картину развития и функционирования семьи.
Объективация знания в семейной психологии возможна через функционально-ролевой анализ, через анализ эмоциональных отношений членов семьи друг к другу и разбор процесса развития семейных отношений на разных стадиях жизненного цикла семьи. Полноценное изучение семейной психологии предполагает рассмотрение ее в контексте воздействующих на нее разнообразных причин и факторов.
Предысторию семейной психологии можно обнаружить в древних текстах, толкующих о семье в мифологическом и назидательном плане. Апологию чувственной любви и брачно-семейных отношений продолжают раздумья философов. Если истолковывать семейныеотношения как понятие, порожденное ментальной рефлексией по поводу истории человека и семьи, то его истоки восходят к философской мудрости Платона (диалоги "Государство", "Законы", "Пир"), Аристотеля ("Политика"), Плутарха ("Наставление супругам"), Ф. Энгельса ("Происхождение семьи, частной собсвенности и государства"), М. Монтеня ("Опыты"), И.Канта ("Метафизика нравов"), Г. Гегеля ("Философия религии", "Философия права"), Н. Г. Чернышевского ("Русский человек на rendez-vous"), А. Шопенгауэра ("Афоризмы житейской мудрости"), П.А. Флоренского ("Столп и утверждение истины"), В.В. Розанова ("Семейный вопрос в России") и др.
На смену философским приходят этнографические и исторические исследования о происхождении и развитии семьи, которые развиваются далее в цикл психологических исследований, обращенных к настоящему и будущему семьи. В современной науке накоплен большой массив материалов, которые описывают патологические явления в семье и способы их преодоления. Однако, разработанного и достаточно завершенного гносеологического поля не сложилось потому, что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности неформальные отношения, субъективизм, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно изгонялись из этого процесса, а "супружеские узы" и в целом семья и брак становились психологическим феноменом, ускользающим от четкого означивания.
1.2 Научное осмысление семейно- брачных отношений
Вместе с тем к
настоящему времени можно выделить
следующие общенаучные
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом брак люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа З. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предложение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, ободряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на отцов.
Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.
Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория "стимул – ценность – роль" Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория "фильтров" А. Керкгоффа и К. Дэвиса, "круговая теория любви" А. Рейса.
Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего "поля избранников" привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
Теория "стимул – ценность – роль", или "обмен и максимальная выгода", Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных негативных характеристик каждого. Если активны или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из "игры".
Первую стадию Б. Мурстейн назвал "стимул". Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека.
Для классической философии, несмотря на различие философских систем, характерна обшность понимания целей и задач философии. В современной философии, нарпротив, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. Не случайно с конца XIX и в начале XX в. возникает множество философских направлений с приставкой "нео-", которая, с одной стороны, обозначала генетическое родство с исходными философскими системами. а с другой, напротив, - подчеркивала свое отличие от классических философских схем, В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир, здесь выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия. Наука объявляется несостоятельной не только в постижении Истины в самом высоком смысле, но и в решении проблем сущности человека, его взаимоотношений с другими людьми и с миром в целом. Явная взаимосвязь указанных ценностных ориентаций, базирующаяся на одинаковом представлении о сущности науки, переводит проблему в несколько иную плоскость. Это была фактически философская позиция, базирующаяся на оптимистической вере в силу рационально-теоретического постижения мира.
Философия здесь еще не вступает в глобальное противоречие с наукой. Познание мира осуществляется единым фронтом, и наука воспринимается как один из путей познания. Даже математика, эталон науки, не противостоит философии. Напротив, философию пытаются моделировать по математическому образцу. Хотя именно здесь закладывается традиция негативного отношения ученых к спекулятивным конструкциям и формируется внутринаучная установка на то, что создаваемая теория не нуждается ни в субъекте, ни в описании путей достижения научного результата, важен лишь результат. Перечисленные изменения внутри самой науки изменяют ее образ в общественном сознании. Становится ясным факт относительности научных идеалов. Наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с другими способами духовного постижения мира. А соединение науки с техникой и ее ориентация на практическое овладение миром приводят к мысли, что наука вообще лежит за пределами культуры. Агрессивное проникновение науки во все сферы жизни общества и человека, реализующееся своебразном "научном империализме", формирует в общественном сознании ее своебразный демонический образ. Если духовная культура постигает мир, не разрушая, а интегрируясь в него, то наука, вмешиваясь в природу, во взаимоотношения людей, напротив, направлена на конечное овладение миром и его изменение, угрожая в некоторых случаях его существованию.