Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа
Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.
Монографии отечественных и
Причина, по-видимому, кроется в
том, что углубленные
Можно согласиться с
Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье в XII – XIV вв. Отношения мужа и жены в семье в те времена строились не на отношениях "доминирования-подчинения", а на изначальной конфликтности", - считает В.Н. Дружинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничилась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла "большуха" - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинчлись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвеяал за внешнее, природные и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – в доме и семье.
Анологичную картину можно
В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: "доминирования-подчинения" или "конфликта", борьбы.
Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении.
Древнееврейская семья. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патиархален.
Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в
нее входили все кровные родств
"Брачный сговор" совершался
членами семьи или их
В большинстве случаев жених
не видел невесты до тех
пор, пока брак не был
И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочитительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и измену или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различие
значимости мужчины и женщины.
Мужчина обладал большей
Брак в Древнем мире. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появивщихся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма
В период матриархата наследова
Так, Клеопатра (69 – 30 до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, - супругой младшего брата. Каждый такой брак сохранял за супругами право – владеть Египтом.
Первые законы римского права
приписываются Ромулу, легендарному
основателю Рима. В соответствии
с этими законами женщина,
В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1. Матроны – респектабельные, замужные женщины, матери детей; 2. Гетеры – образованные и одаренные женщины; 3. Рабыни, являвшиеся наложницами плебеев. 4. Жрицы – служительницы различных культов, "мистические" женщины.
Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал всупать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа , рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.
Европейский брак в Средневековье. На протяжении IV и V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены, строго карались моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе – право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка "продавала" свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и своих будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой мужчина. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом "рогоносца".
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Христианская модель семьи. Победа христианкой модели над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства
были радикально изменены
Во времена первых христиан
концепция семьи мало
Сделаем небольшое отступление для иллюстрации справедливости обратной связи: Вождь – Отец и ее распространенности в годы сталинизма Д. Ланкур-Лаферриер приводит такую историю:
"Девочка трех с половиной лет однажды пришла домой и объявила своему отцу: "Ты мне больше не отец".
"Что это значит – я не твой отец!" – воскликнул он в ужасе.
"Ты мне больше не отец, - повторила она. - Сталин мой отец. Это он дает мне все, что у меня есть".
В этой ситуации любой отец, вступавший в спор со своим ребенком, ставил под угрозу себя и свою семью.
Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В.Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную "божественную" и реальную, земную.
"Идеальная" христианская семья включает: Отца, Сына и мать (богородицу). Она строится на основе принципа власти – совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале "доминирования-подчинения" такова: отец – сын – мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец – мать – сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненое положение предпологает включение жены в сферу психологической близости.
Кроме "идеальной" божественной семьи христианство предлагает вариант "земной" реальной семьи. Слово "Святое семейство" характеризуют земную семью Иисуса Христа : его самого, приемного отца – Иосифа,деву Марию.
Христианство разделяет отца-
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ богородицы, девы Марии. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отцу к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Вместе стем к XVII в. Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. Постепенно женщин нагрузили многими обязанностями при весьма малых правах. Они не имели права владеть собственностью, подписывать бумаги. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображения удобства.