Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Журсын.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

          Монографии отечественных и зарубежных  авторов (Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д.  Скиннер, Г. Навайтис, и др.) посвященные  проблемам семьи и брака, перестали  быть редким явлением. В большинстве  исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен.

          Причина, по-видимому, кроется в  том, что углубленные исследования  семейных  отношений и процесса воспитания детей в семье начались лишь в XX в. В этом случае количественная и качественная эволюция семьи изучались, с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников – от русского "Домостроя" до исландских саг. Предпринимаются интересные попытки проследить развитие типов, моделей семьи, на основе сравнения мировых религий (В.Н. Дружинин), библейских текстов (Дж. Ларю).

          Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает  определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы – членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т.е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение.

          Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье в XII – XIV вв. Отношения мужа и жены в семье в те времена строились не на отношениях "доминирования-подчинения", а на изначальной конфликтности", - считает В.Н. Дружинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничилась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла "большуха"  - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинчлись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвеяал за внешнее, природные и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – в доме и семье.

          Анологичную картину можно увидеть,  как считает В.Н. Дружинин, в  большинстве других языческих  цивилизаций, например в древнегреческой.  В античной мифологии соблюдается  паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

          В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: "доминирования-подчинения" или "конфликта", борьбы.

Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с  другим. Дети всегда в подчинении.

        Древнееврейская семья. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патиархален.

Муж был хозяином своей  жены: он спал с нею, она рожала ему  детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

        Семья не была замкнутой: в  нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой "искупителя", "избавителя". Месть могла осуществляться в виде "вендетты" – кровный мести.

          "Брачный сговор" совершался  членами семьи или их официальными  представителями. Жених уплачивал  семье невесты мохар – отчасти,  чтобы как-то компенсировать родителям  потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

         В большинстве случаев жених  не видел невесты до тех  пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен  дарами.

         И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочитительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и измену или блуд полагалось наказание.

          Существовало четкое различие  значимости мужчины и женщины.  Мужчина обладал большей свободой  и ценностью в глазах общества. Предназначением мужа и помогать  ему во всех его делах. Она  должна была делать его счастливым, удовлетворять его приказом. Социального статуса у женщины фактически не было, все решения принимались мужчинами. Многие женщины. По мнению Дж. Ларю, обладали большой властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык – однако идеалом всегда оставалась покорная женщина.

          Брак в Древнем мире. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появивщихся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

           В Древнем Египте брак также  заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

           Первая историческая форма многамии  – патриархальная семья –  управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

            В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владении невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т.к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

           Так, Клеопатра (69 – 30 до н.э.) сначала была женой своего  старшего брата, затем, после  его смерти, - супругой младшего  брата. Каждый такой брак сохранял за супругами право – владеть Египтом.

          Первые законы римского права  приписываются Ромулу, легендарному  основателю Рима. В соответствии  с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

         В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1. Матроны – респектабельные, замужные женщины, матери детей; 2. Гетеры – образованные и одаренные женщины; 3. Рабыни, являвшиеся наложницами плебеев. 4. Жрицы – служительницы различных культов, "мистические" женщины.

        Нравы в   Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал всупать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа , рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

         Европейский брак в Средневековье. На протяжении IV  и    V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены, строго карались моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной  к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди  постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе – право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом  рыцарства. Однако в брачной сфере  ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах  своего круга. По существу, брак был  социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка "продавала" свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и своих будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой мужчина. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом "рогоносца".

         К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

         Христианская модель семьи. Победа христианкой модели над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

            В период раннего христианства  были радикально изменены многие  законы о браке. Например, под  запретом оказались полигамные  браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

            Во времена первых христиан  концепция семьи мало отличалась  от иудейской. Мужчина оставался  главной фигурой, наделенной властью.  Жена должна была ему подчиниться.  Патриарх – глава рода, отец  семейства, выполняет функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры.

         Сделаем небольшое отступление для иллюстрации справедливости обратной связи: Вождь – Отец и ее распространенности в годы сталинизма Д. Ланкур-Лаферриер приводит такую историю:

         "Девочка трех с половиной лет однажды пришла домой и объявила своему отцу: "Ты мне больше не отец".

         "Что это значит – я не твой отец!" – воскликнул он в ужасе.

          "Ты мне больше не отец, - повторила она.  -  Сталин мой отец. Это он дает мне все, что у меня есть".

          В этой ситуации любой отец, вступавший в спор со своим ребенком, ставил под угрозу себя и свою семью.

          Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым,  ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В.Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную "божественную" и реальную, земную.

         "Идеальная" христианская семья включает: Отца, Сына и мать (богородицу). Она строится на основе принципа власти – совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале "доминирования-подчинения" такова: отец – сын – мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец – мать – сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненое положение предпологает включение жены в сферу психологической близости.

          Кроме "идеальной" божественной семьи христианство предлагает вариант "земной" реальной семьи. Слово "Святое семейство" характеризуют земную семью  Иисуса  Христа : его самого, приемного отца – Иосифа,деву Марию.

           Христианство разделяет отца-воспитателя,  несущего ответственность за  жизнь, здоровье, благосостояние  семьи (в первую очередь –  ребенка) и отца генетического,  духовного, функцию которого реализует Бог – Отец. Земная модель христианской семьи явлвется классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположена: сын – мать – отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к отцу.

            Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ богородицы, девы Марии. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отцу к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Вместе стем к XVII в. Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

          Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. Постепенно женщин нагрузили многими обязанностями при весьма малых правах. Они не имели права владеть собственностью, подписывать бумаги. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображения удобства.

Информация о работе Психология семьи