Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа
Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.
Структура православной семьи является производной об общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу "божественной" семьи. А не "Святого семейства". Доминирует в триаде Бог-Отец. Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя представлены сами себе. Но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец – сын – мать.
Менее выражена ответственность Бога-Отца. Отвечает за дела семьи мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость матери к сыну воплащается в доминировании одной из двух ипостасей Марии – роли матери. В православном вероисповедении роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение – над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет акцента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными.
В христианском Писании
Взаимоотношения супругов в христианском браке.
Брак в христианском смысле, - просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего – их ребенка. Совершенная супружеская пара проводит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства.
Через таинство брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют.
Если в браке совершилось
В воспитании детей самое важное. Чтобы они видели своих родителей живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.
Человеческий индивидуализм.
Взаимоотношения супругов в
При этом подчеркивается трудность, мученичество и блаженство этого пути.
В обсуждении взаимоотношений
христианских супругов
Проблема распределения власти супругов во взаимоотношениях исключается: ни тот ни другой из супругов не должны иметь в браке друг над другом абсолютной власти. Отмечается, что не всегда надо смиренно подчиняться такому властному насилию над волей другого человека.
Величайшая мудрость
Тайна счастья христианских
Дети в семье. Рассматривая
патриархальные семьи в различн
Раззвитие моделей семьи в
истории народов, их культуре
постепенно меняет основы детск
Можно предпологать, что именно последний вариант в наибольшей степени соответствует современной модели (моделям) семьи.
1954 г. профессорами Б. Гарварда и Дж. Уайтингами было проведено исследование психологических особенностей детей в таких странах как Филиппины, Индия, США, Мексике, Япония, Кения. Оно известно как "Проект 6 культур". Установлено, что дети в "сложных" обществах более зависимы, доминанты, агрессивны, менее заботливы, ответственны, чем их ровесники в "простых" обществах. Вместе с тем там, где господствует нуклеарная семья, дети более дружественны, менее авторитарны и агрессивны.
В след за Л. Н. Толстым психологи полагают, все несчастные семьи несчастны по-разному, посему только их имеет смысл изучать. Они обращают свое внимание на отклонения в детско-родительсих отношениях, на воспитание детей в неполных семьях и т.д., но почти нет исследований, рассматривающих нормальную семью, особенности отношений, складывающихся между ее членами, стиль воспитания детей и т. д.
Нормальная семья – понятие
очень условное. Будем считать
таковой семью, которая
1.2 Научное осмысление семейно-брачных отношений
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Супружество в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созиданию семьи. Даже пресловутый "брак по расчету" допускает возникновение любви ("стерпится-слюбится").
Каждый человек уникален и не повторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.
Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов по семейной проблематике велико и разнообразно. Вместе с тем целостное интегрированное и изложение курса семейной психологии в отечественной психологии не достаточно представлено, слабо методически обеспечено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки- как самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, группу, закономерности психического развития. Семейная психология рассматривалась лишь попутно.
Только начиная с
конца 1960-х и начала 1970-х гг. брак
и семья стали предметом
В условьях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодежи к семейной жизни. Задача учебного вузовского курса «Психология семьи», с нашей точки зрения, - дать систематизированное обзорное представление об эволюции брачно-семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы семейной психологии. Изложение материала в рамках этой дисциплины может быть сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психолого-коррекционной работы с семьей.
Семья в учебном курсе "Психология семьи" выступает в разных "ликах" в зависимости от "масштаба" рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реальной семьи, состоящей из разных, "живых" людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой, семья рассматривается и как малая социальная группа, и как социальный институт и структурная единица современного общества. Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Наша позиция заключается в том, чтобы систематизировать разрозненные знания по курсу семейной психологии.
Безусловно, обсуждение вопросов семейной психологии всегда задевает личностно. Возможно, что знакомство с материалами такой учебной дисциплины как психология семьи позволит молодым людям самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо жизненных проблемных ситуаций.
Множество тенденций,
замеченных психологами в
В реалиях XXI в. особенно остро стоят вопросы по поводу того, как человеку преодолеть свое одиночество, обрести устойчивый, гармоничный союз (отношения) с другим человеком, и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни. Лучше всего это выразил С.Л. Рубинштейн: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии".
Постановка проблемы
состояния современного брака и
семьи, определение психологических
оснований их понимания и изучения
являются актуальными задачами по причине
отмечаемого исследователями
Семейная психология будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска.
Интерес к происхождению
человечества способствовал развитию
научного взгляда на психологию семьи.
Семейная психология сложилась как
наука, изучающая объективные