Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Журсын.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

          Структура православной семьи  является производной об общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу "божественной" семьи. А не "Святого семейства". Доминирует в триаде Бог-Отец. Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя представлены сами себе. Но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец – сын – мать.

           Менее выражена ответственность Бога-Отца. Отвечает за дела семьи мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость матери к сыну воплащается в доминировании одной из двух ипостасей Марии – роли матери. В православном вероисповедении роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение – над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет акцента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными.

            В христианском Писании затронуты  некоторые касающиеся сексальных  отношений вопросы, однако, сделано  это в свете убежденности в  приближении конца времен, скорого пришествия Христа и установления христианского Царствия Божия. Следовательно, во всех семейных отношениях присутствовал этот "эффект времени". Рассмотрим подробнее семейные отношения, соответствующие христианской модели брака.

            Взаимоотношения супругов в христианском браке.  

Брак в христианском смысле, - просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего – их ребенка. Совершенная супружеская пара проводит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства.

            Через таинство брака даруется  благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют.

            Если в браке совершилось только  внешнее соединение, а не победа  каждого из двоих над своим  эгоизмом и гордыней, то это  отразится и на ребенка, повлечет  неименуемое отчуждение его от  родителей.

В воспитании детей самое  важное. Чтобы они видели своих  родителей живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.

          Человеческий индивидуализм. Себялюбие  создают в браке особые трудности.  Преодолеть их можно только  усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страсттями, подтачивающими его духовное основание – любовь. Единственный путь к этому, согласно христианскому вероучению, - углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке – потеря любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.

            Взаимоотношения супругов в христианском  браке предполагают четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно стать на второе место, мужу – взять на себя тяжесть и ответственность быть главой.

При этом подчеркивается трудность, мученичество и блаженство этого пути.

            В обсуждении взаимоотношений  христианских супругов подчеркивается "немощь" женщины, которая состоит  в подвластности женщины собственным неуправляемым эмоциям.

            Проблема  распределения власти  супругов во взаимоотношениях  исключается: ни тот ни другой  из супругов не должны иметь  в браке друг над другом  абсолютной власти. Отмечается, что  не всегда надо смиренно подчиняться такому властному насилию над волей другого человека.

             Величайшая мудрость христианского  брака – дать полную свободу  тому, кого любишь, ибо земной  брак – подобие Брака небесного  – Христа и Церкви, в основе  своей имеющего полную свободу.

             Тайна счастья христианских супругов  заключается в совместном исполнении  воли Божией, соединяющей их души  между собой и со Христом. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесная близость, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по своей природе, ни общие мирские интересы и деятельность, "ибо проходит образ мира сего" (1 Кор. 7:31).

             Дети в семье. Рассматривая  патриархальные семьи в различных странах и полушариях, исследователи отмечают, что отцы в этих семьях относятся к детям по-разному. Связь с детьми варьирует от почти полного пренебрежения ими, как традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы – в германской , однако во всех случаях отличается от простых типичных языческих семей, как и в начале подробно описано по стандартам Священного Писания.

              Раззвитие моделей семьи в  истории народов, их культуре  постепенно меняет основы детско-родительских отношений. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, психоисторик Л. Демоз выделил 6 транформаций в отношении к детству:

  1. Инфанцидный стиль (с древности до IV в.н.э.)характеризуется массивными детоубийствами, насилием. (Инфантицид – детоубийство – стал считаться человекоубийством лишь в 374 г.)
  2. Бросающий стиль (IV – XIII вв.), ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.
  3. Амбивалентный стиль (XIV – XVII вв.), ребенок еще не стал отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности, в воспитании преобладает "лепка" характера, при сопротивлении неподдающийся такой "лепке" повергается избиениям.
  4. Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребенка контролируются.
  5. Социализирующий стиль (XIX – первая половина XX в.). ребенок – объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.
  6. Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.

 Можно предпологать, что именно последний вариант в наибольшей степени соответствует современной модели (моделям) семьи.

          1954 г. профессорами Б. Гарварда и Дж. Уайтингами было проведено исследование психологических особенностей детей в таких странах как Филиппины, Индия, США, Мексике, Япония, Кения. Оно известно как "Проект 6 культур". Установлено, что дети в "сложных" обществах более зависимы, доминанты, агрессивны, менее заботливы, ответственны, чем их ровесники в "простых" обществах. Вместе с тем там, где господствует нуклеарная  семья, дети более дружественны, менее авторитарны и агрессивны.

           В след за Л. Н. Толстым  психологи  полагают, все несчастные семьи несчастны по-разному, посему только их имеет смысл изучать. Они обращают свое внимание на отклонения в детско-родительсих отношениях, на воспитание детей в неполных семьях и т.д., но почти нет исследований, рассматривающих нормальную семью, особенности отношений, складывающихся между ее членами, стиль воспитания детей и т. д.

           Нормальная семья – понятие  очень условное. Будем считать  таковой семью, которая обеспечивает  требуем минимум благосостоянии  социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, нормальной является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, будем считать аномальными. Это общечеловеческое различие типов семей.

1.2 Научное осмысление семейно-брачных отношений

Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Супружество в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созиданию семьи. Даже пресловутый "брак по расчету" допускает возникновение любви ("стерпится-слюбится").

Каждый человек уникален и не повторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.

Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов по семейной проблематике велико и  разнообразно. Вместе с тем целостное  интегрированное  и изложение  курса семейной психологии в отечественной психологии не достаточно представлено, слабо методически обеспечено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки- как самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, группу, закономерности психического развития. Семейная психология рассматривалась лишь попутно.

Только начиная с  конца 1960-х и начала 1970-х гг. брак и семья стали предметом специального исследования многих дисциплин, в том числе – психологии. В нашей стране проблемы семьи изначально привлекали внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений. Преподавание психологии семейных отношений в фокус научных исследований пока не попадет.

В условьях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодежи к семейной жизни. Задача учебного вузовского курса «Психология семьи», с нашей точки зрения, - дать систематизированное обзорное представление об эволюции брачно-семейных отношений, показать характерные  черты и особенности  жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы семейной психологии. Изложение материала в рамках этой дисциплины может быть сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психолого-коррекционной работы с семьей.

Семья в учебном курсе "Психология семьи" выступает  в разных "ликах" в зависимости  от "масштаба" рассмотрения. С  одной стороны, различим образ конкретной, реальной семьи, состоящей из разных, "живых" людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой, семья рассматривается и как малая социальная группа, и как социальный институт и структурная единица современного общества. Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Наша позиция заключается в том, чтобы систематизировать разрозненные знания по курсу семейной психологии.

Безусловно, обсуждение вопросов семейной психологии всегда задевает личностно. Возможно, что знакомство с материалами такой учебной дисциплины как психология семьи позволит молодым людям самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо жизненных проблемных ситуаций.

 Множество тенденций,  замеченных психологами в области  изучения психологии семьи, множество  теоретических предположений, порождающих  спектр концептуальных моделей  брака и семьи, свидетельствуют  об актуальности осмысления места семейной психологии в системе психологического знания.

В реалиях XXI в. особенно остро стоят вопросы по поводу того, как человеку преодолеть свое одиночество, обрести устойчивый, гармоничный союз (отношения) с другим человеком, и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни. Лучше всего это выразил С.Л. Рубинштейн: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии".

Постановка проблемы состояния современного брака и  семьи, определение психологических  оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами по причине  отмечаемого исследователями кризиса  современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами.

Семейная психология будет иметь теоретическое и  практическое значение как в плане  достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для  реализации эвристических целей  научного поиска.

Интерес к происхождению  человечества способствовал развитию научного взгляда на психологию семьи. Семейная психология сложилась как  наука, изучающая объективные закономерности функционирования семьи, проявления и  механизмы брачно-семейных и родственных отношений. Семейные психологи изучают брачные установки и убеждения, подчинение и независимость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие и интимное общение, детско-родительские отношения и жизненный цикл семьи, и многое другое. Семейная психология сложилась как наука, изучающая объективные закономерности функционирования семьи, проявления и механизмы брачно-семейных и родственных отношений. Семейные психологи изучают брачные установки и убеждения, подчинение и независимость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие и интимное общение, детско-родительские отношения и жизненный цикл семьи, и многое другое. Семейная психология- это наука о том, как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и как организуют свое совместное существование. В семейной психологии раскрывается состояние принадлежности индивида некоторому надындивидуальному семейному целому, которое охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции.

Информация о работе Психология семьи