Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Журсын.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 Актуальность исследования заключается в следующем: повышение напряженности психической деятельности человека делает более ценным и дефицитным ласковое слово, доброжелательный взгляд, эмоциональное тепло, благоприятную психологическую атмосферу, душевный покой людей, взаимопонимание между ними, и в первую очередь между близкими  людьми. Все это способствует росту внимания к проблемам взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, к проблеме брака и любви.

Проблема эта и раньше волновала человечество. Её с полным правом можно отнести к "вечным" вопросам жизни: как бы хорошо ни решили ее представители одного поколения, каждое новое поколение, да и каждый человек должен решать ее с самого начало – в новых условиях. И в мире едва ли можно найти другую такую проблему, которой было бы посвящено так много книг, трактатов, статей.

Мыслители прошлого, во всяком случае, те из них, которые оптимистически относились к жизни, полагали  и надеялись, что представители новых поколений будут полностью счастливы и в семейной жизни. Главной и чуть ли не единственной причиной всех семейных неурядиц, трудностей в брачных отношениях  они считали наличие частной собственности на средства производства и порожденное ею социальное и экономическое неравенство мужчины и женщины. В обществе, которое покончит с экономическим, социальным и политическим угнетением женщины, по их мнению, только любовь, взаимная любовь мужчины и женщины будет единственным побудительным мотивом вступление в брак и достаточно твердой, прочной, надежной гарантией счастливой семейной жизни. Материальные расчеты при создании семьи, меркантильно-экономические мотивы вступления в брак, как показывают исследования наших социологов, в массовом масштабе вытесняются мотивами нравственно-эстетическими. Патриархальные и авторитарные отношения, при которых глава семьи был неограниченным диктатором для всех членов семьи, все более заменяются отношениями равенства и взаимного уважения супругами, между представителями старшего и младшего поколений в семье. Родители в нашем обществе передают детям по наследству прежде всего свое духовное "состояние", духовное богатство, свое мировоззрение, профессиональное  мастерство, личные качества.

Это «работа» представляет собой научно-теоретическое осмысление философия семьи с точки зрения теологии и психологии, сравнительный анализ семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущность брачно-семейных отношений, особенности и их возникновения, становления, стабилизаций и распада, описывается характеристика брака и семьи в историческом, социально-психологическом и индивидуально-психологическом контекстах, рассматривается эмоциональная и функциональная специфика отношений членов семьи друг с другом.

Предысторию семейной психологии можно обнаружить в древних текстах, толкующих о семье в мифологическом и назидательном плане. Апологию чувственной любви и брачно-семейных отношений продолжают раздумья философов. Если истолковывать семейные отношения как понятие, порожденное ментальной рефлексией по поводу истории человека и семьи, то его истоки восходят к философской мудрости Платона (диалоги "Государство", "Законы", "Пир"), Аристотеля ("Политика"), Плутарха ("Наставление супругам"), Ф. Энгельса ("Происхождение семьи, частной собсвенности и государства"), М. Монтеня ("Опыты"), И.Канта ("Метафизика нравов"), Г. Гегеля ("Философия религии", "Философия права"), Н. Г. Чернышевского ("Русский человек на rendez-vous"), А. Шопенгауэра ("Афоризмы житейской мудрости"), П.А. Флоренского ("Столп и утверждение истины"), В.В. Розанова ("Семейный вопрос в России") и др. В эпоху глобализации с девальвацией общечеловеческих ценностей,с утратой ценностей семейного воспитания, когда институт семьи не справляется с основными функциями, остро встает вопрос о значении духовного и научноо осмысления их.Что и составляет актуальность исследования.

Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.

В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:

- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;

- выявить  единство и различие;

- разработать теоретически сравнительную характеристику.

Объектом исследования являются теология и психология семьи.

Предмет исследования: особенности теологии и психологии семьи во взаимоотношениях между мужем и женой как источник подражения для детей.

Гипотеза: общечеловеческие ценности семьи как института  социализации личности важны как для теологии, так и для психологии.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, контент-анализ, сравнение, наблюдение,…………

База исследования: Религиозное Объединение Республиканский миссионерский  христианский  Центр " Грейс – Ракым " ( свидетельство о гос. Регистрации № 4846 – 1900 – РО от  10. 06. 2004 г. )

Дипломная работа состоит  из трех глав, шести разделов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ КАК ВАЖНОГО АСПЕКТА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

1.1 Эволюция семейно-брачных отношений

Вступление в брак и создание семьи ныне настолько  заурядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип  брачности возник более 300 лет назад. Но история возникновения многогамной  семьи насчитывает многие тысячелетие. Считается, что в первобытном человеческом обществе существовал промискутит, т.е. имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Идея об общности жен и беспорядочном половом общении, господсствовавших в первобытном состоянии человечества, не нова, однако абсолютно нерегулируемые половые отношения вряд ли существовали когда-либо.

Возражения против промскуитета дают аргументацию для прояснения эволюции брачно-семейных отношений. Virey полагал: "Если такая полная общность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших, наподобие дикарей, дарами богатой, девственной природы, т.е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и, конечно вполне, основательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была бы не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать".

Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего  человеческого сообщества, могло  служить создание устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекающие самцов (набухание половой кожи, возбуждающие запахи и др.), ныне сохранились лишь рудименты этих свойств. Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные  избирательно на одну особь мужского пола. Это были уже зачатки той высокой избирательности полового влечения, которое является признаком, отличающим человека от других представителей животного мира. С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, призванные обществом. Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака, представляющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака, прежде всего, возникали права и обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. В дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т.е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется происхождение  от матери, а не от отца. Сюда следует  отнести право наследования племянника, т.е. право наследования брату матери, помимо его собственных детей. На основании этого и подобных фактов пришли к тому заключению, что сначала существовал так называемый матриархат, который проявлялся, по существу, в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господствовал "коммунальный брак". Каждый мужчина принадлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы. Такие половые отношения у первобытных народов называют гетеризмом.

В первобытном периоде  человечества типичными были следующие  виды брачно-семейных отношений:

  1. Неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы.
  2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев – общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей.
  3. Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Наличие полигамии у  примитивных народов связывают  с двумя причинами:

    1. У них нет "единобожия", - существует пантеон богов: старший и подчиненные;
    2. Отсутствие аскезы.

Полигамия закрепилась в тех странах, где господствующей религией является ислам, девочек там рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос еще резче. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и моногамных браках.

Полиандрия возникала, во-первых, вследствие пережитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у некоторых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот приходилось родителям нескольких братьев "покупать" им одну жену на всех; в третьих, значительное превышение числа женщин над количеством мужчин в брачном возрасте.

Следующим этапом развития брачных  отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносятся соблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверно известно, а отец – нет. Единственный "надежный" способ для мужчины получить в наследники своего собственного ребенка – жестко контролировать и ограничивать женщину. ( Вспомним варианты русских народных сказок, где женщина (девушка) находилась в высоком тереме, до которого на простом-то коне и не допрыгаешь, - требовался, как правило, волшебный, да еще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило кроме всего прочего следить и приглядывать за своей подопечной). Патриархат по своей психологической сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом. В этом смысле, моногамный союз следовало бы понимать как односторонне-парную связь: женщина к моногамии перешла (перевели), а мужчина – нет.

         За несколько тысячелетий до  новой эры в кодексе вавилонского  царя Хаммурапи было закреплено  неравенство супругов – кодекс  признает моногамию, но разрешает  мужу брать наложниц, а за неверность  особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древности и Средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.

          Однако  все чаще встречи мужчин и  женщин стали носить избирательный характер, что постепенно укрепилось как супружество по выбору. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, "привязывают" к домашнему очагу, по существу передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет "любый" мужчина. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основе симпатии и любви, ценится супружеская верность.

           Впервые  в истории равенство мужчин  и женщин перед законом провозгласила  Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

           Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на поло-ролевое поведение мужчин и женщин, трансформируются семейные функции.

            Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст молодых людей, вступающих в брак. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

            Голод И.С.  подчеркивает, что структурные изменения семьи происходят в течение столетия, функциональные – с начала XX в., а активизация личностного взаимодействия супругов – лишь в последние несколько десятилетий. Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Информация о работе Психология семьи