Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Журсын.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

Отражая философский анализ науки  теологии и психологии необходимо отметить социально – психологическую модель семейных отношений, она отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья  -  это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание  взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением  детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

Таким образом, семья – это основанная на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами  супружества – родительства –  родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит  из брачной пары – мужа и жены;  полигамная – это брак одного с несколькими (полиандрия – брак одного мужчины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, или сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация от лат. Urbanus – городской – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация от лат. Agglomerare – присоединять, накоплять – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным  типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и  совместно проживают разные поколения  родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и  религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия  растет число малых семей, состоящих  из двух человек: неполных, материнских, "пустых гнезд" (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке сотцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте "внебрачной" рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор "родить для себя".

Выделяют следующие  виды социально-аксиологической направленности семьи:

  1. Общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство

взглядов, хорошие межличностные отношения).

  1. Противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на

уровне борьбы одних тенденций с другими).

  1. Антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалом

общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность

семьи может быть:

  1. Ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей

ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему сойиальных отношений – пенсионеры, инвалиды;

  1. Временноограниченная (психосоматическое, возрастные особенности

лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

  1. Неограниченная (члены семьи имеют полный спектр возможностей

вписаться в социальное пространство и адаптироваться к  изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

Активность семьи характеризует  ориентацию на наращивании, актуализацию ее ресурсов, т. е. Степень самообеспечения  и самопомощи. Ввыделяют три вида активности:

  1. Собственно активность (ориентация на иждивенчество, низкая

мобильность, развитие адаптационных  способностей);

  1. Ограниченная активность;
  2. Пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность,

неразвитость адаптационных  способностей).

          Социально-психологическая поддержка  может быть необходима любой

семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый  собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи  по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренными противоречиями и конфликтами, которые связанны с изменяющимися условиями жизнодеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи ("снисходительная, потворствующая гиперпротекция" и "чрезмерная опека"); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т. д.

Неблагополучные семьи  разделяют на конфликтные, кризисные  и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в котрых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнидеятельности  семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Как институтуированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой  семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации  семейных функций нет, однако между  ними существуют взаимозависимость  и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

Репродуктивную –  биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

Воспитательную –  духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена  в течение всей жизни;

Хозяйственно-бытовую  – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

Экономическо-материальную – поддержание одними членами  семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

Функцию организации  досуга – поддержание семьи как  целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

Функцию социального  контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в  обществе, их деятельность; ориентирующию основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Каждая семья формирует  свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.

Семья является первичной  малой социальной группой, ближайшей  срелой формирования личности, семья  влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние  человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок ценностных ориентаций субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.

Можно выделить несколько  основных признаков семьи как  малой социальной группы: наличие  интегральных психологических (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т. д.),которые формируются  с возникновением и развитием  семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель,характеризующий определенное свйство. 

Социальная группа имеет  следующие параметры: композицию и  структуру, групповые прцессы, групповые  нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик  членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность семьи, ее возрастной или  половой состав, национальность или  социальное положение ее членов. Любая  социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.

Стуктура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью  жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характерующие межличностые отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

Информация о работе Психология семьи