Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:38, дипломная работа
Цель исследования: выявление общего и различного в теологии и психологии семьи.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать институт семьи с точки зрения теологии и психологии;
- выявить единство и различие;
- разработать теоретически сравнительную характеристику.
Отражая философский анализ науки теологии и психологии необходимо отметить социально – психологическую модель семейных отношений, она отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семейные отношения
Таким образом, семья – это основанная на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.
Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими (полиандрия – брак одного мужчины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).
Родственные связи определяют простой, нуклеарный, или сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация от лат. Urbanus – городской – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация от лат. Agglomerare – присоединять, накоплять – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.
Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.
Наиболее архаичным
типом является патриархальная (традиционная)
семья. В ней много детей и
совместно проживают разные поколения
родственников и
В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, "пустых гнезд" (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке сотцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте "внебрачной" рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор "родить для себя".
Выделяют следующие
виды социально-аксиологической напр
взглядов, хорошие межличностные отношения).
уровне борьбы одних тенденций с другими).
общества).
Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность
семьи может быть:
ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему сойиальных отношений – пенсионеры, инвалиды;
лишь временно ограничивают
социально-экономическую
вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).
Активность семьи
мобильность, развитие адаптационных способностей);
неразвитость адаптационных способностей).
Социально-психологическая
семье, хотя и в разной
степени. Особенно нуждаются в помощи
семьи пассивные. Они имеют малый
собственный потенциал для
Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренными противоречиями и конфликтами, которые связанны с изменяющимися условиями жизнодеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи ("снисходительная, потворствующая гиперпротекция" и "чрезмерная опека"); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприия противоречий современного социума).
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т. д.
Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).
Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в котрых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.
Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнидеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Как институтуированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
Репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
Воспитательную –
духовное воспроизводство населения.
Семья формирует личность ребенка,
оказывает систематическое
Хозяйственно-бытовую – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
Экономическо-материальную – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
Функцию организации досуга – поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
Функцию социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующию основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Каждая семья формирует
свой образ жизни, свою микрокультуру.
В контексте социально-
Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей срелой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок ценностных ориентаций субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.
Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т. д.),которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель,характеризующий определенное свйство.
Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые прцессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность семьи, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение ее членов. Любая социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.
Стуктура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характерующие межличностые отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.