Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Видимо, несмотря на то, что в нашем обществе, как указывает множество теоретических и экспериментальных исследований, происходит резкое ускорение изменений в системе социальных ролей и общепринятых норм, изменяются традиционные половые роли, становятся более гибкими, более универсальными, эти традиционные стереотипы и установки все еще продолжают оказывать мощное влияние на разделение ролей в семье и на отношение к роли женщины в профессиональной сфере.

Также, на эти аспекты жизни оказывают и объективные социально-экономические особенности нашей страны: мужчинам проще материально обеспечить семью, чем женщинам. В сочетании с тем, что в семьях респондентов воспитывается ребенок-дошкольник и, следовательно, материальные затраты довольно велики, но велика и потребность в выполнении домашних обязанностей, мужчины во многом вынуждены большую часть времени посвящать материальному обеспечению семьи, то есть распределение ролей традиционализируется в связи с необходимостью приспособления к объективным условиям.

Тот же факт, что и мужчины и женщины в целом хотели бы увеличить долю мужа в выполнении большинства традиционно женских ролей и расширить влияние жены в сфере сексуальной жизни семьи, говорит о том, что частные полоролевые установки все же отличны от традиционных.

По данному вопросу мы можем сказать, что существует целый ряд теорий, объясняющих несовпадение установок и реального поведения влиянием других факторов. В наши задачи не входит подробное освещение этого вопроса.

Данные о том, что мужчины выше оценивают свой вклад в выполнение большинства ролей, чем его оценивают женщины, можно объяснить тем, что женщины выше оценивают вклад мужчин в выполнение традиционно мужских ролей, кроме того, каждый склонен видеть в первую очередь свои вложения сил и времени.

Интересные результаты получены при исследовании мнения о личностных ориентациях идеальной и реальной женщины.

Получено довольно много различий в оценке женщин ими самими и мужчинами. Эти данные могут быть объяснены, во-первых, особенностями выборки: опрашивались не только семейные пары, но и супруги из разных семейных пар. Во-вторых, возможно, мужчины склонны описывать своих жен ближе к идеальной, по их мнению, женщине.

Что интересно, хотя все опрошенные нами женщины работают, мужчины считают, что их жены меньше стремятся к интересной профессии и карьере, чем идеальная женщина. Женщины также считают, что в идеале нужно больше значения придавать карьере.

Такие результаты могут объясняться как тем, что женщина с ребенком дошкольного возраста не имеет больших возможностей в продвижении по карьерной лестнице, что и отражается в ответах респонденток о себе. Кроме того, образ женщины, стремящейся к карьере, навязываемый средствами массовой информации довольно сильно отличается от реальности, при этом в некоторой степени ориентируясь на него, женщина оценивает свои достижения и стремления гораздо ниже.

Таким образом, при сохранении довольно традиционного распределения ролей в семье, и мужья, и жены считают, что для женщины такие индивидуальные стремления, как участие в профессиональной деятельности и хорошая карьера, творчество должны быть столь же значимы, как и традиционные для женщин ценности – создание благополучной семьи, любовь и др.

Эти данные, по всей видимости, являются отражением изменения роли женщины в обществе, признания за ней права претендовать на индивидуальные, внесемейные достижения.

Но, несмотря на вышеуказанные изменения в отношении к профессиональной деятельности женщин, по отношению к целому ряду профессиональных сфер мужчины продолжают высказывать традиционные взгляды. Так, в отношении работы женщин в традиционно мужских сферах, возможности женщин оцениваются очень различно.

То, что женщины часто указывают, что мужчины хуже справляются с выполнением обязанностей по ряду изучаемых профессий, может носить скорее протестный, эмоциональный характер, чем отражение реального мнения. Этот вариант объяснения подтверждается наблюдением за заполнением опросника женщинами.

При этом мужчины, как показали результаты исследования стереотипов женщин, занимающих руководящие должности, оценивают соответствие ее качеств необходимым для выполнения обязанностей значительно ниже, чем такие качества у мужчин.

Мы можем предположить, что изменения полоролевых установок и стереотипов, происходящее в нашем обществе, привело к тому, что женщины стремятся к расширению их включенности в такие сферы деятельности, как политика, руководство, бизнес, т.е. к усилению своего влияния в обществе, в то время как мужчины не склонны положительно оценивать такое расширение влияния женщин.

Как известно, стереотипы выполняют целый ряд функций и возможно, в данном случае мы сталкиваемся с тем, что изменение этих стереотипов замедляется выполнением следующей его функции: объяснение, оправдание и защита существующего неравенства между полами.

В целом мы получили, что для мужчин характерны более традиционные взгляды, что, вероятно, связано с тем, что смена полоролевых установок и стереотипов, происходящая в обществе, более удобна для женщин, т.к. новые стереотипы и установки в большей степени учитывают женские потребности по сравнению с традиционными. Как результат, женщины с большей готовностью меняют свои взгляды.

Тот факт, что довольно традиционные установки относительно участия женщин в «мужских» профессиональных сферах, явное влияние традиционных стереотипов мужественности и женственности на стереотипы женщины, занимающей руководящую должность, сочетаются с мнением о необходимости для женщин стремления к достижению высоких результатов в профессиональной сфере, можно объяснить, что резкие и глубокие изменения в обществе начались сравнительно недавно, накладываясь на и без того противоречивые требования и стереотипы.

Так, например, еще недавно женщина должна была соответствовать и навязываемой государством как необходимой и обязательной роли профессионала и, в то же время, в соответствии с традиционными стереотипами, она должна была оставаться женственной, мягкой, пассивной, что не всегда вписывалось в профессиональные качества. Сейчас эти требования стали еще менее четкими и дифференцированными, т.к. появляются новые роли и требования, вызванные изменением социально-экономических условий.

Перейдем к обсуждению полученных связей удовлетворенности браком и различных изучаемых аспектов полоролевой дифференциации.

Взаимосвязь удовлетворенности браком у мужчин и женщин с распределением ролей в семье, явно отличающимся от традиционного, может объясняться, во-первых, тем, что изучаемые нами семьи были отобраны как находящиеся в периоде относительной стабильности, что, по мнению ряда исследователей, предполагает снижение потребности семьи в традиционном разделении ролей по сравнению с периодами перестройки. Во-вторых, это может быть признаком общей тенденции смягчения полоролевой дифференциации в обществе. Связь высокого уровня участия мужа в роли материального обеспечения семьи, при этом, может объясняться факторами, описанными выше.

Связь у мужчин более положительного отношения к участию женщин в сферах, традиционно считающихся мужскими, как и большая удовлетворенность браком тех женщин, которые более отрицательно оценивают возможности женщин в политике, руководстве и работе в силовых структурах, можно объяснить с той точки зрения, что такие взгляды поддерживаются лицами противоположного пола, а следовательно, оказывают положительное влияние на взаимопонимание в семье.

Таким образом, те мужчины, взгляды которых более ориентированы на потребности и мнения женщин, и те женщины, точка зрения которых ближе к мужской, скорее имеют высокую удовлетворенность брачными отношениями. Это подтверждается и при анализе результатов изучения связи удовлетворенности браком и ценностных ориентаций жены.

Проведенное на первом этапе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1.              Современные мужчины и женщины высоко оценивают значимость для женщины профессиональной жизни, карьеры, творчества, но не снижают значимости для нее семейной сферы.

2.              Как женщины, так и мужчины в склонны стремиться к менее традиционному распределению ролей в семье, но реальные условия вынуждают, несмотря на снижение при этом удовлетворенности браком, распределять роли традиционным образом.

3.              Удовлетворенность браком в целом связана с более равноправными, гибкими полоролевыми установками в семье, а также с менее традиционным отношением к возможностям женщин в профессиональной сфере для мужчин и с более традиционными для женщин.

4.              Мужчины, в отличие от женщин, продолжают довольно негативно оценивать возможности и способности женщин в сферах деятельности, традиционно считающихся мужскими, особенно к их участию в руководящей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация.

Как мы уже указывали выше, нами на этом этапе была проведена апробация и внедрение в практическую социально-психологическую работу психотехнологии системной семейной расстановки Б. Хеллингера. Автор в течение 6 месяцев работал в качестве супервизора с российскими клиентами в группе немецких специалистов, а затем в течение года осваивал технику ведения метода самостоятельно (Москва). Основными исследовательскими методами в данный период были включенное наблюдение, беседа, экспертная оценка, опрос.

Системная семейная расстановка это психотехнология групповой работы с людьми, во время которой происходит работа с внутренними образами клиента. В основе работы лежит открытый Б. Хеллингером [159] факт, что у многих людей есть чувства, которые перенимаются ими из семьи (системы). Это чувства, которые изначально переживались другими членами семьи (системы), например отцом, бабушкой или дедом и в силу каких-либо причин или обстоятельств не были пережиты ими до конца или были перенесены (замещены) с одного субъекта на другого. Такое незавершенное чувство продолжает жить в «поле семьи (системы)» и в последствии может быть перенято другим членом семьи (системы), например сыном, внучкой и т.д., которые переживают (воспроизводят) прежние чувства, принадлежащие другим членам семьи и которые к ним не имеют прямого отношения. Данный процесс называется идентификация – это похоже на принудительное повторение в семье того, что было раньше, когда что-то еще раз инсценируется и повторяется, но не решается.

Например, в семье есть муж, жена и дочь. Отношения между мужем и женой очень напряженные, муж авторитарен и ревнив, он агрессивно ведет себя по отношению к жене, не любит ее, но любит дочь. Жена в свою очередь тайно злится на мужа, но не может открыто проявить свою злость, так как боится его агрессивности и не может решиться на развод из-за материальной зависимости от мужа и из-за страха, что дочь останется без отца, который ее любит. Она играет роль примерной жены, терпит и делает вид, что все хорошо. В этой обстановке растет их дочь и она может перенять злость матери и в последствии, когда вырастет, начать воспроизводить чувства матери, не осознавая этого. Например, она может проявлять беспричинную злость к отцу, хотя он любит ее и у нее нет реального повода злиться на него. Но она, не осознавая того, открыто злится на него вместо матери, которая не может сделать этого. А отец будет в недоумении. Дочь, понимая умом, безосновательность своей злости, будет в последствии испытывать чувство вины. Рационально объяснить поведение дочери трудно, практически невозможно, если не знать, что она проявляет невыраженные чувства матери. Здесь мы сталкиваемся с парадоксом, отец любит дочь, а она злится на него. Найти решение в отношениях между отцом и дочерью невозможно, до тех пор, пока дочь не осознает, что переживает не свое личное чувство, а перенятое у матери.

Но этот процесс может происходить и по-другому. Например, выросшая дочь может воспроизводить перенятое от матери чувство в отношениях со своим мужем (или партером). Она не будет уважать его как мужчину, может относиться к нему пренебрежительно или даже унижать его. Хотя и в этом случае нет реального повода для ее чувств, так как оно перенято из ее родительской семьи и не относится к ее настоящему мужу (партнеру), который проявляет себя в отношениях с ней совсем не так, как это делал ее отец в отношениях с ее матерью. Но так как чувство переживается ею, то она неосознанно может переносить его на мужа. Вначале муж может думать о странностях своей жены, но если так будет повторяться дальше, это может привести либо к разводу, либо к выяснению или охлаждению отношений, либо муж начнет вести себя так, как вел себя ее отец с ее матерью. Здесь ситуацию распознать еще сложнее, так как муж может не иметь представления об отношениях в родительской семье жены, и трудности в отношениях между супругами будут нарастать. Такая ситуация называется системным переплетением, проблема нерешенная в вышестоящей системе переносится в нижестоящую.

Для решения подобного рода проблем используется метод расстановки семьи, который позволяет понять, от кого было перенято чувство и на кого оно было направленно. При помощи заместителей этих людей подобные чувства могут быть проявлены и завершены.

В итоге долгого поиска форм адаптации психотехнологии системной семейной расстановки Б. Хеллингера нами была сформирована следующая программа.

Необходимые условия.

Для работы с расстановкой необходим квалифицированный ведущий и группа не менее 10 человек (желательно, чтобы количество мужчин и женщин было примерно равным). Для работы необходимо изолированное помещение не менее 50 кв. м. или больше. Стулья по числу участников плюс 3-4 стула.

Предварительный этап.

В начале проводится традиционный для групповой работы ритуал знакомства. Участники рассаживаются на стулья, поставленные в круг. Ведущий просит каждого участника группы представится, рассказать о себе, своей семье и о том, что его беспокоит, что мешает жить, чтобы он хотел изменить в своей жизни. Это помогает установить атмосферу доверия и подразумевает переход к более открытой форме общения, помогает каждому участнику группы более глубоко осознать и сформулировать запрос на предстоящую работу. После ритуала знакомства можно проделать ряд упражнений в парах на ощущение собственного тела и чувств.

 

Основной этап.

Определение проблем клиента и сбор информации.

Затем начинается непосредственная работа по запросам клиентов. Ведущий приглашает клиента сесть на стул рядом с собой и просит рассказать его о том, какие проблемы в отношениях его беспокоят, как и в каких ситуациях, они проявляются, когда в первый раз возникли подобного рода проблемы, как они проявлялись и изменялись в последствии. Как клиент пытался решить существующую проблему. Если ведущий видит или подозревает, что у клиента есть перенятое чувство или имеет место системное переплетение, он пытается выяснить, где в вышестоящей системе (родительской семье или семье дедушек и бабушек) проявлялось подобное чувство. Для этого уточняется состав семьи, время в которое жила семья, что происходило в семье и вокруг в то время, что происходило там, где жила семья. Были ли какие-то события, которые могли дестабилизировать, нарушить естественный жизненный цикл семьи. Например: не умер ли в семье кто-то раньше срока, не было ли у кого-то в семье тяжелых физических или психических заболеваний, не погиб ли кто-то или не был ли кто-то убит в семье, не сидел ли кто в тюрьме, не преследовался ли кто-то по идеологическим, политическим, религиозным и иным мотивам. Были ли браки родителей, браки дедушек и бабушек одобрены их родителями и был ли кто, кто не хотел этого. Были ли разводы и расставания в этих семьях, были ли у супругов до брака значимые партнеры. Желанные ли были дети в этих семьях, были ли аборты и рано умершие дети, не было ли приемных детей. Описания характеров и оценки поведения здесь неважны. Они отвлекают от главного.

Информация о работе Психология семейных отношений