Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

2) в области контроля – предпочтение доминировать, контролировать деятельность остальных и преодолевать их влияние (расходы, издержки) как противоположность зависимости и принятию влияния (принятие);

3) в аффективной области – предпочтение поведения, активно выражающего любовь (расходы; издержки) как противоположность к пассивной роли быть любимым (принятие).

Если два человека должны эффективно сотрудничать, то их психологически предпочитаемое поведение должно быть направлено на расходы (издержки) и согласие. Конфликтная ситуация возникает, когда существует разногласие между предпочтением инициировать и принимать. Для каждой области межличностных потребностей, в сущности, существует два типа конфликтов:

1) между двумя инициаторами – компетентный конфликт;

2) между двумя «принимателями» – апатичная несовместимость.

Мерой предпочтения инициировать или принимать является разница между выраженным (е) и требуемым (w) поведением. Совместимость самой высокой степени достигнута, если баллы двух индивидов комплиментарны, т. е. когда оценка оК, которая варьирует от – 18 до +18, нулевая. Если оба лица предпочитают расходы, то оК позитивная и выражает конкурентную несовместимость. Негативная оК предполагает, что члены диады предпочитают принятие и индекс предполагает апатичную несовместимость.

Индекс взаимного обмена хК предполагает предпочтение многократного изменения социального поведения в межличностных контактах. Предполагается, что существует предпочитаемая интенсивность контакта, характерная как для индивида, так и для группы. Для индивида критерий «высокая смена – низкая смена» имеет следующие характеристики:

1) в области включения – высокая смена означает очень частую интеракцию с другими, попытку сдружиться с ними и желание, чтобы другие были с ним в контакте – как противоположность изоляции и одиночеству;

2) в области контроля – высокая смена предполагает предпочтение иерархии и одновременно желание, поддаться контролю и влиянию – как противоположность попытке не поддаваться влиянию остальных и не влиять на них;

3) в области аффекции – высокая смена означает предпочтение обоюдных тесных межличностных отношений как противоположность сохранению эмоциональной дистанции.

В диагонали взаимной смены баллы должны быть двумя одинаковыми единицами, чтобы совместимость была максимальной, взаимная смена, так же, как и атмосфера – это нечто такое, что должно быть взаимно разделено. Для отдельных областей межличностных потребностей хК имеет следующее значение:

1) I – участники должны быть единодушны в понимании того, до какой степени они будут взаимно интересоваться друг другом, что варьирует от «всегда вместе» до «всегда один»;

2) С – индивиды должны быть едины в вопросе структуры, в которой они будут работать от «завершенной иерархической структуры» до «отношения в общем не структурированные»;

3) А – члены группы должны быть едины в вопросе интенсивности личных отношений по критерию «очень тесные интимные отношения» до «холодные отношения с дистанцией».

Несовместимость возникает, если члены группы имеют различные взгляды на частоту и степень смены в определенной области межличностных отношений. Степень смены межличностного поведения определяется путем вычитания суммы выраженного и требуемого поведения в данной области межличностных отношений между двумя индивидами. Оценка по этому индексу колеблется от 0 до 18 баллов и выражается в абсолютной величине. Между наивысшими коэффициентами, и совместимостью существует обратная связь.

Этот коэффициент является самым используемым для групп из трех и более индивидов, и, в сущности, выражением общей групповой атмосферы.

 

Результаты исследования.

Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e+W) и противоречивости межличностного поведения (e-W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов.

Результаты опроса оцениваются шаблоном. Для каждой из шести шкал нарисован столбик окошечек, которые с левой стороны обозначены номером утверждения, а с правой стороны приведены ответы, которые если они появились в окошечке, оцениваются одним баллом, остальные ответы оцениваются в 0 баллов.

Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по данной шкале. Таким способом получаем баллы по шести шкалам: Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Аw, которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9. Общий объем интеракций и противоречий, учитывая их направление в рамках отдельных областей I, С, А получаем простым суммированием и вычитанием баллов выраженного и требуемого поведения.

Были посчитаны среднегрупповые показатели шкал (см. Таблицу 8).

Таблица 8

Среднегрупповые показатели шкал

№ замера

1

4,65

3,4

3,5

4,3

5,15

4,25

2

4,75

3,7

3,95

4,6

5,6

4,05


 

Проверенные по t-критерию Стьюдента различия этих данных в обоих замерах оказались недостоверными. Отметим, что в первом из них по шкалам «аффект» и «контроль» (выраженное поведение) отмечаются несколько заниженный результаты. Это значит, что вначале члены группы стремились избегать принятия решений и брать на себя какую-либо ответственность, а также они были очень осторожны при установлении близких отношений в группе. Во втором замере показатели по этим шкалам, как и по всем остальным, имеют средние значения, т.е. участники тренинга имеют по ним весьма разнообразные тенденции поведения.

Гармонию в группе, или совместимость ее членов, мы определяли с помощью коэффициентов хК, оК и rК. Для этого показатели каждого человека сопоставлялись со среднегрупповыми, чтобы выяснить, как отдельный участник чувствует себя в группе и какое поведение проявляет в ней.

Посчитанные коэффициенты представлены в таблицах 9 и 10.


Таблица 9 .

Коэффициенты совместимости в первом замере.

 

№ члена груп-пы

Типы коэффициентов совместимости

Сумма в ряду

хКi

 

хКс

 

хКА

 

oKi

 

оКс

 

оКА

 

rKi

 

rKc

 

rКА

 

хК

оК

 

 

1

5,05

3,55

6,25

-1,65

1,75

-2,75

5,05

3,45

6,25

14,85

-2,65

14,75

2

0,95

1,45

0,75

2,35

1,75

-1,75

2,35

1,75

1,25

2,15

2,35

5,85

3

5,95

3,55

2,75

3,35

4,75

-1,75

4,65

4,75

2,75

12,25

6,35

12,15

4

0,05

3,55

0,25

1,35

0,75

-2,75

1,35

3,55

2,75

3,85

-0,65

7,65

5

2,95

0,55

3,25

0,35

-0,25

-1,75

1,95

0,55

3,25

6,75

-1,65

5,75

6

2,05

1,45

1,75

1,35

9,75

-0,75

2,05

10,5

1,75

5,25

10,35

14,35

7

0,05

4,55

0,25

5,35

5,75

-0,75

5,35

5,75

0,75

4,85

10,35

11,85

8

0,05

0,55

0,75

1,35

3,75

0,25

1,35

3,75

0,75

1,35

5,30

5,85

9

4,05

1,45

1,75

-4,65

5,75

-0,75

4,65

6,55

1,75

7,25

0,35

12,95

10

0,05

5,45

0,75

1,35

1,75

0,25

2,35

6,25

0,75

6,25

3,35

9,35

11

2,05

0,55

2,25

1,35

7,75

-2,75

2,05

8,55

2,75

4,85

6,35

13,35

12

5,05

4,45

4,25

-1,65

6,75

-4,75

5,05

6,75

4,75

13,75

0,35

16,55

13

0,95

1,55

1,75

0,35

4,75

-0,75

0,95

4,75

1,75

4,25

4,35

7,45

14

4,05

0,45

1,25

1,35

2,75

-3,75

3,05

2,75

3,75

5,75

0,35

9,55

15

0,95

2,45

2,75

0,35

4,75

0,25

0,95

4,75

2,75

6,15

5,35

8,45

16

3,95

3,55

2,75

3,35

2,75

0,25

3,95

3,55

2,75

10,25

6,35

10,25

17

1,95

0,55

1,25

1,35

-0,25

-1,75

1,95

0,55

1,75

3,75

-0,65

4,25

18

1,05

0,45

0,25

2,35

-1,25

-2,75

2,35

1,25

2,75

1,75

-1,65

6,35

19

2,95

0,55

0,75

-0,65

3,75

-1,75

2,95

3,75

1,75

4,25

1,35

8,45

20

2,95

0,55

2,75

-3,65

0,75

0,25

3,65

1,55

2,75

8,25

-2,65

7,95

Среднее

2,46

2,11

1,93

0,75

3,40

-1,5

2,90

4,25

4,48

6,39

2,66

9,65

 

 

Таблица 10.

Коэффициенты совместимости во втором замере.

№ члена груп-пы

Типы коэффициентов совместимости

Сумма в ряду

хКi

 

хКс

 

хКА

 

oKi

 

оКс

 

оКА

 

rKi

 

rKc

 

rКА

 

хК

оК

 

 

1

2,65

0,30

4,00

-1,85

-0,10

-4,10

2,75

4,70

4,15

6,95

-6,05

11,6

2

0,35

0,30

1,00

1,15

4,90

0,90

1,15

4,90

0,95

1,65

6,95

7,00

3

7,35

0,30

4,00

2,15

0,90

-0,10

7,35

0,90

4,05

11, 7

2,95

12,3

4

2,65

5,30

3,00

0,15

-0,10

0,90

2,75

5,30

3,05

10,95

0,95

11,10

5

1,65

2,70

5,00

1,15

3,90

-3,10

1,75

3,90

4,95

9,35

1,95

10,60

6

0,35

2,70

1,00

1,15

3,90

-5,10

1,15

3,90

5,15

4,05

-0,50

10,20

7

5,65

3,70

3,00

-2,85

6,90

4,90

5,75

6,90

4,85

12,35

8,95

17,50

8

2,65

1,30

1,00

-1,85

3,90

-1,10

2,75

3,90

1,15

4,95

0,95

7,80

9

3,35

0,70

1,00

2,15

1,90

0,90

3,35

1,90

1,05

5,05

4,95

6,30

10

0,35

4,70

1,00

1,15

3,90

-1,10

1,15

4,70

1,15

6,05

3,95

7,00

11

1,65

0,70

0,00

1,15

9,90

-0,10

1,75

9,90

0,15

2,35

11,0

11,80

12

3,65

3,70

6,00

-0,85

4,90

-2,10

3,75

4,90

5,95

13,35

1,95

14,60

13

2,35

2,30

1,00

-0,85

4,90

-2,10

2,35

6,90

1,15

5,65

4,95

10,40

14

4,65

1,30

1,00

0,15

3,90

-3,10

4,75

3,90

3,15

6,95

0,95

11,80

15

0,35

2,30

3,00

1,15

6,90

2,90

1,15

6,90

3,05

5,65

11,0

11,10

16

1,35

2,30

5,00

0,15

4,90

0,90

1,35

4,90

5,05

8,65

5,95

11,30

17

4,35

2,30

4,00

1,15

2,90

1,90

4,35

2,90

4,05

10,65

5,95

11,30

18

0,65

2,30

2,00

4,15

0,90

-0,10

4,15

3,70

1,95

4,95

5,15

9,80

19

2,35

4,30

1,00

-0,85

2,90

2,90

2,35

4,30

2,85

7,65

4,95

9,50

20

3,35

5,30

3,00

-1,85

1,90

0,90

3,35

5,30

3,05

11,65

0,95

11,70

Среднее

2,59

2,44

2,50

0,30

3,70

-0,25

2,96

4,73

3,05

7,52

3,87

10,74

 

 

Сравнение коэффициентов с помощью критерия Стьюдента не показало значимых различий между ними в первом и втором замерах. Однако стоит проанализировать полученные средние показатели, чтобы определить состояние и взаимоотношения членов группы.

По индексу взаимного обмена (хК) обнаружена высокая смена интеракций, т.е. в группе, в основном, ее члены стремятся как можно больше взаимодействовать друг с другом, предпринимают попытки сдружиться и ожидают ответного контакта, предпочитают обоюдные тесные отношения. Участники группы также подвержены контролю и влиянию.

Можно утверждать, что данный индекс показывает нам наличие их взаимной совместимости.

Коэффициент инициации (оК) не далек от нулевого значения, что говорит о довольно высокой степени совместимости отдельных членов со всей группой и о низкой вероятности какой-либо конкуренции между ними.

Что касается взаимной совместимости (rК), здесь отмечается неполная удовлетворенность потребностей участников. Это проявлялось и при наблюдении: некоторые члены группы ожидали от данного тренинга еще более мощных результатов, чем это оказалось на самом деле, хотя он и оказался в целом для них весьма интересен и личностно значим, как показывают наши опросы в индивидуальной форме. Собственно, этого следует ожидать у любой группы, которая подбирается не специально для выполнения  деятельности. Обучающие группы по системной интеграции подбираются случайно (реклама через различные каналы информации, связи организатора семинара-тренинга и т.д.).  С другой стороны, на наш взгляд, неполная удовлетворенность потребностей участников группы во взаимной совместимости является признаком сохранности Эго и присутствия здравой критики по отношению к другим.  

 

4.4.2.4. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

Важнейшей составной частью управления конфликтами, особенно в семье, является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику, реальное поведение, на психологический климат семьи. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего  поведения.

Существуют два основных типа разрешение внутреннего конфликта: адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направленно на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т.д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т.п. издержек посредством таких, например, поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование этого типа поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении семейного конфликта возможно сочетание обоих вышеназванных типов преодолевающего поведения.

Информация о работе Психология семейных отношений