Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

1)              своей абсолютной величиной он характеризует ЦОЕ по определенному качеству личности,

2)              чем большее число членов выбирает (не выбирает), ставит (не ставит) на одинаковые места при ранжировке те или иные качества, тем выше (ниже) «К» для этих качеств.

На основе показателей «К» для каждой конкретной группы можно составить процентную шкалу ЦОЕ по значимым качествам личности в этой группе. Данная шкала имеет две крайние позиции, зависящие от величины группы. Эти позиции определяют максимально и минимально возможное ЦОЕ в группе, имеющей фиксированное количество членов. Одна из позиций характеризует случай абсолютного, стопроцентного ЦОЕ. Для такого случая показатели «К» определяются на основе предположения, что все без исключения члены группы выбрали из тридцати одни и те же десять качеств и поставили их на одинаковые места. В этом случае К считается так:

,

где n – количество членов группы,

              – средний ранг качества, относительно которого считается показатель.

Другая крайняя граница – это показатель минимально возможного ЦОЕ. Строится на основе предположения о случайном распределении выборов и ранжировок между качествами.

Число выборов, приходящихся на одно качество в этом случае, равно частному от деления общего количества всех возможных выборов в группе на количество имеющихся качеств личности, «К» в этом случае:

,

где а – среднее количество выборов, приходящееся на одно качество;

p – средний ранг качества при ранжировке на случайной основе.

Числовая величина крайних позиций шкалы определяется по сумме первых десяти максимальных показателей со стопроцентным ЦОЕ и в группе с нулевым ЦОЕ.

Сумма первых десяти показателей «К» в группе со стопроцентным ЦОЕ, имеющей двадцать членов, составляет, как показывают расчеты, примерно 60,5, а в группе с нулевым ЦОЕ-11,0. Пункт шкалы, соответствующий меньшей из этих сумм, используется в качестве точки отсчета, по которой определяется степень развития ЦОЕ по качествам личности в реальной группе. Оценка ЦОЕ при этом дается в процентах по отношению к группе, обладающей стопроцентным ЦОЕ. Единицей измерения является одна сотая часть интервала между эталонными (стопроцентной и нулевой) величинами, а расчеты ведутся по следующей формуле:

где: ЦОЕ – ценностно-ориентационное единство по значимым качествам личности в изучаемой группе;

– сумма десяти качеств личности, получивших максимальные показатели «К» в изучаемой группе;

– сумма десяти максимальных показателей «К» в группе той же величины, обладающей стопроцентным ЦОЕ;

– сумма десяти максимальных показателей «К» в группе той же величины, обладающей нулевым ЦОЕ.

По этим формулам было посчитано ЦОЕ в начале и в конце тренинга. Результаты сведены в таблице 7:

Таблица  № 7.

Показатели ЦОЕ в двух замерах.

№ замера

ЦОЕ

1

15,09

45

11,5%

2

32,01

51,55

38%


 

Из таблицы видно, что ЦОЕ во втором случае увеличилось втрое. Это говорит об изменениях, произошедших в группе за время тренинга. Несмотря на то, что второй показатель ЦОЕ далек от 100%, тенденция усиления единства ценностей в группе налицо.

Теперь обратимся к самим качествам. В приведенной ниже таблице показано, как они были проранжированы группой в первом и во втором замерах по показателю К.

Таблица показывает, что имеет место разница в ранговых местах качеств в обоих замерах, а следовательно, и в их важности для группы. Обратим особое внимание на первые десять качеств в обоих случаях. Так, можно сказать, что в первом замере участники бессознательно выбирали те качества, которые в первую очередь необходимы были для успешного функционирования их только что образовавшейся группы. Это, в особенности, такие качества, как ответственность, гуманность, отзывчивость, умение разговаривать, способность понять и др. То есть здесь на первые места ставились качества, характеризующие эмоционально-позитивную сторону отношений, что являлось наиболее важным для членов группы на данной стадии. После тренинга выборы несколько изменились: в первой десятке стали преобладать качества, важные непосредственно для общегрупповых целей, такие, как коллективизм, трудолюбие, инициативность, целеустремленность, общительность. На основе этого можно говорить о том, что группа стремится к более высокому уровню развития, в ней уже сложились определенные ценностные установки, которые являются основой у «высших» групп – коллективов.

Стоит также сказать и о качествах, отвергаемых группой. Вначале их было всего два, что объяснимо низким ЦОЕ на начальном этапе развития группы. То есть здесь имел место большой разброс в выбираемых качествах, многим из которых было отдано предпочтение одним-двумя участниками. Этими качествами являются принципиальность и эмоциональность. К концу тренинга число отвергаемых качеств довольно сильно увеличилось – их стало шесть: скромность, манера одеваться, самокритичность, умение отстаивать свои взгляды, принципиальность и собранность. Можно сказать, что теперь группа действительно стала более единой по своим ценностям и, вследствие этого, выбранные качества чаще совпадают.

Данная закономерность проявляет высокие потенциальные возможности семинаров-тренингов по системной интеграции семьи. Формируются предпосылки для гибкости, терпимости, сопереживанию, высокой степени рефлексивности, положительного, благоприятного для всех членов семьи  участников группы.   

 

4.4.2.3. Опросник межличностных отношений.

Описание опросника и исследования.

 

Этот адаптированный вариант опросника FIRO-B был нами выбран для исследования групповой динамики потому, что он позволяет исследователю не только выявить снижение или повышение рассеивания внутри группы, но и одновременно прослеживать гармонию между индивидами или группой в целом с внештатно данной ситуацией, кроме того, он даже рекомендован к использованию при анализе групповой динамики.

Опросник FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relations Orientation) создал В. Шутц. «В» (behaviour) обозначает уровень, на котором проведено измерение. Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной адаптацией FIRO-B. Опросник сконструирован так, чтобы было возможно:

а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;

б) предсказать социальные интеракции. С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только (личностных характеристик, но и, благодаря комбинации индивидуальных индексов, позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами. Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направление: выраженное поведение индивида (е), т. е, тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него.

Опросник состоит из шести шкал, сформированных на основе монотонно детермированной модели Гуттмана (1954), что предполагает, что они являются однокритериальными, совокупными и репродукционными. Каждая шкала, в сущности, содержит одно утверждение, которое девятикратно повторяется с некоторыми изменениями. Опросник содержит 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы (Приложение 12). В результате оценивания ответов тестируемого получаем баллы по шести основным шкалам.

 

Названия и символы шкал ОМО.

(шесть основных шкал опросника)

 

ВКЛЮЧЕНИЕ: выраженное поведение:

Ie – стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

требуемое поведение:

Iw – стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились бы быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

КОНТРОЛЬ: выраженное поведение:

Се – пытаюсь контролировать и влиять на остальных; беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

требуемое поведение:

Cw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

АФФЕКТ: выраженное поведение:

Ае – стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

требуемое поведение:

Aw – стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Межличностная ориентация индивида внутри каждой области I, C, А – определена разницей между выраженным (е) и требуемым (w) поведением. Подобная оценка предполагает, что индивид ведет себя, таким образом, который согласуется с его потребностями. Чем больше разница между е и w, тем больше вероятность внутренних конфликтов и фрустраций данной области. Сумма е и w характеризует общий объем интеракций данного типа, который психологически приемлем для индивида.

Совместимость в теории Шутца имеет общее определение как особенность отношений между двумя и более индивидами, между индивидом и ролью, между индивидом и окружающей ситуацией, которая ведет к взаимному удовлетворению межличностных потребностей и их взаимному сосуществованию.

Гармонию, или совместимость межличностных ориентаций в группе можно выразить линейной комбинацией баллов. Если обозначим выраженное поведение лица А символом , а лица В – символом , а их требуемое поведение – и , то коэффициент взаимной совместимости имеет вид:

Коэффициент инициации:

Коэффициент взаимного обмена:

Взаимная совместимость может быть выражена количественно, если сравнивать интенсивность поведения с точки зрения е и w. Чем меньше разница между каждой парой баллов, тем лучше удовлетворены потребности каждого члена диады. Коэффициент rК достигает оценок от 0 до 18. Чем ближе оценка к 0, тем выше взаимная совместимость в диаде. Используются абсолютные меры, потому что в данном, случае предметом интереса здесь является скорее величина, а не направление.

Коэффициент инициации оК является коэффициентом, основанным на направлении расходов (отдавать) и доходов (принимать). Баллы здесь могут быть интерпретированы следующим образом;

1) в области включения – предпочтение присоединяться к остальным с желанием не быть приглашенным (только лишь инициирование), как противоположность ожиданию приглашения и не принятию активного участия ни в чем (только лишь принятие);

Информация о работе Психология семейных отношений