Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.
1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Частнодидактические методы по дидактической задаче подразделяются на:
Средства обучения - все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Средства
обучения являются обязательным элементом
оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной
среды, а также важнейшим компонентом
учебной материально-технической базы
образовательных учреждений. К ним относят
материальные объекты созданные специально
для учебных целей, вовлекаемые в учебный
процесс в качестве носителей учебной
информации и инструмента деятельности
педагога и учащихся. Термину «средства
обучения» соответствуют эквиваленты:
«учебное оборудование», «учебно-наглядные
и учебные пособия», «дидактические средства».
5.
ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ
Оценка знаний, навыков и умений - процесс соотношения количественных и качественных показателей подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.
Принципы контроля:
• объективность (равное отношение педагога ко всем обучаемым, адекватность критериев оценивания);
• систематичность - регулярность опросов, каждодневность;
• гласность - оглашение и мотивация оценок.
Виды контроля:
В зависимости от объема учебного материала и характера вопросов выделяются следующие формы диагностики обучения:
6. ВОСПИТАНИЕ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Воспитание – эта та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством учителя и в результате его социальной деятельности.
Цель воспитания - сформировать у воспитуемого качества поведение в соответствии с предъявляемыми обществом требованиями.
Задачи воспитания: сформировать у воспитуемого систему ценностных отношений; способность жить по социально-культурным нормам; регулировать содержание своей жизни; подготовить труду, к семейной жизни, к творческому самовыражению.
Принципы воспитания:
Функции воспитания:
Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательного взаимодействий (убеждение, метод примера, поощрение, принуждение, наказание и др.).
Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.
Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания.
Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.
Принуждение - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.
Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива н отдельной личности деятельности.
Приемы воспитания - конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ и т.д.), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.
Виды воспитания:
Авторитарное воспитание - это воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.
Демократическое воспитание - это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.
Нравственное воспитание- это формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".
Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.
Гражданское воспитание- это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.
Правовое воспитание - это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.
Экологическое воспитание - это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
Воспитание в семье
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Средства воспитания: фольклор (сказки), родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат в семье, пресса, радио, телевидение, режим дня, игрушки, спорт и т. д.
Классификация типов семейных отношений.
Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Выделяют три стиля воспитания:
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Этот стиль называют стилем «согласия» При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставлен самому себе.