Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)
 

    Частнодидактические методы по  дидактической задаче подразделяются на:

    • методы устного изложения учебного материала (рассказ, объяснение);
    • методы обсуждения изучаемого материала (беседа, дискуссия);
    • методы предъявления учебного материала (показ, демонстрация);
    • методы самостоятельной работы (изучение печатных источников и источников на электронных носителях);
    • методы закрепления учебного материала (упражнение);
    • методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (опрос, контрольная работа, экзамен и др.).
 

    Средства  обучения - все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

    Средства обучения являются обязательным элементом оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейшим компонентом учебной материально-технической базы образовательных учреждений. К ним относят материальные объекты созданные специально для учебных целей, вовлекаемые в учебный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». 

    5. ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ 

    Оценка  знаний, навыков и  умений - процесс соотношения количественных и качественных показателей подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.

    Принципы  контроля:

     объективность (равное  отношение педагога ко всем обучаемым, адекватность критериев оценивания);

     систематичность - регулярность опросов, каждодневность;

     гласность - оглашение и мотивация оценок.

Виды  контроля:

    • текущий контроль, осуществляемый преподавателем (учителем) в ходе повседневной учебной работы, в основном на учебных занятиях;
    • периодический контроль - проводится после изучения темы или раздела учебной программы;
    • итоговый контроль, проводимый в конце учебного семестра (четверти) или учебного года;
    • аттестационный контроль, который проводится на завершающем этапе обучения конкретного образовательного уровня (начального, основного среднего, полного среднего, высшего и др.).

    В зависимости от объема учебного материала  и характера вопросов выделяются следующие формы диагностики обучения:

  • устный опрос, который основан на оценке устного ответа обучаемых на задаваемые преподавателем вопросы;
  • контрольная работа, предусматривающая выполнение обучаемыми определенного письменного, графического или практического задания;
  • коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) - занятие, имеющее целью повышение и оценку уровня знаний обучаемых по отдельным частям, разделам, темам или вопросам изучаемого курса, не включенных в тематику семинарских и других форм групповых занятий;
  • зачет – индивидуальное (групповое) собеседование или выполнение практических работ с целью оценки уровня знаний, навыков и умений учащихся. В высших и средних специальных образовательных учреждениях организуется после окончания семинарских и практических занятий по определенному разделу учебного курса, учебной или производственной практики, а также по выполнении серии лабораторных или расчетно-графических работ;
  • экзамен (лат. examen - взвешивание, испытание) – устная, письменная или практическая форма проверки знаний, навыков и умений обучаемых по учебной дисциплине в целом или по одному из ее разделов. Проводится, как правило, в конце семестра обучения или учебного года. В зависимости от цели выделяют вступительные, текущие и выпускные экзамены;
  • курсовая работа – самостоятельная учебная научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Помимо оценки знаний предусматривает развитие навыков самостоятельной творческой учебной работы, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы или раздела учебной дисциплины;
  • дипломная работа – самостоятельное исследование одного из актуальных вопросов в области избранной студентом (учащимся) специальности с целью оценки уровня его специальных теоретических знаний, а также навыков их анализа, систематизации и обобщения. Защищается на заседаниях государственных экзаменационных комиссий средних и высших образовательных учреждений профессионального образования.
 

          6. ВОСПИТАНИЕ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 

    Воспитание – эта та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством учителя и в результате его социальной деятельности.

    Цель  воспитания - сформировать у воспитуемого качества поведение в соответствии с предъявляемыми обществом требованиями.

    Задачи воспитания: сформировать у воспитуемого систему ценностных отношений; способность жить по социально-культурным нормам; регулировать содержание своей жизни; подготовить труду, к семейной жизни, к творческому самовыражению.

Принципы  воспитания:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Воспитание в коллективе и через коллектив
  • Гуманизация воспитания (любовь и уважение к воспитанникам)
  • Преемственность в воспитании
 

Функции воспитания:

  1. побуждения к самовоспитанию;
  2. профилактическая;
  3. формирующе-развивающая;
  4. мобилизации на выполнение конкретных задач;
  5. перевоспитания.

    Методы  воспитания - совокупность наиболее общих способов  осуществления воспитательного взаимодействий (убеждение, метод примера, поощрение, принуждение, наказание и др.).

    Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

    Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания.

    Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

    Принуждение - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

    Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива н отдельной личности деятельности.

    Приемы  воспитания - конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

    Средства  воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ и т.д.), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.

Виды  воспитания:

    Авторитарное  воспитание - это воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.

    Демократическое воспитание - это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.

    Нравственное  воспитание- это формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

    Эстетическое  воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

    Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

    Гражданское воспитание- это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

    Правовое  воспитание - это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

    Экологическое воспитание - это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Воспитание  в семье

    Семейное  воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

    Средства  воспитания: фольклор (сказки), родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат в семье, пресса, радио, телевидение, режим дня, игрушки, спорт и т. д.

    Классификация типов семейных отношений.

    Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

    Выделяют  три стиля воспитания:

    При демократическом стиле прежде всего  учитываются интересы ребенка. Этот стиль называют стилем «согласия» При  авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставлен самому себе.

Информация о работе Психология как наука