Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

    Основная цель педагогического процесса – дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение обучаемых, а также научить их самообразованию.

Характеристики  педагогического  процесса:

    1. Целенаправленность: педагогический процесс всегда имеет цель, организуется и управляется сознанием.

    2. Двусторонность: педагогический процесс всегда имеет две стороны – обучающего и обучаемого.

    3. Целостность: все компоненты педагогического процесса должны составлять внутреннее единство.

    Функции педагогического процесса: 1) образовательная, 2) развивающая, 3)воспитательная. 

2. ОБУЧЕНИЕ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 

    Обучение – это та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности под руководством учителя и в результате его преподавательской деятельности.

    В качестве обучающего выступает учитель (преподаватель), который доступными ему средствами и приемами педагогического взаимодействия создает необходимые условия для формирования у обучаемых системы знаний, навыков и умений требуемого уровня. В свою очередь обучаемые – дети и взрослые, которые, отражая в своем сознании предъявляемый им учебный материал, активно реагируют на управляющие воздействия обучающего, овладевая при этом определенной системой знаний, навыков и умений.

    Как общественное явление обучение - особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.

    Знания - это совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

    Умения  - это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условия практической деятельности.

    Навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Принципы  обучения

    Принципы  обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

  1. Принцип научности обучения.
  2. Принцип систематичности обучения.
  3. Принцип связи теории с практикой.
  4. Принцип сознательности и активности в обучении.
  5. Принцип наглядности обучения.
  6. Принцип доступности обучения.
  7. Принцип прочности усвоения знаний.
 

3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 

    Формы обучения - организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.

    Классификация форм обучения:

  • по организации обучения – очное, очно-заочное (вечернее) и заочное, экстернатное, семейное, дистанционное обучение;
  • по количеству учащихся – коллективные (поточные), групповые (классные), индивидуальные;
  • по месту учебы – аудиторные (уроки) и внеаудиторные (выполнение домашних заданий, самостоятельная работа дома, в библиотеке или системе электронных ресурсов обучения, индивидуальное обучение);
  • по продолжительности – академический час (40-45 мин.), сдвоенное (парное) занятие (80-90 мин.), занятие без звонков (произвольной длительности);
  • по специфике взаимодействия педагога и обучаемых – классно-урочная, лекционно-семинарская, факультативное и дистанционное обучение.

    Урок является основной формой классно-урочной системы организации учебного процесса общеобразовательной школы всех трех уровней и представляет собой учебное взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний с одновременным контролем уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений. Он проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного промежутка времени (30-35 мин. в начальной школе и 45 мин. в школе основного и полного среднего образования).

    В настоящее время в дидактической  структуре урока выделяются несколько  взаимосвязанных элементов (этапов):

  • актуализация прежних знаний и способов действий учащихся (не только их воспроизведение, но и использование в новой ситуации);
  • формирование новых понятий и способов действий посредством доведения нового учебного материала;
  • применение учебного материала с целью формирования новых знаний, а также первичных навыков и умений их применения.

    Лекция  (от лат. lectio — чтение) - систематизированное, последовательное, монологическое изложение педагогом учебного материала, как правило, теоретического характера.

    Лекции  классифицируются по нескольким основаниям:

  • по месту в лекционном или предметном учебном курсе (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная);
  • по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т. п.);
  • по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, дискуссионная) и др.

    Считается, что лекция является наиболее экономичной  по времени формой сообщения слушателям значительного объема учебной информации.

    Семинар, в отличие от лекции, является одной из основных форм групповых учебных занятий. Его сущность заключается в коллективном обсуждении учащимися содержания специально предложенных учебных вопросов, а также рефератов, докладов и сообщений, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя с целью углубленного изучения темы или раздела курса. В процессе семинарских занятий слушатели овладевают методологией изучаемой отрасли науки, приобретают навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов).

    Практикум также является одной из основных групповых форм организации учебного процесса и представляет собой самостоятельное выполнение учащимися под руководством преподавателя практических и лабораторных работ. Он проводится, как правило, при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения.

    Факультативные  занятия, как специфическая форма, является добровольным обучением по интересам с целью расширения и углубления знаний, развития способностей и склонностей учащихся, а также их предварительной профессиональной ориентации.

 

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 

    Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

    Прием – это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода, это конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации методов обучения

    Существуют  два уровня методов обучения: общедидактический и частнодидактический. 

 Общедидактические методы:

    Объяснительно-иллюстративный метод - преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее и запоминают.

    Достоинства: это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного опыта человечества. Воспитывает внимательность, наблюдательность, выдержку.

    Формирует: 1 уровень умственной деятельности – узнавание и знания 1-го уровня — знания-знакомства.

    Репродуктивный  метод - задания на воспроизведение знаний и способов деятельности (решение задач). Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).

    Достоинства: развивает логику изложения, систематичность в работе.

    Формирует: 2 уровень умственной деятельности – воспроизведение и знания 2-го уровня — знания-копии.

    Проблемное  изложение - педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой. Обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы.

    Достоинства: проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся, они приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия.

    Формирует: 3 уровень умственной деятельности – применение и знания 3-го уровня — знания-умения.

    Частично-поисковый (эвристический) метод - постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы  путем самостоятельного активного поиска. Пути реализации метода:

    а) эвристическая беседа: преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску;

    б) выдвижение студентами гипотез при  решении учебных проблем.

    Достоинства: готовит к самообразованию, вырабатывает самостоятельность, ответственность.

    Формирует: 4 уровень умственной деятельности – творчество и 3-й и 4-й уровни знаний -  знания-умения, знания-трансформации.

    Исследовательский метод - конструирование исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.

    Достоинства: развивает активность, инициативность, инверсию мышления.

    Формирует: 4 уровень умственной деятельности – творчество и 4-й уровень знаний -  знания-трансформации.

    Таблица 11

Общедидактические методы 

п/п

Метод Вид

деятельности

Уровни
умственной

деятельности

знаний
1 Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный  с помощью I - узнавание I – знания-знакомства
2 Репродуктивный Репродуктивный  без помощи II - воспроизведение II – знания-копии
3 Проблемное  изложение Продуктивный  с помощью III - применение III – знания-умения
4 Частично-поисковый Продуктивный  без помощи IV - творчество III – знания-умения;

 IV – знания-трансформации

5 Исследовательский Продуктивный  без помощи IV - творчество IV – знания-трансформации

Информация о работе Психология как наука