Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

     

 
 
 

    Иерархия  потребностей (по А. Маслоу). Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают его личностное взросление следующие семь классов потребностей: 

Уровень потребности Содержание
1) Физиологические потребности В еде, питье, кислороде, тепле, отдыхе, сексе и пр.
2) Потребность в безопасности Потребность в  стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничего не угрожает, а старость будет обеспеченной.
3) Потребность в принадлежности и любви Потребность любить и быть любимым, общаться с другими  людьми, быть причастным к какой-то группе.
4) Потребность в уважении а) стремление к  свободе и независимости, желание  быть сильным, компетентным и уверенным  в себе;

б) желание обладать высокой репутацией, стремление к  престижу, высокому общественному положению  и власти

5) Познавательная потребность Стремление  к получению новой информации, потребность знать и умень
6) Эстетическая потребность Стремление  к порядку, красоте, гармонии
7) Потребность в самоактуализации Стремление  реализовать свою уникальность, делать то, что нравится
 

5. ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ,  ВОЛЯ 

    Различные предметы и явления объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека - одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики.

    Эмоции - реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.).

    Чувства – высшая форма эмоций, устойчивое эмоциональное отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе; они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и ситуации.

Функции эмоций:

    Сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и организме человека.

    Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать трудности или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

    Экспрессивная – переживания доступны восприятию других людей, сообщают о состоянии человека.

Эмоциональные состояния:

    Настроение – более-менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека; отличается разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности; всегда имеет причину, но она не всегда осознается.

    Аффект – кратковременная, бурно протекающая интенсивная реакция; человек плохо осознает, что делает; склонны неуравновешенные, истеричные люди.

    Стресс – состояние, вызванное неожиданной и напряженной ситуацией; с трудом осуществляется целенаправленная деятельность и переключение внимания; навыки и привычки сохраняются; стресс может вызвать прилив сил, ясность и четкость мысли.

    Фрустрация – сильное отрицательное переживание, вызванное блокадой стремления, крайней неудовлетворенностью; человек испытывает сильное психическое потрясение, которое проявляется как досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие, самобичевание. 

Высшие  чувства:

    Моральные – эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному (симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность, уважение-презрение, признательность-неблагодарность, любовь-ненависть и др.).

    Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности (любопытство, удивление, сомнение, уверенность в правоте, юмор, ирония).

    Эстетические – возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. 

Воля

    Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

    Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Простые волевые действия состоят из постановки цели и исполнения, сложные – включают осознание цели, планирование и исполнение.

    Волевое усилие – это напряжение, пронизывающее все звенья волевого акта, возникающее в связи с затруднениями. 

6. ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ 

    Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) - закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в  поведении и деятельности человека.

    В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента.

    По  теории  греческого врача Гиппократа и римского ученого Галена, темперамент зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью (лат. sanquis), желчью (греч. chole), черной желчью (греч. melaina chole)  и слизью (греч. phlegma). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, они выделили соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

    В основу теории немецкого психолога  Эрнста Кречмера положено предположение, что тип темперамента зависит от конституциональных особенностей телосложения человека. 

    Теория  темперамента Э.Кречмера 

Телосложение Название 

темперамента

Психологические особенности
Пикник  – человек среднего роста, с мягкими  чертами лица, большим животом, короткой шеей Циклотимик Легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и  печалью, Типы: «Веселые болтуны, беспечные  любители жизни»
Астеник – высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами и вытянутым лицом Шизотимик Замкнут, упрям. склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Типы: «Тонко чувствующие , идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты»
Атлетик – пропорциональное крепкое телосложение, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами Иксотимик Спокойный, мало впечатлительный, со сдержанными жестами  и мимикой, негибкость мышления
Диспластик  – непрапорциональное телосложение - Смешанный тип  темперамента
 

    И.П.Павлов в основу своей теории  положил характеристики основных психических процессов - возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность.

    Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

    Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

    Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

    Различные сочетания этих показателей присущи  различным типам ВНД человека. В результате различного их сочетания  первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, безудержный, инертный и слабый.

    В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие  названия – сангвиник, холерик, флегматик  и меланхолик.

    Сочетание типов ВНД и темпераментов 

Тип ВНД Хаар-ка нервных процессов  возбуждения и  торможения: Темперамент
по  силе по  уравновешенности по  подвижности
сильный сильный уравновешенный подвижный сангвиник
безудержный сильный неуравновешенный подвижный холерик
инертный сильный уравновешенный малоподвижный флегматик
слабый слабый неуравновешенный малоподвижный меланхолик
 

Типы  темперамента:

    Сангвинический  темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.

    Холерический  темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

    Флегматический  темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

    Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих. 

Характер

    Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

    Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные  социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.). В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность. В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.

Информация о работе Психология как наука