Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.
1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Иерархия
потребностей (по
А. Маслоу). Классификация человеческих
потребностей по иерархически построенным
группам, последовательность которых
указывает на порядок появления потребностей
в процессе индивидуального развития,
а также на развитость в целом мотивационной
сферы, была предложена Абрахамом
Маслоу. У человека, согласно его концепции,
с рождения последовательно появляются
и сопровождают его личностное взросление
следующие семь классов потребностей:
Уровень потребности | Содержание |
1) Физиологические потребности | В еде, питье, кислороде, тепле, отдыхе, сексе и пр. |
2) Потребность в безопасности | Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничего не угрожает, а старость будет обеспеченной. |
3) Потребность в принадлежности и любви | Потребность любить и быть любимым, общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе. |
4) Потребность в уважении | а) стремление к
свободе и независимости, желание
быть сильным, компетентным и уверенным
в себе;
б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти |
5) Познавательная потребность | Стремление к получению новой информации, потребность знать и умень |
6) Эстетическая потребность | Стремление к порядку, красоте, гармонии |
7) Потребность в самоактуализации | Стремление реализовать свою уникальность, делать то, что нравится |
5. ЧУВСТВА,
ЭМОЦИИ, ВОЛЯ
Различные
предметы и явления объективного
мира по-разному воздействуют на сознательную
сферу человека - одни радуют, другие
огорчают, третьи оставляют его равнодушным.
Это результат осознанного
Эмоции - реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.).
Чувства – высшая форма эмоций, устойчивое эмоциональное отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе; они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и ситуации.
Функции эмоций:
Сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и организме человека.
Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать трудности или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
Экспрессивная – переживания доступны восприятию других людей, сообщают о состоянии человека.
Эмоциональные состояния:
Настроение – более-менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека; отличается разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности; всегда имеет причину, но она не всегда осознается.
Аффект – кратковременная, бурно протекающая интенсивная реакция; человек плохо осознает, что делает; склонны неуравновешенные, истеричные люди.
Стресс – состояние, вызванное неожиданной и напряженной ситуацией; с трудом осуществляется целенаправленная деятельность и переключение внимания; навыки и привычки сохраняются; стресс может вызвать прилив сил, ясность и четкость мысли.
Фрустрация
– сильное отрицательное переживание,
вызванное блокадой стремления, крайней
неудовлетворенностью; человек испытывает
сильное психическое потрясение, которое
проявляется как досада, озлобленность,
подавленность, полное безразличие, самобичевание.
Высшие чувства:
Моральные
– эмоциональное отношение личности к
поведению людей и к своему собственному
(симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность,
уважение-презрение, признательность-
Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности (любопытство, удивление, сомнение, уверенность в правоте, юмор, ирония).
Эстетические
– возникают и развиваются при восприятии
и создании человеком прекрасного.
Воля
Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Простые волевые действия состоят из постановки цели и исполнения, сложные – включают осознание цели, планирование и исполнение.
Волевое
усилие – это напряжение, пронизывающее
все звенья волевого акта, возникающее
в связи с затруднениями.
6. ТЕМПЕРАМЕНТ,
ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ
Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) - закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.
В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента.
По теории греческого врача Гиппократа и римского ученого Галена, темперамент зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью (лат. sanquis), желчью (греч. chole), черной желчью (греч. melaina chole) и слизью (греч. phlegma). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, они выделили соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.
В
основу теории немецкого психолога
Эрнста Кречмера положено предположение,
что тип темперамента зависит от конституциональных
особенностей телосложения человека.
Теория
темперамента Э.Кречмера
Телосложение | Название
темперамента |
Психологические особенности |
Пикник – человек среднего роста, с мягкими чертами лица, большим животом, короткой шеей | Циклотимик | Легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и печалью, Типы: «Веселые болтуны, беспечные любители жизни» |
Астеник – высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами и вытянутым лицом | Шизотимик | Замкнут, упрям. склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Типы: «Тонко чувствующие , идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты» |
Атлетик – пропорциональное крепкое телосложение, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами | Иксотимик | Спокойный, мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, негибкость мышления |
Диспластик – непрапорциональное телосложение | - | Смешанный тип темперамента |
И.П.Павлов в основу своей теории положил характеристики основных психических процессов - возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность.
Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.
Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.
Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, безудержный, инертный и слабый.
В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сочетание
типов ВНД и темпераментов
Тип ВНД | Хаар-ка нервных процессов возбуждения и торможения: | Темперамент | ||
по силе | по уравновешенности | по подвижности | ||
сильный | сильный | уравновешенный | подвижный | сангвиник |
безудержный | сильный | неуравновешенный | подвижный | холерик |
инертный | сильный | уравновешенный | малоподвижный | флегматик |
слабый | слабый | неуравновешенный | малоподвижный | меланхолик |
Типы темперамента:
Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.
Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.
Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.
Меланхолический
темперамент формируется в результате
слабых, неуравновешенных и подвижных
нервных процессов, определяющих слабый
тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики
легко ранимы, остро воспринимают несправедливость,
отличаются постепенным вызреванием чувств,
значительным влиянием настроения на
качество их деятельности. В общении предпочитают
слушать других, сопереживать, проявляют
бережное отношение к чувствам собеседников,
в результате чего очень часто пользуются
уважением окружающих.
Характер
Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).
Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.). В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность. В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.