Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

    Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

    Черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности.

    Выразительные признаки характера: речь, лицо, глаза и поза.

    Вариативность черт характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера, означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.  

Способности

    Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

Виды  способностей:

    Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)

    Социальные (общие и специальные)

    Специальные - применяемые в конкретной деятельности.

    Общие - используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни  способностей:

    Задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.

    Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.

    Одаренность - способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;

    Талант - способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;

    Гениальность - способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности. 

ПЕДАГОГИКА 

ТЕМА  5.  ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 

План  лекции.

  1. Методология педагогики.
  2. Основные категории педагогики.
 

1. МЕТОДОЛОГИЯ  ПЕДАГОГИКИ 

    Педагогика  – наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Она тесно связана с философией, социологией, культурологией, психологией, анатомией, физиологией и гигиеной, медициной и др. отраслями человекознания. Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов: теории и практики воспитания и теории и практики обучения (дидактики).

    Объект  педагогики – педагогический процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание.

      Предмет педагогики – закономерности обучения и воспитания.

      Основные задачи  педагогики –  открытие объективных закономерностей обучения и воспитания и целенаправленное применение их на практике.

    Педагогика  выполняет 3 основные функции: общетеоретическую, практическую и прогностическую.

    Методы  педагогики:

     - Педагогическое наблюдение

     - Исследовательская беседа

     - Изучение школьной документации

     - Педагогический эксперимент

     - Обобщение передового опыта

     - Рейтинг, метод экспертных оценок 

3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ 

    Образование – это целенаправленный процесс, в результате которого происходит:

- усвоение опыта предшествующих поколений,

- воспитание  типологических качеств личности,

- умственное  и физическое развитие человека.

Компоненты  образования 

    Воспитание  – формирование личности в соответствии с идеалом общества. 

  Компоненты воспитания 

     Обучение – процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности. 

 
 
 
 

  Компоненты обучения 

    Развитие - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

    Педагогическая  технология - система взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса, позволяющего с помощью педагогических форм, методов, средств и приемов придать объекту взаимодействия заданные личностные свойства и качества.

    Педагогическое  взаимодействие - целенаправленный процесс субъект-субъектных отношений между воспитателем и воспитуемым, направленный на формирование и последовательное развитие (совершенствование) личностных свойств и качеств, необходимых для эффективной учебной, профессиональной и других видов деятельности воспитуемых.

    Педагогическая  задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. 

ТЕМА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА РОССИИ 

План  лекции.

  1. Вариативность системы образования РФ.
  2. Образовательные учреждения.
  3. Уровни (цензы) и формы получения образования.
  4. Содержание образования.
  5. Лицензирование, аттестация, аккредитация.
  6. Непрерывное образование.
 

1. ВАРИАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 

    Главный признак системы образования в РФ — это вариативность.

    1. Вариативность организационно-правовых форм образовательных учреждений:

  • государственные;
  • муниципальные (местного управления);
  • негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций).

    2. Вариативность типов образовательных учреждений:

  1. дошкольные;
  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования;

  1. учреждения дополнительного образования для взрослых;
  2. специальные (коррекционные) для учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии;
  3. учреждения дополнительного образования детей;
  4. другие учреждения, осуществляющие педагогический процесс.

    3. Вариативность форм получения образования:

  • в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной, заочной; экстерната;
  • в форме семейного образования;
  1. Вариативность содержания образования определяется типом и видом образовательного учреждения (лицеи, гимназии, специальные школы, профильные классы, колледжи и др).
  1. Вариативность организации педагогического процесса в образовательном учреждении (график учебного процесса; расписание занятий; система оценок; форма, порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации и др.).
 

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ      

    Образовательное учреждение – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и воспитание обучающихся.

    Типы  образовательных  учреждений

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • учреждения дополнительного образования взрослых;
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • учреждения дополнительного образования детей.
 

     Образовательное учреждение является юридическим лицом; по своей организационно-правовой форме может быть государственным, муниципальным, негосударственным. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации. Деятельность образовательных учреждений регулируется соответствующими типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

    Учредителем образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления; организации и фонды; граждане; допускается совместное учредительство.     

Филиалы, структурные подразделения образовательного учреждения могут по доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. 

3. УРОВНИ (ЦЕНЗЫ) И ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

    В образовательной системе Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

    • основное общее образование;
    • среднее (полное) общее образование;
    • начальное профессиональное образование;
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее профессиональное образование;
    • послевузовское профессиональное образование.

    К числу форм, в рамках которых граждане Российской Федерации могут получить образование определенного уровня, относятся очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, а также семейное обучение, самообучение и экстернатное обучение. Допускается сочетание различных форм, однако в пределах конкретных общеобразовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. К тому же по ряду профессий (например, медицинским) очно-заочная и заочная формы обучения, а также экстернат не допускаются.

    В последние годы в российской образовательной  системе широкое распространение  получило дистанционное обучение, представляющее собой технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Оно осуществляется с помощью средств (как правило, электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме обучения. 

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

Информация о работе Психология как наука