Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.
1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК
НАУКА
План лекции.
ОТРАСЛИ
ПСИХОЛОГИИ
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.
Методы
психологии
Методы |
Определение |
Виды |
Интроспекция |
Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним | нет |
Наблюдение |
Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе | Открытое, скрытое, включенное, не включенное |
Опрос |
Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности | Устный (интервью, беседа), письменный (анкета - открытая, закрытая), стандартизированный, свободный |
Тест |
Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом | Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты |
Эксперимент |
Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт | Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный |
Анализ продуктов деятельности |
Анализ материализированных
результатов психической |
Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др. |
Отрасли
психологии
№ | Отрасль психологии: |
Изучает: |
Возрастная психология |
Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни | |
Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет | |
Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет | |
Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости | |
Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости | |
Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека | |
Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения | |
Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива | |
Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей | |
Психология познания | Психологические познавательные процессы | |
Социальная психология |
Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения | |
Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности | |
Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) | |
Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений | |
Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики | |
Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды | |
Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции | |
Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма | |
Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов | |
Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» | |
Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного | |
Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами | |
Психофармакология | Влияние лекарств на психику | |
Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных | |
Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей | |
Специальная психология |
Отклонения в развитии психики | |
Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека | |
Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу | |
Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления | |
Зоопсихология | Психику и поведение животных | |
Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |
1 этап (VI век до н.э. - XVI век) - Психология как наука о душе.
С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы. Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом (лат. anima - душа).
Во времена античности
В
период «средневековья» во всех науках
доминировала христианская церковь, которая
запрещала исследовать «божественную
душу». Эту эпоху можно считать периодом
застоя в психологии. В эти времена господствовало
представление о душе как о некой бестелесной
субстанции, которую Бог при рождении
вкладывает в тело человека, а после его
смерти забирает обратно. Тело объявлялось
смертным, а душа — бессмертной.
2 этап (XVII - первая половина XIX века) - Психология как наука о сознании.
С
XVII века начинается новая эпоха в развитии
психологического знания. В связи с развитием
естественных наук с помощью опытных методов
стали изучаться закономерности сознания
человека – его способность думать и
чувствовать, были заложены предпосылки
научного понимания сущности психики
и сознания. Психология этого периода
характеризуется попытками осмыслить
душевный мир человека преимущественно
с умозрительных позиций без необходимой
экспериментальной базы.
3 этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) - Психология как наука о поведении.
Исследования физиологов и
В
то же время зарубежные психологи
предложили отказаться от изучения сознания
и сосредоточить основное внимание
психологии только на том, что доступно
методу наблюдения – на поведении человека.
В начале ХХ века в психологии возникает
кризисная ситуация: обнаружился значительный
разрыв между психологической теорией
и данными экспериментальной работы. Попытки
преодоления этого кризиса привели к формированию
нескольких влиятельных школ (направлений)
в психологической науке: бихевиоризма,
гештальтпсихологии,
психоанализа.
4 этап (с 20 годов XX века) – Психология как наука о механизмах функционирования психики.
Данный
этап начался с первой трети XX века и продолжается
до настоящего времени. Психология стала
опираться на достижения биохимии, физиологии
и медицины. Представителем этого направления
можно считать русского физиолога
Ивана Петровича Павлова,
который открыл ряд закономерностей психической
деятельности. С его именем связаны экспериментальные
попытки понять механизмы работы мозга.
Он открыл и изучил условные
рефлексы, которые являются материальной
основой памяти и ассоциаций.
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В ПСИХОЛОГИИ
Направления | Основатели, представители | Суть теорий |
Бихевиоризм | Джон Уотсон
Эдуард Торндайк Беррес Скиннер |
Предлагали изучать не сознание, а поведение человека. Человек понимается как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. |
Психоанализ (фрейдизм) | Зигмунд Фрейд | Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. |
Гештальпсихология | Макс Вертхеймер
Вольфганг Кёлер Курт Коффка |
Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия. |
Гуманистическая психология | Карл Роджерс
Абрахам Маслоу Гордон Олпорт |
Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации. |
Когнитивная психология | Ульрих Найссер | Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса. |
Трансперсональная психология | Станислав Гроф
Роберто Асаджоли Карлфрид Дюркгейм |
Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание. |
Интерактивная психология | Эрик Берн | Человек - существо,
главной характеристикой |
Советская психология | И.М.Сеченов,
И.П.Павлов, В.М.Бехтерев |
Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности. |
Л.С.Выготский | Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека. | |
С.Л.Рубинштейн | Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности). | |
А.Н.Леонтьев | Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности. | |
А.Р.Лурия | Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений. | |
П.Я.Гальперин | Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий. |
БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Фредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция).
ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, а бессознательное. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций».
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt - форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо инсайтом (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методу проб и ошибок бихевиористов. В.Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления.