Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПСИХОЛОГИЯ 

ТЕМА 1.  ПСИХОЛОГИЯ КАК  НАУКА 

План  лекции.

  1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
  2. История развития психологического знания.
  3. Основные направления в психологии.
  4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ  И  МЕТОДЫ  ПСИХОЛОГИИ.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ 

    Объект  психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».

    Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.

    Методы  психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

    Методы  психологии 

 
Методы
 
Определение
 
Виды
 
Интроспекция
Наблюдение  субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним нет
 
Наблюдение
Целенаправленное  восприятие деятельности или поведения  человека в естественных условиях и  последующая регистрация их в  протоколе Открытое, скрытое, включенное, не включенное
 
Опрос
Прямое или  косвенное, устное или письменное получение  от субъекта сведений о его деятельности Устный (интервью, беседа), письменный (анкета - открытая, закрытая), стандартизированный, свободный
 
Тест
Краткое психологическое  испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом Тесты-опросники, тесты-задания, проективные  тесты
 
Эксперимент
Создание специальных  условий, в которых выявляется психологический  факт Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный
 
Анализ  продуктов деятельности
Анализ материализированных  результатов психической деятельности человека с целью выявления его  личностных особенностей и отношений. Анализ  рисунков, сочинений, почерка, поделок  и др.
 
 
 

Отрасли психологии 

Отрасль психологии:

Изучает:

Возрастная  психология

Онтогенез психических  процессов и качеств личности в различные периоды жизни
Детская психология Развитие ребенка  от рождения до 11 лет
Психология  подростка и юности Развитие детей 11-17 лет
Психология  взрослого Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости
Геронтопсихология Особенности пожилых  людей и старости
Педагогическая  психология Психологические закономерности обучения и воспитания человека
Психология  обучения Основы дидактики, методик, программированного обучения
Психология  воспитания Основы воспитания, психологию ученического коллектива
Психология  учителя Закономерности  преподавания наук и формирования педагогических особенностей
Психология  познания Психологические познавательные процессы

Социальная  психология

Взаимодействие  людей в коллективе, взаимоотношения
Психология  личности (дифференциальная психология) Характер, индивидуальные различия, способности
Психология  труда Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ)
Экономическая психология Психологические механизмы и процессы, лежащие  в основе экономического поведения  и производственных отношений
Политическая  психология Субъективно-мотивационные  компоненты политики
Психология  торговли Условия воздействия  рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды
Психология  творчества Особенности творческой личности, активизацию интуиции
Космическая психология Деятельность  человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма
Авиационная  психология Закономерности  деятельности человека в процессе летного  обучения и выполнения полетов
Инженерная  психология Деятельность  оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина»
Медицинская психология Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного
Нейропсихология Соотношение психических  явлений с физиологическими мозговыми  структурами
Психофармакология Влияние лекарств на психику
Психотерапия Психическое воздействие  лечения на больных
Психогигиена Система мероприятий  для обеспечения психического здоровья людей

Специальная психология

Отклонения  в развитии психики
Юридическая психология Психологические вопросы реализации прав человека
Судебная психология Психология  свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу
Криминальная  психология Поведение и  формирование личности преступника, мотивы преступления
Зоопсихология Психику и поведение  животных
Сравнительная психология Сопоставление психики животных и человека
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
 

    1 этап (VI век до н.э. - XVI век) - Психология как наука о душе.

      С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы. Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом (лат. anima - душа).

      Во времена античности развитие  психологии связано с работами древнегреческих философов о душе. Демокрит считал, что душа — частица природы и подчиняется ее законам. Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна, состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разуму (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других — разум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами или героями. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и душу как два самостоятельных, антагонистических начала). Аристотельавтор первой известной работы по психологии — «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела.

    В период «средневековья» во всех науках доминировала христианская церковь, которая  запрещала исследовать «божественную душу». Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа — бессмертной.  

    2 этап (XVII - первая половина XIX века) - Психология как наука о сознании.

    С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.  

    3 этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) - Психология как наука о поведении.

      Исследования физиологов и естествоиспытателей  первой половины XIX века заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. Открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория в Лейпциге в Германии, в России при Казанском университете, психологический институт в России при Московском университете и психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, создаются кафедры психологии в вузах. С этого времени психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. Основоположником отечественной научной психологии считается русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов, который в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические процессы с позиций рефлекторной теории.

    В то же время зарубежные психологи  предложили отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.  

    4 этап (с 20 годов XX века) – Психология как наука о механизмах функционирования психики.

    Данный  этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.  

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В  ПСИХОЛОГИИ 

Направления Основатели, представители Суть  теорий
Бихевиоризм Джон Уотсон

Эдуард Торндайк

Беррес Скиннер

Предлагали  изучать не сознание, а поведение человека. Человек понимается как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Психоанализ (фрейдизм) Зигмунд Фрейд Основная роль в поведении человека принадлежит  подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания.
Гештальпсихология Макс Вертхеймер

Вольфганг Кёлер

Курт Коффка

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.
Гуманистическая психология Карл Роджерс 

Абрахам Маслоу

Гордон Олпорт

Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации.
Когнитивная психология Ульрих Найссер Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса.
Трансперсональная психология Станислав Гроф

Роберто Асаджоли

Карлфрид Дюркгейм

Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание.
Интерактивная психология Эрик Берн Человек - существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов.
Советская психология И.М.Сеченов,

И.П.Павлов,  В.М.Бехтерев

Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.
Л.С.Выготский Разработал  и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.
С.Л.Рубинштейн Основоположник  теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).
А.Н.Леонтьев Детально обосновал  общепсихологическую теорию деятельности.
А.Р.Лурия Основоположник  нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.
П.Я.Гальперин Разработал  концепцию последовательного формирования умственных действий.
 

       БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Фредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция).

       ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, а бессознательное. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти  (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций».

    ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале  ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt - форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо инсайтом (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методу проб и ошибок бихевиористов. В.Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления.

Информация о работе Психология как наука