Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

       ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) - предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

       КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» - знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие - отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

       ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. trans – сквозь, через;  рersоna – личность). Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг. ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие - рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» - за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это —  гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

       ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от англ. interactive – взаимодействующие друг с другом). Направление в психологии, возникшее в середине в ХХ в. в США, рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.

    СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

    Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении.

    Иван  Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних.

    Владимир  Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог - создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

    Лев Семенович Выготский  (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог - создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер.  

4. ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 

Понятие Определение Характерные признаки
Индивид Человек как  типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств Пол, биохимические  и физиологические особенности, возраст, тип конституции,

нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Субъект Человек как  типичный

носитель  видов человеческой

активности

Темперамент, сознание, воля.

мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь

Личность Человек как  типичный представитель сформировавшего его общества Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели
Индивидуаль-ность Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей Индивидуальные  особенности, характер, социально-обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации
 

    Процесс перехода одной формы развития личности в следующую происходит так: человек рождается как ИНДИВИД, после формирования сознания человек становится СУБЪЕКТОМ, активно преобразующим мир, затем в процессе включения в систему общественных отношений формируется ЛИЧНОСТЬ, и, наконец, в процессе дальнейшего индивидуального развития человек приобретает свою ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Иначе: Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.

    Личность – формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом. 

ТЕМА 2. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА.  

План  лекции.

  1. Понятие психики.
  2. Структура психики человека.
  3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
  4. Сознание и бессознательное.
  5. Мозг и психика.
 

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ 

    Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

    Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

    Психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система. Психика – нематериальна. Это  делает ее недоступной для непосредственного  изучения (ее нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь). Исследовать психику можно лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений.

    Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием  мира (как зеркало или фотоаппарат).  Оно всегда сопряжено с поиском, выбором; связано с какой-то необходимостью, с потребностями.  Это субъективное избирательное отражение  объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от особенностей субъекта: от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию разные люди могут воспринимать по-своему, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное). Таким образом, субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности. Психика – это субъективный образ объективного мира.

       Функции психики: 1) отражение окружающей действительности, 2) сохранение целостности организма, 3) регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей среды. 

2. СТРУКТУРА  ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА 

    Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы;  психические состояния;  психические свойства.

    Психические процессы - это отражение окружающего мира в разных формах психики. Например,  предметы и явления в целом наш мозг отражает в форме восприятий; свойства предметов -  в форме ощущений; прошедшие события – в форме воспоминаний; связи между предметами отражаются мышлением и т.д. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец. С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания (поэтому они называются познавательными процессами).

Психические познавательные процессы:

    Ощущения - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

    Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств этих предметов.

    Памятьотражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

    Мышлениеотражение сущности предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерностей.

    Речьпроцесс использования системы знаков (звуков) для общения или мышления.

    Воображениесоздание нового образа на основе прошлого опыта, отражение будущего.

    Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на объекте. 

    Психические состояния - имеющийся в данный момент уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Например: бодрость или подавленность, усталость или работоспособность, хорошее настроение или плохое и пр. Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием ситуации. Они могут влиять на течение психических процессов: при страхе, например, может искажаться восприятие информации.

Психические состояния:

    Эмоцииреакции человека и животных на воздействия  раздражителей, имеющих позитивное или негативное значение в данной ситуации.

    Чувстваустойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

    Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. 

Информация о работе Психология как наука