Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

    Содержание  образования – система  научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных позиций, которыми необходимо овладеть обучаемым.

    Содержание образования определяется образовательными программами. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  1. общеобразовательные (основные и дополнительные);
  2. профессиональные (основные и дополнительные).

    Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

  1. дошкольного образования;
  2. начального общего образования;
  3. основного общего образования;
  4. среднего (полного) общего образования.

    Профессиональные  образовательные программы направлены на подготовку специалистовсоответствующей квалификации.  К профессиональным относятся программы:

  1. начального профессионального образования;
  2. среднего профессионального образования;
  3. высшего профессионального образования;
  4. послевузовского профессионального образования.

    Обязательный  минимум содержания каждой образовательной  программы устанавливается соответствующим  государственным стандартом.

    Государственные образовательные  стандарты представляют собой государственные документы, раскрывающие цели обучения и воспитания, обязательные требования к структуре и содержанию образования, закрепленные в особых нормативных документах. В стандарте выделяются два компонента: инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и меняется достаточно редко,  и вариативная часть – для быстрого реагирования на запросы общества. Они определяют:

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ:
  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • критерии объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

    Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизиологическом и физическом развитии, установлены специальные образовательные стандарты, на основе которых разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на соответствующие технологии обучения.

    Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

      Учебный план - это сертификат учебного заведения, который определяет:

  • продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул;
  • полный перечень предметов;
  • распределение предметов по годам обучения;
  • количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе (группе);
  • количество часов в неделю на изучаемый предмет;
  • структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

    В учебном плане находят отражение  принятый обществом воспитательный идеал, цели образования.

    Учебные программы составляются по всем предметам на основе учебного плана. Программа содержит:

  • объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения);
  • тематическое содержание учебного материала;
  • ориентировочное количество времени на изучение;
  • перечень основных мировоззренческих вопросов;
  • перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
  • рекомендуемую литературу.

    В учебной литературе подробно раскрывается содержание образования. К ней относят учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и т. п.

    Учебник должен быть:

    • интересным;

    • доступным;

    • хорошо иллюстрированным;

    • стабильным и мобильным (блочная конструкция  учебника, допускающая вставки). 

5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ,  АТТЕСТАЦИЯ,  АККРЕДИТАЦИЯ 

    Для реализации образовательных программ различного уровня учебное заведение  должно пройти специальные процедуры - аттестацию, аккредитацию и лицензирование.

    Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) образовательных учреждений в Российской Федерации является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Она устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям действующих в стране государственных образовательных стандартов.

    Образовательное учреждение может пройти аттестацию только при условии положительных  результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение 3-х последних лет.

    Для проведения аттестации создается комиссия из педагогов и представителей органов  здравоохранения, министерств, ведомств и т.д. Заключение комиссии является основанием для получения государственной  аккредитации либо ее лишения.

    Лицензирование - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

    Лицензирование образовательных учреждений - процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Ее целями являются обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно-правовых форм.

    Решение о выдаче лицензии принимается соответствующим  органом управления образованием, осуществляющим лицензирование, и оформляется его  распорядительным документом на основании заключения экспертной комиссии.

    Аккредитация образовательных учреждений Российской Федерации предполагает осуществление процедуры признания типа образовательного учреждения (среднее или высшее профессиональное) и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум и т.д.). Ее целями являются контроль за эффективностью образовательного процесса и защита прав граждан на получение образования.

    Аккредитационное  обследование осуществляется государственным  органом управления образованием в форме экспертизы. При положительном решении образовательному учреждению выдается свидетельство о государственной аккредитации, которое создает условия для прохождения процедуры лицензирования.

    Положительное прохождение процедур аттестации, лицензирования и аккредитации дает образовательному учреждению право осуществлять самостоятельную образовательную деятельность определенного уровня.  

6. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

    Непрерывное образование представляет собой философско-педагогическую концепцию, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека.

    В теории и практике непрерывного образования  особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образованияприобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.

В психолого-педагогическом аспекте характерной для непрерывного образования является тенденция  опоры на самообразование, формирование и развитие умений и навыков самоучения.

   В современной научной литературе просматриваются три главных  аспекта  сущности НО:

   а) первый, традиционный, когда в НО видят профессиональное образование  взрослых, потребность в котором  вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть "конечного" образования (т.е. "образования на всю жизнь");

   б) сторонники второго подхода рассматривают  явление образования как пожизненный  процесс ("учиться всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически  организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.);

   в) третий подход наиболее, на наш взгляд, продуктивный, идею пожизненного образования "пропускает" через потребности  личность, стремление которой к постоянному  познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью ("образование через всю жизнь"). Целью НО в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его "окультуривание", как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

    Самообразование рассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности.

    К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов и аудиозаписей, использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.  

ТЕМА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 

План  лекции.

  1. Педагогический процесс: характеристики и функции.
  2. Обучение – составляющая педагогического процесса.
  3. Формы обучения.
  4. Методы обучения.
  5. Оценка обучения.
  6. Воспитание – составляющая педагогического процесса.
 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФУНКЦИИ 

    Педагогический  процесс – совокупность последовательных действий учителя и ученика с целью образования, развития и формирования личности последнего.

Информация о работе Психология как наука