Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

    Психические свойства - устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.

Психические свойства:

    Темперамент – врожденные особенности человека, проявляющиеся в силе и скорости реагирования, эмоциональной возбудимости и уравновешенности.

    Характериндивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни устойчивых особенностей личности, проявляющихся в поведении, отношении к себе, людям, делу, трудностям.

    Способностииндивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

    Направленность  личностиважнейшее свойство личности, выражающее главные тенденции его поведения и отношения к себе, к людям, к делу.

    Самосознаниепредставления человека о себе, осознание своего Я.

    Интеллект - способность действовать разумно, рационально мыслить, адаптироваться к окружающей среде. 

    3. РАЗВИТИЕ  ПСИХИКИ  В  ПРОЦЕССЕ  ФИЛОГЕНЕЗА  И  ОНТОГЕНЕЗА 

    Филогенез – это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.

    Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:

  1. Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования.
  2. Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.
  3. Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.
  4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.
  5. Разум, сознание, мышление высшая форма психики.
 

Этапы развития психики 

Название  этапа развития психики У каких организмов впервые отмечается Основное  содержание этапа
1 Развитие

сенсорных

процессов животных

Начиная с 

кишечно-полостных животных

и червей

• Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее  более точно дифференцировать внешние  раздражения;

• формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них;

• возникновение простейших психических явлений — ощущений;

• возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса

2 Развитие

перцептивных

процессов животных

Высшие 

моллюски,

насекомые, позвоночные животные

• У животных формируется сложная нервная  система с большим количеством  нейронов;

• наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

• большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять 
сложные виды поведения;

• возникают условные рефлексы;

• появляется предметно-образное отражение действительности

3 Развитие

интеллектуальных действие животных (рас-судочная деят-сть)

У млекопитающих и ряда птиц • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

•  изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и  не являются, таким образом, продуктом  видового развития

4 Развитие

сознания

человека

Начиная с древнейших людей — Homo habilis

«Человека умелого»

•  Руки становятся органом труда — преобразования предметов по

сознательно намеченному  плану;

• появляется способность к мышлению;

• появляется потребность к общению 
с другими людьми;

• появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

• появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности

5 Развитие

самосознания

человека

Начиная с 

современного человека —

Homo sapiens — «Человека

разумного»

• Развивается  познание себя путем познания других;

• возникает  процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;

• появляется возможность  самоконтроля и самовоспитания

 

    Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

    Этапы развития человека:

              Новорожденность - 0 – 1 месяц

              Младенчество - 1 месяц – 1 год

              Раннее детство -  1 - 3 года

              Дошкольный  возраст  -  3—6 лет

              Младший школьный возраст -  6—11 лет

              Подростковый  возраст -  11—14 лет

              Юность  - 14 — 18 лет

              Молодость - 18—28 лет

              Зрелость -  28—65 лет

              Старость - от 65 лет 

4. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 

    Сознание  человека – это высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

    К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать  модель окружающего мира в виде образов и понятий.

    В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

Структура и функции сознания 

Структура сознания Функции сознания
1. Познавательные  процессы 1. Отражательная  – способность отражать мир с помощью познавательных процессов
2. Различение  субъекта и объекта: «Я» и  «не Я» (самосознание, самопознание, самооценка) 2. Рефлексивная  – способность сосредоточиться  на самом себе (самосознание)
3. Отношение  человека к себе и к окружающему  миру 3. Оценочная  – способность оценивать события  и самого себя
4. Креативная (творческая) составляющая 4. Креативная  – способность к творчеству
5. Формирование  картины мира (образы прошлого, модели  будущего) 5. Времяобразующая  – способность помнить о прошлом, осознавать настоящее, представлять будущее
6. Формирование  цели деятельности 6. Преобразующая  – способность определять цели  и намечать пути к их достижению
 

    Бессознательное – те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

       Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное  мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное. 

    В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики часто применяют метафору «луча прожектора»,  который выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится видимым, остальное – скрытым

     
     
     
     
     
     
     
     

Рис.  «Луч прожектора»: Б  – бессознательное, С – сознание, В – внимание. 

    Бессознательные явления не однородны. Их можно разделить  на пять основных типов, которые имеют  свои механизмы образования и  функционирования: 

ТЕМА 3.  ПСИХИЧЕСКИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ  

План  лекции.

  1. Ощущения и восприятие.
  2. Память.
  3. Мышление и речь.
  4. Воображение и внимание.
 

1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 

    Ощущения - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды  ощущений:

    Зрительные - рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).

    Слуховые - рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).

    Обонятельные - рецепторы находятся в верхней части носовой полости.

    Вкусовые - рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.

    Кожные (тактильные, температурные, болевые)  - рецепторы находятся в коже и органах.

    Статические (движение, положение тела) - рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

    Органические (голод, жажда, половые, болевые) - рецепторы находятся во внутренних органах.

    Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире.

    Интероцептивные - рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма.

    Проприоцептивные - рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела. 

    Восприятие  - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

    Одну  и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.

Свойства  восприятия:

    Целостность - способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.

    Осмысленность - способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.

    Избирательность - способность выделять объект или его часть из общего фона.

    Предметность - способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.

    Константность - способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.

    Иллюзии - искажения восприятия. 

2. ПАМЯТЬ 

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.

    Память  – важная познавательная функция, лежащая  в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.

    Память  – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы  мышления, сознания и подсознания.

    В основе памяти лежат ассоциации  (временные нервные связи). Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.

Процессы  памяти:

    Запоминание - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

    Запоминание может быть непроизвольным (информация запоминается сама) и произвольным (информация заучивается). Приемы запоминания: механический, логический, образный (графики, картинки, схемы). 

    Сохранение - процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений.

    Зависит от установки – насколько долго  нужно запомнить. Различают несколько  уровней сохранения информации:

  1. сенсорная память – длительность сохранения образа на уровне рецепторов 0,1-0,5 сек.
  2. кратковременная память – 20 сек. без повторения – пока мозг обрабатывает информацию и интерпретирует ее, после этого информация или забывается, или передается в долговременную память при условии 1-2 повторений. Объем кратковременной памяти индивидуален (5-9 объектов) и может развиваться;
  3. промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время сна – очищается: либо забывает, либо передает в долговременную память. Сон менее 3-х часов – не очищает промежуточную память (ошибки в речи, действиях, забывчивость);
  4. долговременная память – обеспечивает хранение информации. Бывает 2-х типов: с сознательным доступом (человек может вспомнить сам) и закрытая (вспомнит под гипнозом).
 

    Воспроизведение - процесс восстановления в сознании прежде воспринятого.

Виды воспроизведения::

    - узнавание – образ возникает при повторном восприятии объекта;

    - припоминание – воспроизведение информации, связанное с волевым усилием, напряжением;

    - воспоминание – образ возникает без восприятия объекта;

    - реминисценция – отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым;

    - эйдетизм – воспроизведение яркого образа со всеми деталями.

    Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Информация о работе Психология как наука