Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.
1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Психические свойства - устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.
Психические свойства:
Темперамент – врожденные особенности человека, проявляющиеся в силе и скорости реагирования, эмоциональной возбудимости и уравновешенности.
Характер – индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни устойчивых особенностей личности, проявляющихся в поведении, отношении к себе, людям, делу, трудностям.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Направленность личности – важнейшее свойство личности, выражающее главные тенденции его поведения и отношения к себе, к людям, к делу.
Самосознание – представления человека о себе, осознание своего Я.
Интеллект
- способность действовать разумно,
рационально мыслить, адаптироваться
к окружающей среде.
3. РАЗВИТИЕ
ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА
И ОНТОГЕНЕЗА
Филогенез – это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.
Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:
Этапы
развития психики
№ | Название этапа развития психики | У каких организмов впервые отмечается | Основное содержание этапа | ||
1 | Развитие
сенсорных процессов животных |
Начиная
с
кишечно-полостных животных и червей |
• Развитие
органов перецепции — обоняния,
зрения, слуха, осязания и др., позволяющее
более точно дифференцировать внешние
раздражения;
• формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них; • возникновение простейших психических явлений — ощущений; • возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса | ||
2 | Развитие
перцептивных процессов животных |
Высшие
моллюски, насекомые, позвоночные животные |
• У животных
формируется сложная нервная
система с большим количеством
нейронов;
• наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; • большую роль
играют инстинкты — сложно организованные
цепи безусловных рефлексов, позволяющие
осуществлять • возникают условные рефлексы; • появляется предметно-образное отражение действительности | ||
3 | Развитие
интеллектуальных действие животных (рас-судочная деят-сть) |
У млекопитающих и ряда птиц | • Появляется
способность к • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития | ||
4 | Развитие
сознания человека |
Начиная
с древнейших людей — Homo
habilis —
«Человека умелого» |
• Руки становятся
органом труда — преобразования предметов
по
сознательно намеченному плану; • появляется способность к мышлению; • появляется потребность
к общению • появление речи содействует развитию абстрактного мышления; • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности | ||
5 | Развитие
самосознания человека |
Начиная
с
современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного» |
• Развивается
познание себя путем познания других;
• возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; • появляется возможность самоконтроля и самовоспитания |
Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).
Этапы развития человека:
Новорожденность - 0 – 1 месяц
Младенчество - 1 месяц – 1 год
Раннее детство - 1 - 3 года
Дошкольный возраст - 3—6 лет
Младший школьный возраст - 6—11 лет
Подростковый возраст - 11—14 лет
Юность - 14 — 18 лет
Молодость - 18—28 лет
Зрелость - 28—65 лет
Старость
- от 65 лет
4. СОЗНАНИЕ
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание человека – это высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.
Структура
и функции сознания
Структура сознания | Функции сознания |
1. Познавательные процессы | 1. Отражательная – способность отражать мир с помощью познавательных процессов |
2. Различение субъекта и объекта: «Я» и «не Я» (самосознание, самопознание, самооценка) | 2. Рефлексивная – способность сосредоточиться на самом себе (самосознание) |
3. Отношение
человека к себе и к |
3. Оценочная
– способность оценивать |
4. Креативная (творческая) составляющая | 4. Креативная – способность к творчеству |
5. Формирование картины мира (образы прошлого, модели будущего) | 5. Времяобразующая
– способность помнить о |
6. Формирование цели деятельности | 6. Преобразующая
– способность определять цели
и намечать пути к их |
Бессознательное – те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Бессознательное
начало представлено практически во
всех психических процессах, состояниях
и свойствах человека. У человека
есть бессознательная память, бессознательное
мышление, бессознательная мотивация,
бессознательные ощущения и тому
подобное.
В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики часто применяют метафору «луча прожектора», который выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится видимым, остальное – скрытым
Рис.
«Луч прожектора»: Б
– бессознательное,
С – сознание,
В – внимание.
Бессознательные
явления не однородны. Их можно разделить
на пять основных типов, которые имеют
свои механизмы образования и
функционирования:
ТЕМА
3. ПСИХИЧЕСКИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
План лекции.
1. ОЩУЩЕНИЯ
И ВОСПРИЯТИЕ
Ощущения - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Виды ощущений:
Зрительные - рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).
Слуховые - рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).
Обонятельные - рецепторы находятся в верхней части носовой полости.
Вкусовые - рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.
Кожные (тактильные, температурные, болевые) - рецепторы находятся в коже и органах.
Статические (движение, положение тела) - рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.
Органические (голод, жажда, половые, болевые) - рецепторы находятся во внутренних органах.
Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире.
Интероцептивные - рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма.
Проприоцептивные
- рецепторы находятся в мышцах и связках
и дают информацию о положении и движении
тела.
Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.
Свойства восприятия:
Целостность - способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.
Осмысленность - способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.
Избирательность - способность выделять объект или его часть из общего фона.
Предметность - способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.
Константность - способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.
Иллюзии
- искажения восприятия.
2. ПАМЯТЬ
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.
Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.
Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.
В основе памяти лежат ассоциации (временные нервные связи). Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.
Процессы памяти:
Запоминание - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Запоминание
может быть непроизвольным (информация
запоминается сама) и произвольным
(информация заучивается). Приемы запоминания:
механический, логический, образный (графики,
картинки, схемы).
Сохранение - процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений.
Зависит от установки – насколько долго нужно запомнить. Различают несколько уровней сохранения информации:
Воспроизведение - процесс восстановления в сознании прежде воспринятого.
Виды воспроизведения::
- узнавание – образ возникает при повторном восприятии объекта;
- припоминание – воспроизведение информации, связанное с волевым усилием, напряжением;
- воспоминание – образ возникает без восприятия объекта;
- реминисценция – отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым;
- эйдетизм – воспроизведение яркого образа со всеми деталями.
Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.