Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.
1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Оперативная
память - восстановление информации
из кратковременной и долговременной
памяти для выполнения задачи.
Забывание - невозможность воспроизведения информации в сознании. Может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.
Факторы, влияющие на забывание:
Работа
разных видов памяти подчиняется
некоторым общим законам.
Виды памяти:
Кратковременная - сохранение информации в течение короткого времени.
Оперативная - сохранение информации в течение дня; восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения деятельности.
Долговременная - длительное хранение информации.
Механическая - повторение информации без осмысления.
Логическая - логическое осмысление информации при заучивании.
Непроизвольная - запоминание без волевых усилий.
Произвольная - запоминание с помощью волевых усилий.
Образная - сохранение в памяти образов предметов (зрительных, слуховых, вкусовых и пр.).
Двигательная - сохранение в памяти систем движений, навыков.
Эмоциональная - сохранение пережитых чувств, эмоций.
Вербальная - сохранение словесных формулировок, осуществление мыслительной деятельности.
3. МЫШЛЕНИЕ
И РЕЧЬ
Мышление - Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
Виды мышления:
Наглядно-действенное - опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Образное - опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия.
Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
Формы мышления:
Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.
Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями.
Умозаключение - определенный вывод на основе нескольких суждений. Может быть индуктивным (способ рассуждения от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному).
Мыслительные операции:
Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.
Синтез - объединение отдельных элементов в целое, нахождение существенных связей и отношений.
Сравнение - установление сходства и различия объектов.
Обобщение - объединение объектов по их существенным признакам и свойствам.
Абстрагирование - выделение одних предметов и отвлечение от других.
Классификиция - разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.
Конкретизация - мысленный переход от общему к единичному с целью раскрытия содержания (приведение примеров).
Интеллект
– способность человека адаптироваться
к окружающей среде (разумно мыслить, действовать,
справляться с обстоятельствами). Интеллект
– общий фактор умственной энергии, не
включает интересы, мотивацию, тревожность
и т.д. (Спирмен). Интеллект – скорость
переработки информации центральной нервной
системой (умственный темп) (Айзенк).
Речь - процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
Виды речи:
Устная - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.
Монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.
Диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.
Письменная - это речь посредством письменных знаков.
Внутренняя - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
Жестовая
- способ общения людей, лишенных слуха,
посредством системы жестов.
4, ВООБРАЖЕНИЕ
И ВНИМАНИЕ
Воображение - процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности.
Виды воображения:
Активное:
Воссоздающее - создание образа по описанию, схеме.
Творческое - создание нового образа.
Антиципирующее – предвидение, предвосхищение будущего.
Пассивное:
Произвольное - мечты, грезы.
Непроизвольное - гипноз, сон.
Мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в те или иные продукты деятельности.
Грезами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.
Приемы создания образов:
Агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания» частей разных объектов (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр).
Гиперболизация - преувеличение, преуменьшение объекта или его частей (Гулливер, многоголовый дракон).
Аналогия – создание нового по сходству с известным, перенос основных свойств с одного объекта на другой (сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются отдельные элементы: по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки).
Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей).
Акцентирование
(заострение) - подчеркивание каких-либо
отдельных признаков (лиса – хитрая, волк
– злой, осел – глупый).
Внимание
– направленность и сосредоточенность
сознания на каком-либо объекте.
Виды внимания:
Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного, нового или значимого раздражителя, вызывающего эмоциональный отклик.
Произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте с помощью волевого усилия
Послепроизвольное – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.
Свойства внимания:
Объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно.
Концентрация – степень сосредоточенности сознания на объекте.
Распределение – умение одновременно выполнять несколько действий.
Устойчивость – время (продолжительность) направленности сознания на объект в процессе деятельности.
Отвлекаемость – колебания внимания, непроизвольный переход от одной деятельности к другой.
Переключение
– намеренный перенос внимания с одного
объекта на другой.
ТЕМА
4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
План лекции.
1. НАПРАВЛЕННОСТЬ
ЛИЧНОСТИ
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.
Компоненты направленности личности:
Убеждение – знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.
Установка – неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
Притязание – стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.
Влечение - недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Интерес – одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.
Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.
Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Потребность
– основной источник активности личности,
внутреннее состояние нужды, выражающее
их зависимость от условий существования.
3.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ»
«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
«Я-концепция»
возникает как итог трех процессов:
самовосприятия (своих эмоций, чувств,
отношений, представлений и пр.), самонаблюдения
(своей внешности, своего поведения) и
самоанализа (своих мыслей, поступков,
взаимоотношений и другими людьми и сравнения
с ними).
«Я-концепция»
определяет прогнозы и ожидания личности
(уверенное или неуверенное
4. МОТИВАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ
Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.
Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Потребность – это состояние нужды в чем-либо.