Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Содержание

1. Объект, предмет и методы психологии. Отрасли психологии.
2. История развития психологического знания.
3. Основные направления в психологии.
4. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

Лекции -заочн. (психология).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

    Оперативная память - восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения задачи.  

    Забывание - невозможность воспроизведения информации в сознании. Может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.

Факторы, влияющие на забывание:

    1. время – чем больше пройдет, тем больше информации забудется. Через 1 час забывается 50% информации без повторения;
    2. использование информации – забывается то, чем мозг не пользуется;
    3. активность деятельности – информация забывается, если до или после заучивания была активная, эмоциональная деятельность;
    4. срок хранения информации – «старые» события помнятся дольше, «новые» - забываются быстрее;
    5. защитные механизмы психики – забывается то, что нарушает психическое равновесие, комфорт, что вызывает стресс, напряжение.

Работа  разных видов памяти подчиняется  некоторым общим законам. 

Виды  памяти:

    Кратковременная - сохранение информации в течение короткого времени.

    Оперативная - сохранение информации в течение дня; восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения деятельности.

    Долговременная - длительное хранение информации.

    Механическая - повторение информации без осмысления.

    Логическая - логическое осмысление информации при заучивании.

    Непроизвольная - запоминание без волевых усилий.

    Произвольная - запоминание с помощью волевых усилий.

    Образная - сохранение в памяти образов предметов (зрительных, слуховых, вкусовых и пр.).

    Двигательная - сохранение в памяти систем движений, навыков.

    Эмоциональная - сохранение пережитых чувств, эмоций.

    Вербальная - сохранение словесных формулировок, осуществление мыслительной деятельности.

3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 

    Мышление - Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Виды  мышления:

    Наглядно-действенное - опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

    Образное - опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия.

    Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Формы мышления:

    Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.

    Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями.

    Умозаключение -  определенный вывод на основе нескольких суждений. Может быть индуктивным (способ рассуждения от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному).

Мыслительные  операции:

    Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

    Синтез - объединение отдельных элементов  в целое, нахождение существенных связей и отношений.

    Сравнение - установление сходства и различия объектов.

    Обобщение - объединение объектов по их существенным признакам и свойствам.

    Абстрагирование - выделение одних предметов и отвлечение от других.

    Классификиция - разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

    Конкретизация - мысленный переход от общему к единичному с целью раскрытия содержания (приведение примеров).

    Интеллект – способность человека адаптироваться к окружающей среде (разумно мыслить, действовать, справляться с обстоятельствами). Интеллект – общий фактор умственной энергии, не включает интересы, мотивацию, тревожность и т.д. (Спирмен). Интеллект – скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп) (Айзенк).  

    Речь - процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

    Виды  речи:

    Устная  - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

    Монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

    Диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

    Письменная  - это речь посредством письменных знаков.

    Внутренняя  - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

    Жестовая  - способ общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. 

4, ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ 

    Воображение - процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности.

Виды  воображения:

    Активное:

    Воссоздающее - создание образа по описанию, схеме.

    Творческое - создание нового образа.

    Антиципирующее – предвидение, предвосхищение будущего.

    Пассивное:

    Произвольное - мечты, грезы.

    Непроизвольное - гипноз, сон.

    Мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в те или иные продукты деятельности.

    Грезами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.

    Приемы  создания образов:

    Агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания» частей разных объектов (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр).

    Гиперболизация - преувеличение, преуменьшение объекта или его частей (Гулливер, многоголовый дракон).

    Аналогия – создание нового по сходству с известным, перенос основных свойств с одного объекта на другой (сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются отдельные элементы: по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки).

    Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей).

    Акцентирование (заострение) - подчеркивание каких-либо отдельных признаков (лиса – хитрая, волк – злой, осел – глупый). 

    Внимание  – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. 

Виды  внимания:

    Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного, нового или значимого раздражителя, вызывающего эмоциональный отклик.

    Произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте с помощью волевого усилия

    Послепроизвольное – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

Свойства  внимания:

    Объем  - количество объектов, которые воспринимаются одновременно.

    Концентрация – степень сосредоточенности сознания на объекте.

    Распределение – умение одновременно выполнять несколько действий.

    Устойчивость – время (продолжительность) направленности сознания на объект в процессе деятельности.

    Отвлекаемость – колебания внимания, непроизвольный переход от одной деятельности к другой.

    Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. 

ТЕМА  4.  ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 

План  лекции.

  1. Направленность личности.
  2. «Я-концепция».
  3. Мотивация личности.
  4. Чувства, эмоции и воля.
  5. Темперамент, характер, способности.
 

1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 

   Направленность  личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.

    Компоненты  направленности личности:

   Убеждение – знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.

   Установка – неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

   Притязание – стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.

   Влечение  - недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

   Интерес – одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.

   Личностный  смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

   Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

   Потребность – основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования. 

    3. «Я-КОНЦЕПЦИЯ» 

    «Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

    «Я-концепция» возникает как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, отношений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений и другими людьми и сравнения с ними). 

      
 
 
 
 
 
 

     
     
     
     

    «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка).  

4. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 

    Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.

    Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

    Потребность – это состояние нужды в чем-либо.

Информация о работе Психология как наука