Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография
Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.
Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих — свободным танцем тела, эмоций, энергии и мысли.
Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.
Попробуйте полностью пройти процесс дыхания. Сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1 часа 20 минут. В последние 15 минут музыка будет мягкой и достаточно тихой. В это время дышите медленно и поверхностно. Расслабляйтесь и интегрируйте свой опыт дыхания.
2.2.1. Распределение на пары
Форма работы групповая, и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащего, в другом – в роли сидящего.
Распределение на пары проводится не только для того, чтобы провести выбор партнеров, но и как дополнительный прием для создания атмосферы доверия в группе, положительного психологического климата.
Существуют две базовые стратегии распределения на пары. Первая – когда сама ответственность распределения делегируется ведущему – групп-лидеру. Вторая – когда участники сами находят себе партнеров.
При первой стратегии ведущий предлагает участникам тренинга встать в круг и, начиная с участника тренинга, который стоит слева от себя, для каждого находит пару. Основным ориентиром при этом являются не столько взаимные симпатии участников тренинга, сколько опыт в дыхательных процессах. Если ведущий знает о точках напряжения среди участников тренинга, то лучше, если такие участники поработают в паре. Иногда в группе бывает нечетное число участников. В этом случае можно использовать в работе триады – это три человека, которые будут работать вместе. Два человека будут ассистировать одному, а один будет ассистировать двоим в следующей сессии. В триаду необходимо включить человека, который имеет опыт процесса дыхания.
2.2.2. Релаксация
До начала процесса дыхания группа настраивается на процесс и, когда в пространстве зала пары располагаются для вхождения в ДМД, т. е. дышащие лежат в позе сна, а сидящие сидят у своих дышащих, обязательно нужно провести релаксацию.
Мы уже писали, что наиболее продуктивным и эффективным из расширенных состояний сознания, которые индуцируются связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния, очень знакомым для каждого человека, является просоночное состояние, основной характеристикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» – в здесь и сейчас, а также эмоционально переживаемых образно-ментальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной активности самого сознания.
Основная цель релаксации – погружение человека в просоночное состояние без ухода в глубокий сон, сохранив спонтанную активность сознания при помощи особой настройки. Мы при этом не только помогаем участникам присутствовать в моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли, и помогаем им войти в переживание как можно с большей открытостью, доверием и свободой от ожиданий, но и создаем внутреннюю настройку для вхождения в расширенное состояние сознания.
В следующей главе мы изложим достаточное количество способов расслабления и настройки. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться.
2.2.3. Структура дыхательного процесса
В момент и на самой глубине релаксации наступает стадия применения связного дыхания. Первые несколько вдохов и выдохов должны быть циклическими, глубокими, настолько мягкими, осторожными и легкими, чтобы не «вырвать» человека из состояния глубокой релаксации, а сделать эту расслабленность более тотальной, но при этом, не уходя в сон и неосознанность.
Дальнейшая стратегия – это индукция надежного расширенного состояния сознания, которое, как известно, вызывается глубоким связным дыханием. Если первая фаза (1-3 минуты) глубокого и мягкого связного дыхания позволяет пролонгировать, удерживать просоночное состояние сознания, когда индивидуальное свободное сознание начинает проявлять свою творческую активность, то вторая фаза (10-15 минут) глубокого связного дыхания создает психофизиологическую и нейропсихологическую базу расширенного состояния сознания.
К первым двум фазам дыхательной сессии ДМД предъявляются требования, которые мы разработали в Свободном Дыхании (Козлов, 1991):
Третья фаза не сводится ни к одной известной дыхательной психотехнике. Это ни вайвейшн, ни холотропное или свободное дыхание, ни ребефинг, ни йогические или даосские практики, использующие связное дыхание, ни энергодыхание, ни цигун или шаманская дыхательная сессия. Остается одно требование – связность, все возможные другие законы и требования к дыханию полностью отменяются.
Мы можем эту стадию обозначить спонтанным дыханием, и спонтанность понимается как интуитивная адекватность к любой возникающей в процессе дыхания новой ситуации.
На многих семинарах, которые проводились в стиле ДМД, мы еще обозначали эту стадию как хаотическое дыхание (имея в виду не подчиненность методу и технике) или потоковое дыхание.
Потоковость при этом
понимался как единое нерасчлененное
переживание дыхания-музыки-
На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Дыхание «отпускается». Само «отпускание» дыхания способствует возникновению спонтанности не только в движениях, но и приходу в поле сознания наиболее важных, но вытесняемых Эго эмоций и состояний, сюжетов и чувств, идей и образов, которые актуальны для достижения большей целостности личности. Необходимо на этой стадии запустить тот универсальный механизм интеграции, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.
Уже нет ни субъекта, ни объекта в дыхательном процессе в том смысле, что есть единый поток сознания-переживания и процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов.
Возможны любые структуры
дыхания и соотношения вдоха
и выдоха – вдох за секунду и
выдох за минуту, вдох за минуту и
немедленный полный выдох, издавание
звукоформ и быстрое поверхност
Четвертая фаза стратегически является завершающим процесс ДМД.
После спонтанного дыхания осуществляется переход на медленное и поверхностное дыхание. При этом происходит полная мышечная релаксация, а музыкальное сопровождение процесса заметно снижается как по громкости, так и по сюжетной динамике.
Данная фаза продолжается 15-25 минут и предполагает полный возврат по физиологическим, нейропсихологическим и психологическим параметрам на стартовый уровень вхождения в процесс. Таким образом, после дыхательного процесса клиент возвращается в привычное, обыденное состояние сознания. Мы считаем данную фазу чрезвычайно важной, т.к. она позволяет завершить процесс без всяких дополнительных вмешательств со стороны ведущего или ассистента. Правильное прохождение процесса предполагает ситуацию, когда нет необходимости ни дополнительного использования техник фокусированной работы с телом, ни других техник интеграции, кроме классического проговора. Таким образом, процесс ДМД длится 1 час 15-20 мин.
Для того, чтобы наглядно
представить структуру
I
1
2
3
Стадия Стадия
Стадия
Рис. Структура процесса ДМД
На рисунке
I – интенсивность дыхания по глубине и скорости.
t - время.
После дыхательного процесса ДМД, как правило, проводится проговор.
После того, как вся группа завершит проговор, объявите 15-минутный перерыв. После перерыва ведущий должен обобщить опыт прохождения всей группы дыхательного процесса ДМД. Расскажите о своих впечатлениях, отметьте качественные признаки процесса, свои пожелания и предложения по поводу следующих дыхательных процессов. Ответьте на все вопросы, которые возникают у участников тренинга по поводу техники ДМД и переживаний, которые стали проблемными для них. Отметьте любой позитивный шаг в динамике группы.
В конце выступления предложите участникам тренинга любой ритуал, который является завершающим этот день.
2.3. Требования к музыкальному сопровождению
Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее деятельности нами доказано еще в начале 80-х годов, когда нами разрабатывались программы функциональной музыки в промышленном производстве (Козлов В.В., Ярославль, 1982). В программу сессий мы дифференцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музыка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.
Для проведения процессов
ДМД используется специальное звуковое
сопровождение высокого качества, воспроизведенное
современным музыкальным
В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, то к ней существуют определенные требования.
Хочется Вашему вниманию предложить примерную музыкальную структуру для сессии ДМД.
Часы/минуты |
Типы музыки |
00:00 – 00:03 |
1. Легкая, медленная, «затягивающая», убыстряющаяся к концу композиция. |
00:03 – 00:15 |
2. Сильная, ритмичная, стимулирующая дыхание. |
00:15 – 01:00 |
3. Музыкальные сюжеты,
включающие барабан, |
01.00 – до конца |
4. Эмоционально-созерцательная (теплота, открытость, спокойствие, сердечность, трансцендентно-трансовая музыка полета, парения, отдыха и расслабленности). |
Таблица 1. Музыкальная структура для сессии ДМД.
Блок методик и приемов, обеспечивающих освобождение эмоционально-чувственной сферы сознания, развитие эстетического знания и изменение представлений об образе «Я» на основе проживания музыкального спонтанного движения, разработан нами благодаря исследованию методического наследия А. Дункан, теоретических постулатов Дж. Фентресса, а также требований к составлению музыкальных сессий, выдвинутых для проведения процессов холотропного дыхания Ст. Грофом, К. Тейлор, В.Майковым. Решающим был наш исследовательский опыт (Козлов, 1982-2009).
Спонтанное движение,
танец под музыку уже сами по себе
имеют позитивное психологическое
воздействие, гармонизирующее эмоционально-
Так, во время выполнения клиентами спонтанного танца, мы включали дополнительную иррелевантную музыку, воздействие которой приводило к разрушению стереотипов движения. Если громкость музыки была средней степени интенсивности (до 70 дБ) с иррелевантной по характеру мелодикой и ритмической структурой по отношению к уже сформировавшемуся стилю движения, то наблюдалась трансформация форм, стиля танца, делающая его, с одной стороны, менее четким по контурам движения, с другой – более естественным, эмоционально спонтанным.