Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

Большой вклад в изучение музыкальных явлений внес другой немецкий исследователь. К. Штумпф заложил основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука. Суть этой концепции заключается в том, что с изменением одного физического признака звука – частоты его колебании – изменяются одновременно два психологических признака звука – его тембр и высота. Эти идеи были развиты затем в трудах М.Майера, Г.Ревена, В.Келера.

Важным положением гештальтпсихологии, которая за примерами часто обращалась к музыке, являлось то, что целое  в восприятии не равно сумме отдельных  ощущений – от звуков, тембров, ритмов. Одной из первых работ наиболее полно представляющей направление гештальтпсихологии в теории музыки явилось работа Э. Курта в 1931 году. В этой работе успешно разработаны такие понятия, как константность восприятия и его пространственные компоненты.

В 1946 году в Берне выходит  книга Ревеша «Введение в музыкальную  психологию» в которой автор  отводит музыкальной психологии все еще подчиняемую роль, то есть рассматривает ее как один из разделов обшей психологии, не имеющий самостоятельного значения. Подобный взгляд на музыкальную психологию был преодолен в работе немецкого исследователя А. Веллека, который в 1963 году выпустил книгу «Музыкальная психология и музыкальная эстетика». Развивая идеи Курта, Веллек сформулировал закон парсиномии», согласно которому восприятие, являясь активным процессом, работает по принципу опережающего отражения. Слушатель строит гипотезу продолжения музыкальной мысли исходя из общих принципов построения целого, в котором фрагмент произведений звучащий в данный момент являются части целого. А.Веллек и другие представители гештальтпсихологии обогатили музыкальную науку представлениями о целостности, образности, структурной организованности, константности. В процессе восприятия происходит непрестанное движение от целого к частностям и от частностей к целому. При встрече с новым и незнакомым объектом, которым может быть и музыкальное произведение, сознанию бывает трудно сразу охватить его целиком и поэтому внимание фиксирует лишь отдельные, наиболее яркие детали. Повторные прослушивания помогают уяснить произведение целиком, когда становится ясной и понятной его внутренняя структура.

Проблемы музыкальной  психологии получили широкую разработку в трудах В.М. Теплова, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Т.С. Тарасова, Л.Л. Бочкарева.

Наиболее разработанная  область музыкальной психологии  - эта психология музыкального восприятия. В разработку этой проблемы внесли свой вклад как отечественные  музыковеды и теоретики – Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Ю.Н.Тюлин, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, так и психологи – Б.М. Теплов, М.В. Блинова, С.Н. Беляева-Экземплярская.

Все современные исследователи  проблем музыкального восприятия отталкиваются  и исходят из того факта, который  установил Б.М. Теплов, а именно, что  основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроения. По мнению Б.М. Теплова, эмоциональное содержание подлинно большого произведения музыки совершенно определенно. Неопределенным является лишь его словесное описание .

 

1) Психофизиологические механизмы воздействия музыки

Влияние музыки на функциональные системы организма  в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. В.М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость.

Как показывают наши исследования (Козлов В.В., Бубеев Ю.А.), музыка может оказывать влияние на деятельность человеческого мозга, на его волновые характеристики, стимулировать интеллектуальную деятельность и поддерживать вдохновение. Мы обнаружили функциональные изменения в ЦНС при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у  
испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических  
реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока  
возбуждения в кортикоталамических и кортиколимбических кругах. Волновые пакеты, возникающие как следствие воздействия  структуры музыкального произведения, синхронизируют ритмическую активность различных участков коры головного мозга, могут создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга.

 Некоторые мелодические рисунки и гармонические структуры вызывают определенные психические состояния и физиологические сдвиги в организме человека. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели,  музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.

Наиболее ясно ритмически ощущаются частоты соответствующие  биоритмам нашего организма – ритмам дыхания, сердечного пульса, ходьбы, определенных двигательных паттернов, бега. Именно этим частотам соответствует метроритмика, и именно они наиболее подвержены перестройке. 

Отдельным органам и  системам нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, на терминологии музыкантов - нот. С этой точки зрения каждый человек - сложнейшее музыкальное произведение. Существует связь между вибрациями звуков и организмом: низкие частоты соотносятся с нижней частью тела, высокие - с верхней.

Психоэмоциональные состояния, связанные с музыкальным удовольствием (прилив энергии, ощущение подъема, энтузиазм), которые возникают при прослушивании определенной музыки, объясняются так же физиологически. При этом высвобождается эндорфин и вырабатывается эндогенный алкоголь.

Многочисленные исследования и эксперименты показали, что музыка является мощным средством психофизиологического  воздействия.

Именно поэтому  с помощью музыки можно лечить неврозы и депрессии, сердечно-сосудистые заболевания и мигрени, и можно даже использовать музыку как обезболивающее в стоматологии.

 

2) Психологические механизмы воздействия музыки

На наш взгляд, для  более глубокого и многомерного понимания воздействия на психику человека, мы можем использовать понятие языков сознания. Еще в 90-ые годы мы ввели их классификацию как языков ощущений, эмоций и чувств, образов, символов, знаков. Все это разные языки, обладающие внутренними законами и своей логикой.

В филогенетическом плане  все эти языки сформировались в  процессе эволюции жизни как способы отражения реальности и в онтогенезе усваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощущения, затем эмоции и чувства, затем образы и, наконец, символы и знаки.

В реальном потоке психического любой звуковой стимул вызывает перцептивную организацию, эмоционально-чувственное реагирование и попытку категоризации, то есть любое переживание даже примитивного звука человеком целостно, не говоря уже о воздействии музыкального произведения.  Но использование представления о языках сознания, на мой взгляд, обладает объяснительной красотой и  убедительностью в понимании воздействия музыки на психику человека.

На уровне ощущений звук обладает универсальностью не только для человека, но и биологичностью, важным стимульным значением для всего животного мира.  В живой природе широкое распространение имеют музыкоподобные явления. Мы их вполне можем соотнести  с человеческой музыкой.

Эту часть книги я  пишу недалеко от города Карата на северо-востоке Таиланда, в медитативном центре Кратомхина.

Сижу на балконе в  сумерках и слушаю многоголосый хор  вечернего пробуждения: тут фоном идут музыкальные упражнения цикад, пение птиц, горловые звуки обезьян, кваканий лягушек из озера рядом и множество других звуков, принадлежность которых кому-то я бессилен определить.

Несмотря на то, что люблю музыку и ее  очень много в компьютере, уже 5 дней  не включаю музыку. Эти вечерние и ночные концерты живой природы я вполне могу приравнивать к музыкальному искусству.

Огромный диапазон музыкоподобных явлений в природе говорит в пользу того, что и музыка человека возникла на каком-то специфическом биологическом базисе, на фундаменте особых организмических свойств и инстинктов, как особый способ внутривидовой и межвидовой коммуникации.

Воздействие музыки на уровне ощущений основано на том, что  
нервная система, а с ней мускулатура и все тело обладают способностью усвоения ритма, реагирования на структуру музыки. Музыка влияет  
на все функциональные системы человека. Частота сердечных сокращений,  
пульс, кровяное давление, дыхание, мышечный тонус и другие телесные переменные зависят от высоты, силы, звука, тембра,  
темпа, тональности музыкального произведения. Вне сомнения, звуковое восприятие организовывается слуховой модальностью, но звук мы в некотором смысле воспринимаем всем телом.

Когда я впервые увидел, как младенец внутри утробы матери улыбается музыке Моцарта, понял -  человек переживает музыку телом. В этом заключается  чудо музыки.  Прежде,  чем ребенок сможет восхищаться цветом, формой, запахом, вкусом, смыслом, он наслаждается звуком.  И совершенным камертоном восприятия  этого пространства звуков является тело.

Взаимосвязь музыки с эмоциями и чувствами человека наиболее разительна и убедительна. Психологическая наука традиционно связывает музыкальное искусство и мир человеческих эмоций. Вне сомнения - основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроения.

Восприятие музыки, глубина  и яркость переживаний зависит  от эмоциональности - свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты переживания музыки личностью отражают явления и ситуации, ассоциированные с музыкой и имеющие особую значимость для субъекта. Эмоциональное переживание музыки неразрывно связано со стержневыми особенностями личности, ее культурным потенциалом, направленностью, мотивационной сферой, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр.

На мой взгляд, самым существенным элементом в переживании музыки является эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в матрицы переживания, которые заложены в самом музыкальном произведении композитором и исполнителем. Слышать музыку, понимать музыку – значит эмоционально ее пережить.

Под воздействием музыки возникают не только базовые эмоции - радость, грусть, страх, гнев, но и они могут пробудить чувство нежности, любви, трепета, неги, наслаждения и энтузиазма.

Эмоции являются всегда результатом некоторого взаимодействия. Чувства и эмоции, которые возникают как результат воздействия музыки, имеют еще развернутую процессуальную характеристику общения с музыкой.

Этот процесс всегда эмоционально окрашен и представляет собой организмическую и личностную интерпретацию особенностей музыки как закодированного чувственного сообщения.

Ритм и темп, взятые сами по себе, передают главным образом  степень активности, степень психологического напряжения данной эмоции. Функции, связанные  с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. Что же касается боли, борьбы, страдания, страха – вообще отрицательных эмоций, то они чаще вызывают нарушения ритмики организма.

Музыкальные эмоции возникают  в какой-то степени в результате тех же витальных, соматических «систем удовольствия и неудовольствия». Ни способность различать музыкальные звуки, ни способность их воспроизводить не стоит в прямой связи со способностью эмоционально реагировать на музыку. Для наслаждения и страдания, угрозы и страха, уверенности и неуверенности, отрицания и утверждения – для всех этих состояний богатой, многомерной шкалы эмоциональных отношений существуют свои эмоционально-акустические музыкальные матрицы.

Музыка может пробудить  чувство вдохновения и прилива  жизненных сила. Исследования, проведенные нами недавно в русле эвристической психологии, показывают, что многие писатели, художники поэты задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после. Так действует музыка Бетховена, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в ней не только вдохновение, но и силу, и веру... (бури в первых частях его сонат заканчиваются триумфом и спокойствием). Так действует музыка Моцарта и Вивальди, а для многих музыка современных групп Pink Floyd, Queen, Nazareth, а также исполнителей Kitaro, Jean Michel Jarre и Richard Clayderman.

Язык образов является способом  открывания человеком в музыке для себя личностно значимого смысла. Это становится возможным благодаря аналогичности, резонансности не только семантики музыкального языка и семантических бессознательных структур человека, но ассоциированных биографических образных репрезентаций с музыкальными произведениями. В этом смысле музыкальное произведение является удобным инструментом для исследования личности слушателя, который, вкладывая в толкование содержания произведения определенный смысл, тем самым говорит и о себе, о своих внутренних пристрастиях. Здесь проявляются закономерности апперцепции, то есть влияние прошлого опыта. Каждый человек  связывает музыку с определенными настроениями в событиях из своего прошлого опыта. Марш Мендельсона имеет не только свое внутреннее музыкальное содержание, но и является музыкальным культурным образом, который мы ко всему еще и проживаем как личностно значимый  в свадебном обряде на русский манер.

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения