Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

На самом  общем системном уровне внутри определенного  контекста мы рассматриваем танец  как динамический, подвижный баланс трех аспектов: Потока-Структуры-Присутствия.

Поток —  динамическое эмоционально-энергетическое качество движения. Структура — пространственно-временная форма движения. Присутствие — это презентативная субъектность движения, явленность субъекта в движении.

Баланс  трех аспектов, как и любой баланс в живых системах, не является идеальной  целью, а укоренен в контексте (что мы называем танцем, кто танцует, где, в каких условиях и с кем вместе танец происходит, предыстория и куда все это направлено). Вначале мы определяем контекст и его границы, а потом уже можем делать какие-либо выводы о самом танце и танцующем.

Особое  внимание в работе уделено анализу  движений, предложенный Р.Лабаном. При  использовании этого подхода  к восприятию движения важно, что  анализ по Лабану может быть точным, но громоздким. Поэтому в зависимости  от контекста важно выделять различные параметры.

Мы установили, что три параметра особенно важны:

1) повторяющиеся  качества, соотношения параметров. Например, что движение практически  всегда инициируется кистями  и чаще всего оно быстрое; 

2) неиспользуемые  зоны, качества и соотношения. Например, что движение практически никогда не проходит между плечами.

3) «особенные»,  выпадающие из обычного, среднестатического  контекста движения, центры, соотношения  параметров.

Мы исследуем  их в соотношениях частей тела, центров  и качеств движения, использования пространства-времени и т.д. Таким образом, элементы системы анализа движения Р. Лабана, оказавшей огромное влияние на развитие ТДТ, используются нами как часть Системного анализа движения, в которой система анализа Р.Лабана дополнена стратегическим анализом (контекст+поток-структура-присутствие) и эволюционным анализом (паттерны развития движения). Некоторые понятия анализа переопределены нами для обращения к базовым метафорам танца и движения. Замечательные идеи и открытия Р.Лабана и его последователей являются неисчерпаемым источником разнообразных танцевальных техник и дают возможность посмотреть на движущееся «я», воплощающее и создающее себя в танце жизни с самых разных точек зрения.

Одна  из основных задач ДМД — научить человека слышать неповторимый голос своего тела и почувствовать степень его свободы. У нас есть определенный образ своего «я», и даже если он не соответствует реальности, — поставить его под сомнение достаточно непросто. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через пространство музыки, дыхания, движения, танца позволяет придти к новому пониманию своего «я», своих возможностей.

В процессе исследования процесса ДМД нас интересуют четыре вопроса:

КАК человек двигается?

ЧТО человек чувствует, когда двигается?

КАКИЕ стратегии поведения и взаимодействия он использует?

И, наконец, КТО танцует? Как проживается  та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении?

На  последний вопрос редко можно  ответить словами, но сама интонация  вопрошания задает вектор движения, когда в фокусе нашего внимания оказывается уникальное, неповторимое, целостное «Я», трансцендирующее самое себя в процессе развития.

В психотехнологии ДМД выделяется три базовых механизма, работающих на пути изменения личности через танец и движение: экспрессия, подразделяющееся на катарсис и поэзис (способность танца быть целостным и непосредственным выражением разнообразных человеческих чувств, состояний и отношений), переобучение, которое может быть адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития и способом получения нового опыта, а также специфические (экстатические и ин-статические) измененные состояния сознания. Терапевтическую и трансформационную ценность имеют расширенные состояния сознания, которые индуцируются связным дыханием.

Отмечается, что в ДМД как в  технологии сочетаются игра, исследование и искусство. Игру и танец объединяют легкость, возможность быстро переходить от одной «реальности» к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности («все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально»).

Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт возможно описать как изнутри  так и извне, что уводит нас  от полной субъективности.

Вне сомнения, танец — это искусство, но не как форма и социальный институт, а как творческий процесс, неуловимый, но реальный именно в этот момент.

Смысл использования ТДТ в ДМД  заключается в исследовании клиентом с помощью ведущего спектра своих движений, мышечных напряжений, двигательных стереотипов, спонтанно возникающих эмоций и чувств, их проявление, осознание, а так же освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования).

ДМД работает с тремя областями:

1) тело, его возможности и ограничения,  поиск ответа на вопрос «Что  несет в мир мое тело?»;

2) представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений, поиск ответа на вопрос «Кто я?»;

3) взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений;  поиск ответа на вопрос «Кто  ты и что мы можем вместе?» 

Целями  работы первой области является активизация тела для того, чтобы помочь клиенту обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Личностные  особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Люди могут производить впечатление «гнущихся под бременем ответственности», «слабых в коленях», «бесхребетных», «твердолобых» или «подставляющих себя под удар», что отражает их индивидуальные установки или личностные стили. Внимательное наблюдение может подтвердить, что у этих людей тела действительно так и выглядят.

Особое  внимание в ДМД уделяется исследованию двигательных стереотипов: культурные стереотипы социальные стереотипы и стереотипы референтных лиц.

В ДМД  происходит слияние музыки с движением. Музыкальный ритм – это движение в звуковой форме. Неразрывность ритма и движения в живой действительности превращают ритм в звуковой отголосок движения, в его слышимую «запись». Ритм по отношению к движению – это то же, что письменная речь по отношению к речи устной: читая письменный текст, можно услышать речь вместе с ее звуками, интонацией и акцентами. Так же слушая ритм можно увидеть живое движение, прочувствовать и восстановить его. Это свойство ритма использует танцевальная музыка, которая вписывает в ритмическую оболочку двигательные события: движения ног и рук, повороты корпуса и головы. Сначала жесты и движения создают танец, затем танец рождает соответствующий ритм – шаги, прыжки, скольжения фиксируются с помощью ритма. Затем мелодия и гармония обволакивают ритм, украшая и расцвечивая его. И когда все эти события совершились в нужном порядке, можно считать, что новый танец родился на свет  - в ритме, записанном с помощью музыки, есть все, чтобы восстановить движение, давшее ему жизнь. Движение рождает ритм, а ритм рождает музыку.

Движение всегда эмоционально окрашено, осмыслено. Если человек не сам движется, а лишь наблюдает, ему  необходимо слиться с ним,  почувствовать его как движение своего тела, направляемое собственными намерениями.

Чтобы понять из чего состоит  чувство ритма, следует начать с  разложения на части движения, его  переживания и осмысления, и самой  очевидной характеристикой движения будет темп. Движения бывают величавые и спокойные, в этом случае темп будет медленным. Однако бывает, что медленное движение возникает оттого, что движению что-то мешает.

Быстрые движения тоже имеют  свой характер. Они особенно склонны  к инерции, к самопроизвольному  и бесконечному продолжению. В этом случае энергичен будет только первотолчек, начальный импульс, а в дальнейшем движение будет катиться подобно шару, который толкнули с вершины горы. Быстрые движения бывают не только инерционными, а также крайне энергичными, когда каждый следующий «порыв» нуждается в дополнительном подталкивании, накачивании.

Новизна нашего подхода использования танца и движения в едином процессе ДМД обусловлена, с одной стороны, тем, что он исходит из новой парадигмы в развитии психологии — интегративной (Козлов В.В., 2001). В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в некое единство, называемое системой «Человек», и показать, при каких условиях эта система может достичь подлинной целостности и аутентичности.

Мы можем вычленить  следующие принципы интегративного подхода в танцевально-двигательной терапии: 

  1. Использование танцевально-двигательных психотехник имеет долгую историю в культурной эволюции человечества. В рамках интегративной модели мы можем рассматривать танец как многоуровневый и многоаспектный процесс невербальной коммуникации на внутриличностном, межличностном, социальном и трансперсональном уровне, направленный на повышение целостности и адаптивности личности.
  2. В психотерапевтическом и психотехнологическом аспекте танец и движение можно рассматривать не только как пластические и ритмичные движения определенного темпа и формы, исполняемых в такт музыке, но и как своего рода полифонический невербальный «текст», а также как специфическое состояние (спектр состояний) и отношение (метафору).
  3. Использование танцевально-двигательных психотехник опирается на следующие психологические механизмы: экспрессия, включающая в себя катарсис и поэзис); переобучение, основанное на приобретении нового опыта и коррекции; а также специфические ИСС, характеризующиеся особой  феноменологией и способами вхождения.
  4. Основной целью танца и высвобождения движения является вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста. Интеграция в данном  случае означает уменьшение конфликтности и увеличение целостности сознания. Она выражается также в положительном влиянии на процессы социально-психологической адаптации за счет развития самопринятия, принятия других и повышения уровня эмоционального комфорта.
  5. Интегративная модель, описывающая многомерность и процессуальность танцевально-двигательной психотерапии является современной и адекватной системой прикладной психологии и позволяет использовать ее для различных целей индивидуальной и групповой работы. Интегративная модель характеризуется соединением в реальном психологическом процессе моделей, принципов и техник различных направлений танцевально-двигательной психотерапии; интегративностью методологии, призывающей разрабатывать стратегии проведения тренинга изоморфно самому методу, а также работой со всей целостностью психических процессов и структур сознания, включая надличностные переживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ ДМД

2.1. Вводное  описание

Независимо от того, какой  длительности и плотности тренинг ДМД вы делаете, всегда существует потребность  некоторого теоретического введения. Мы уже изложили все теоретические разделы дыхания, музыки и движения, исходя из принципа избыточности, в предыдущих главах. В этом разделе мы излагаем краткий конспект основных моментов ДМД.

 Тренинг ДМД представляет собой интегрированную психотехническую систему для формирования личности с  высокой эмоциональной и интеллектуальной, деятельностной креативностью. ДМД способствует преодолению ригидных, неадекватных реальности социально-психологических и культурных стереотипов, развитию личностного потенциала и расширению сознания.

В ДМД мы  выделяем три направления психологической  трансформации сознания и личности:

  • дыхательные процессы,
  • музыкальная терапия,
  • движения.

Целью ДМД также является развитие целостного восприятия и переживание  человеком  содержания чувственного телесного образа. ДМД позволяет  производить коррекцию социально-личностных установок индивидуума, формирование его личностно-социальной идентификации в рамках конкретной субкультуры. Нам также важно развитие личности за свои пределы и самореализация, инициация творческого начала в личности.

Психотехники, которые  мы применяем в работе, с одной  стороны, обеспечивают «пробуждение»  естественного спонтанного поведения, с другой – развитие осознанности при осуществлении невербального выразительного действия различной направленности – коммуникативной, операционной, деятельностной.

На основе глубоких экспериментальных  исследований нами разработаны методические приемы трансформации личности посредством включения их в процесс проживания  музыкальных произведений во время дыхательных процессов, спонтанного эмоционального  движения и действия.

При решении задач  по развитию спонтанности, естественности и творческой продуктивности деятельности мы использовали метод синтеза «дыхание-музыка-движение», построенный на основе соединения тонко развитого мышечного чувства со способностью к целостному восприятию музыкального произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа в расширенном состоянии сознания.

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения