Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

Так же, как рука или  нога, или сердце не выживает отдельно от организма, так и индивид был  обречен на погибель вне племени. В некотором смысле тело индивида идентифицировано с телом и жизнедеятельностью племени. Любая биологически важная активность была вплетена в активность племени, и индивид не представлял своей отдельности. Более того, воля индивида была подчинена общей воле племени. Даже выражение таких интенционально и жизненно важных сил, как воля к жизни и воля к власти в (форме доминирования) необходимо было вплетено во внутреннюю организацию общности. В этом была изначальная сила человеческой породы.

На мой взгляд, танец  был одним из базовых способов интеграции человеческой общности, увеличения силы и организованности. При этом подражание было механизмом передачи наиболее эволюционно важного последующим поколениям. В этой передаче танец и движение играли роль уникального архаического языка как особой формы телесного жеста. Общественные ценности и нормы передавались из поколения в поколение через танец и двигательные алгоритмы, таким образом, поддерживая механизм выживания и передачи культурных ритуалов. Танец играл роль памяти человеческого рода, в котором аккумулировалась древняя система двигательных жестов-знаков-указателей и язык кинетических изобразительных знаков-символов.

Продолжение рода, выбор партнера – в этом механизме выживания танец также играет важную роль. Танец является непременной частью брачного ритуала не только множества животных, но и людей. Не только танцующая молодежь проявляет сексуально-эротическое и ритуально-брачное поведение. Такой характер имеют танцы всех возрастов, включая танцевальные вечера в домах престарелых. Вне сомнения, танец по происхождению и функциям не имеет чисто сексуального характера, но этот элемент часто является доминирующим.

Танец является не только моторно-ритмическим выражением сексуальной энергии, но и способом ее демонстрации, индукции, стимуляции и высвобождения.

Кроме вышеперечисленных  функций, которые, на мой взгляд, являются общими для стадных животных и  человека, танец выполняет в социальных сообществах людей функцию  накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами.

Еще одной немаловажной функцией танца является символьно - знаковая. Танец является пространством аккумуляции, трансформации и выражения мифологических текстов социального сообщества.

Движение, особенно наполненное  ритуальным смыслом, танец, как сложный комплекс двигательной активности, с самого зарождения до наших дней выполняют следующие важные функции в человеческих сообществах:

Ритуальная (сакральная) – движение и танец как естественный способ установления связи со «священным», знаково-символический язык мифов человечества.

Коммуникативная – движение и жест, танец как язык общения, способ передачи знания и кодификация общения не только между полами, но и членами первичных групп.

Идентификационная – танец и окультуренное движение, как способ самоопределения, причем «само», в данном случае – это, в первую очередь, принадлежность своей социальной общности, культуре, полу, поколению и т.д., разделенной общности, без которой невозможно выживание, понимание, сострадание, общность судьбы и сопереживание.

Экспрессивная – движение, танец как игра и первое свободное (в том смысле, что не всегда строго функциональное) самовыражение, утверждение своей степени свободы-подчинения, качества проявления энергии, эмоциональных отношений.

Катарсическая – танец и движение как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к психоэмоциональной релаксации и освобождению.

Танец, движение, пантомимика могут выражать весь спектр человеческих чувств. Они являются выражением всего многообразия социальных ритуалов, помогающим установлению отношений между людьми, способом идентификации в современных субкультурах. И в нем по-прежнему есть сила, которая может приводить нас в «измерение священного», глубины экстаза и инстаза, которые и являются источником главных смыслов человеческого существования.

Я пишу эту часть книги  на острове Бали и мне вчера  повезло – вечером забрел в  открытый ресторан, где исполняли  танец легонг. Этот пантомимический  танец, при котором в движение приходит все тело, исполнялся тремя совсем юными девушками (лет 12-13, хотя мне разобраться в возрасте местных женщин очень трудно) в украшенных цветами и пышными золотыми тканями одеждах, в изящных головных уборах, с веерами. Лица их были обильно накрашены и, как мне показалось, даже ресницы были наклеены. Так, наверно, должна была выглядеть Парвати, как совершенная форма женщины.

Это был удивительный получасовой концерт, в котором  танцовщицы в основном танцевали  верхней частью туловища.

Это был отголосок  индуистского шиваистского храмового  танца шакти.   В этом танце существуют правила, касающиеся позиций ступней – на полу и в воздухе и разных приемов исполнения движений ногами.

Девочки великолепно (правда, не так строго синхронно, как принято в европейской танцевальной традиции) проявляли язык кистей рук – мудр. Уже зная этот язык через медитативные практики  индийской хатха-йоги, я поражался его красоте,  сложности и многогранному символизму.

Это наиболее сложный  символический танец.  Есть правила (хаста), которые определяют также движения, связанные с туловищем, плечами, предплечьями, шеей. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук в 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Далее, есть типы движений для шеи и для бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния.

Чтобы мыслить этот ритуальный танец и хоть приблизительно   понять его,  надо хорошо представлять не только символическое содержание бесконечно богатого языка жестов и пантомимики, но и знать Махабхарату и Рамаяну, основы индусской мифологии и эпоса.

Я смотрел на храмовый танец этих размалеванных девочек и думал: «Понимают ли они, что творят».

Когда в конце ужина  я увидел, как они смеются и  пьют Кока-Колу, успокоился – они не знают диалогов Шивы и Парвати.

Но, несмотря на это –  они несут в себе эти диалоги  и дух храмовых танцев Шивы.

 

1.3.2. Теоретические  основы танца и движения: интегративная  позиция.

Танец и движение отражают личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире. Они высвечивают структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (Абрамова З. А., Блок Л. Д., Волошин М. А., Королева Э. А., Козлов В. В., Шкурко Т. А. и др.). Ввиду многоуровневой и многоаспектной природы танца, движения как явлений социальной и психологической жизни человека, они требуют целостного, объединяющего подхода к изучению его и особенностей обращения к танцу и движению как средствам психологической коррекции и методу психотерапии.

 Отношения «Я» - концептуального и «Я» - телесного рассматриваются в рамках психотерапевтических и социально-психологических концепций. В литературных источниках социально-психологическая природа образа телесного «Я» анализируется с точки зрения изучения эмоционально-чувственного и психосемантического содержания невербальных коммуникаций. Исследование когнитивных компонентов телесного сознания, влияния субкультур на формирование образа телесного «Я» находит свое отражение исключительно в рамках теорий общения и социального познания, оставляя вне поля зрения изучение взаимосвязи психических и социально-психологических характеристик личности (Козлов, 2001).

Первичным условием структуризации целостного образа «Я» выступает необходимость «присвоения» человеком своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания. Осознание образа «Я» невозможно без формирования у личности системы осознанного восприятия социально-психологической составляющей структуры образа телесного «Я» (Козлов, 2001). Само же восприятие немыслимо без «вовлечения» в него движения, ощущения, чувствования и мышления, разворачивающихся в границах социокультурных доминант.

Почти любые занятия  танцем несут терапевтический эффект, но замечательный американский психотерапевт Карл Витакер говорит о разнице между терапевтическим действием и терапией. «Терапевтическое действие оказывает все, что влечет за собой рост и цельность… Любой опыт может оказаться терапевтическим». Высвобождение чувств, чувство присоединения к группе, коллективу, измененное состояние сознания, возникшее самопроизвольно или специально кем-то индуцированное, перенос, когда некая ситуация воскрешает детские отношения с родителями или братьями и сестрами, присутствие значимого другого — все это может быть терапевтичным. «Терапевтическое влияние оказывает не сама ситуация, а ее значение для человека» (Витакер, 2004).

Нами сделан теоретический анализ различных подходов в использовании танцевально-двигательных психотехник применительно к практической психологии, выделены социально-психологические и психологические характеристики движения, танцевально-двигательных методов и их составляющих. Мы постарались показать универсальность танцевально-двигательных методов, позволяющую использовать танец и движение в групповой работе различной направленности. Мы выделяем основные терапевтические механизмы интегративной танцевально-двигательной терапии и исследуем ее с позиций интегративного подхода.

Техники танцевально-двигательной терапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии, поскольку не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания. Мы используем техники танцевально-двигательной терапии в ДМД в силу того, что она всегда основывается на непосредственном опыте переживания и потому меньше подвержена искажениям излишними ментальными построениями. Танцевально-двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на разных уровнях сознания. Кроме того, что танец сам по себе —  гармоничная физическая практика, ТДТ может использовать различные модели сознания и терапевтической работы: принципы терапии эмоционального отреагирования, модель психоаналитической (глубинной) терапии, подходы сценарной и ролевой терапии, взгляды экзистенциально-гуманистической терапии, положения трансперсональной и интегративной психологии и психотерапии.

Многие  исследователи ТДТ отмечают проблему эклектичности концепций, лежащих  в основе ее методов. Сегодня, в начале ХХI в. встает вопрос о возможности непротиворечивого объединения этих подходов, учитывающего все открытия и достижения различных направлений ТДТ. Мы предлагаем назвать это объединение интегративной танцевально-двигательной терапией (Козлов, Гиршон, 2006).

 Мы  можем встретить в научных  публикациях словосочетания «интегративный  подход в науке», «интегративная  психотерапия», «интегративная педагогика»,  «интегративная антропология» и  даже «интегративная гештальт-терапия». Все это касается попыток целостного, всеохватного осмысления такого сложного и многопланового феномена как человек. В связи с этим активно используется термин «интегративный».

В самом  широком смысле предметом интегративной  психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства. Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Здесь же снимается проблема разделения «душа — тело» (психосоматическое единство становится очевидным).

Цель  интегративной психологии, кроме  объяснительной и концептуальной, достаточно прагматична — изменить структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить, рефлексировать и действовать адекватно в соответствующей социокультурной среде. Для интегративной танцевально-двигательной психотерапии терапевтическая сущность танца — как «совершенная» игра с «Я» - известным (реальным в терминологии В.Козлова и творчеством «Я» - целостного (потенциального) — этот тезис формулируется как трансформация в homo choreos (человека танцующего) – человека свободного и спонтанного в движении.

В интегративной психологии танец и движение понимаются и используется не только как конкретное психофизическое действие, но и как интегративная метафора, позволяющая структурировать и трансформировать внутренний мир личности: осуществить приспособление к предметной среде путем преобразования предметного мира личности (человек изменяет свое отношение к объектам), либо осуществить гармонизацию внутреннего мира с внешним путем преобразования окружающей среды (человек изменяет свое поведение).

Интегративной метафорой характеристик личности является системный анализ движений (с другой стороны, этот анализ выступает еще и языком описания движения, основываясь на анализе движения Лабана), иначе -  концепция трех аспектов танца.

В системном  анализе движения выделяется стратегический уровень анализа, то есть это абстракции и обобщения достаточно высокого уровня, хотя и хорошо узнаваемые в опыте. Поэтому они используются для анализа достаточно большого массива данных (не по двум минутам движения, а по разным танцам, в разное время, под разную музыку).

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения