Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

Характер осуществления  и формы выразительного движения можно рассматривать как проекцию эмоционально-образного проживания человеком мелодии, которое опосредуется особенностями его восприятия музыкального произведения, степенью его эмоциональной открытости, уровнем и характером осознания своего образа телесного «Я», степенью пластического совершенства и уровнем развития креативности.

При разработке психотехник  ДМД мы учитывали тот факт, что  различные музыкальные образы порождают и разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанного движения определенного типа характера – от «пластичного» до «импульсивного». Двигательные психотехники направлены на осознанное формирование у клиентов способности к спонтанному воспроизведению разнохарактерных стилей движения: «пластичного движения» как следствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувственного восприятия мелодий и «импульсивного движения», проявляющегося в потребности отреагирования ранее сдержанных аффектов невротического содержания и позволяющему снимать у клиентов паттерны мышечных напряжений.

Развивая способность  у участников тренинга к ассоциативному спонтанному естественному движению, мы корректируем психическое состояние клиентов, «разрушаем» так называемый «характерный панцирь» (по В. Райху).

В методическом обеспечении  эксперимента по трансформации образа «Я» двигательными техниками  особую роль занимали приемы по развитию чувства ритма.

Существует тесная взаимосвязь  между способностью к чувствованию-воспроизведению  ритма и уровнем развития эмоционально-чувственной  и когнитивной сфер, характером социально-личностной идентификации и эстетической культуры личности. Чувство музыкального ритма имеет не столько моторную, сколько эмоциональную природу, в основе которой лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому структура занятий по развитию чувства ритма выстраивается таким образом, чтобы музыкальное сопровождение каждого процесса или упражнения было созвучно музыкальной культуре клиентов различной субкультурной ориентации и обеспечивало принятие ими эмоционально-чувственного содержания мелодий и характера темпо-ритма. Учитывается возраст, уровень музыкального развития, характер культурологических представлений клиентов.

Во время проведения психокоррекционных занятий мы гибко  подбираем музыкальные композиции из современной музыки различных направлений, так и фрагменты из классических произведений, включая их в моменты трансцендентного переживания  движения и дыхания.

ДМД позволяет раскрыть и актуализировать в процессе дыхания телесные, эмоциональные, чувственные, когнитивные и креативные возможности  человека. Тренинг по ДМД как интегративная  психотехнология направлен на развитие осознания личностью своих телесно-эмоционально-когнитивных способностей посредством разворачивающегося содержания процесса расширенного состояния сознания на фоне контекстуальной музыки. Прохождение клиентами процессов ДМД  позволяет вскрыть их личностные и социальные проблемы, определить способы их трансформации, найти формы развития образа «Я» в рамках социальных установок и ожиданий участников тренинга.

Процессы связного дыхания  изначально использовались для проработки мышечного характерного панциря (В. Райх). В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания мы можем выявить области напряжения и ригидного действия, характерными признаками которых являются осторожные, дискретные, не конгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недостаточная их осознанность по чувственному и когнитивному компонентам, сдержанность по формам самовыражения.

При помощи ДМД достигалось  решение психологических задач, таких как уменьшение личностной тревожности, объективация образа телесного «Я», осознание языка собственного тела, снятие «характерного панциря», освобождение эмоциональной сферы, изучение и коррекция невербальных форм поведения, коррекция коммуникативных навыков, развитие невербальных когнитивных функций, креативности, образного и ассоциативного мышления.

Таким образом, тренинг  ДМД обеспечивается полифункциональным блоком методических приемов, разработанных  нами на основе исследований теоретических  положений и экспериментального опыта в современной музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и применении измененных состояний сознания в райхианской терапии, в ребефинге, вайвейшн, холотропном и Свободном дыханиях.

Во время занятий  для расширения коммуникативных  возможностей клиентов групп-лидером создавалась атмосфера доверия, взаимоподдержки, естественности и спонтанности. В этом особую помощь нам оказали те техники и упражнения, которые мы разработали для реализации пятого элемента Свободного Дыхания – «Активное доверие».

В процессе психологической трансформации мы подводим клиентов к осуществлению спонтанных движений в пространстве потокового состояния сознания, психофизиологическим триггером которого как раз и является связное дыхание (Козлов, Бубеев, 1997). Именно в этом состоянии клиенты отыскивают в самих себе «потерянные» и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражают и реализуют под руководством психолога в новых идеях, эмоционально-чувственном проживании, в коммуникациях с партнерами, в продуктивном типе восприятия социальных отношений и своего места в обществе.

Частная, но наиболее социализированная  цель интенсивных интегративных  психотехнологий – достижение личностью  «Я-потенциального», общепринятыми  аналогами которого являются самоактуализация А. Маслоу, самореализация К. Роджерса и Р. Ассаджиоли.

Как показывают наши исследования, базовым состоянием сознания при  этом является «потоковое», «ресурсное». Оно имеет некоторые качественные критерии и признаки (Бубеев, 1998, Козлов, 2002), но наиболее важным из них является эвристичность, способность к свободному творчеству.

Вне сомнения, комплексная  психотехнология ДМД в этом аспекте  имеет огромную перспективу и  возможности.

ДМД  (дыхание-музыка-движение) – методика, разработанная нами в конце 90-ых годов. Ее теоретическим обоснованием является интегративная  психология. Основными элементами ДМД являются:

  • оригинальная  программа связного дыхания;
  • специально подобранный  алгоритм музыкальной стимуляции;
  • приемы высвобождения движения и дыхания, как во время дыхательной сессии, так и до нее.

Базовые элементы дополняются  психотехниками индукции ресурсных  состояний сознания из различных  направлений прикладной психологии, методами танцевально-двигательной терапии, медитациями, направленными визуализациями и так далее. Интегративная психология исходит из принципа «Все важно, что развивает личность и сознание». В силу этого в ДМД применимы любые психотехники, имеющие такой ресурс для дополнения трех базовых элементов.

 

2.2. Программа  проведения сессии ДМД 

После проведения теоретического знакомства с основами ДМД, необходимо провести инструктаж.

Процесс ДМД проводится в парах сидящий – дышащий, которые имеют разные функции  во время дыхательного процесса.

Памятка сидящему

Базовые функции сидящего заключаются:

- в поддержке дыхания,

- поддержке движения,

- обеспечении безопасности  дышащего.

Придите в зал заранее, чтобы иметь время для подготовки места и заключите контракт со своим партнером, обсудите его пожелания  и предпочтения. Во время дыхания  сведите разговоры до минимума и  лучше не произносите ни одного слова. При громкой музыке вы можете даже не осознавать, сколь слышен ваш голос. Предпочтительный язык в процессе – прикосновений, жестов и дыхания. Договоритесь с дышащим, каким прикосновением напоминать ему о дыхании

Устроясь рядом с головой дышащего, сосредотачивайте на нем все внимание и не отвлекайтесь ни на что, происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих, они могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с партнером в одном пространстве переживания. Чувствуйте это пространство, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, позволяя своему телу оставаться столь же спокойным. Если дышащий активен, вы можете слегка двигаться в том же самом ритме для того, чтобы лучше почувствовать его состояние. Иногда вы можете «зеркалить» дыхание, чтобы лучше понять дышащего и войти в его состояние.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий. Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов. Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время ведущего.

Будьте внимательны к партнеру. Помогите дышащему, если он просит о чем–то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки. Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы проконсультироваться с ведущим.

 В конце процесса дождитесь, пока дышащий полностью не выйдет из процесса, побудьте вместе во время перерыва, выслушайте его, если ему хочется поделиться впечатлениями.

Памятка дышащему

Придите в зал заранее, чтобы подготовить себе место  и расслабиться и настроиться перед началом дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду, обеспечивающую максимальную свободу тела и движения, снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т. д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией. Ешьте очень легко или не ешьте совсем перед процессом дыхания. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед  сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше  сделать это, чем отвлекаться из–за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком?

Во время сессии постарайтесь быть полностью вовлеченными в процесс, отпуская  и высвобождая движение, дыхание, сохраняя при этом ясность сознания, открытость эмоциональному, интеллектуальному, поведенческому опыту.

Не покидайте зал  в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите во  время сессии в соответствии с той стратегий дыхания, которую показывал ведущий. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях и лучше не открывайте их от начала релаксации до завершения процесса.

Оставайтесь в максимально удобной для вас позе. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Вставание всегда является способом повышения Эго-контроля и выхода из расширенного состояния сознания.  Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

      • каким образом напоминать вам о дыхании;
      • какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;
      • какая поддержка необходима вам от партнера;
      • каковы особенности вашего проявления в сессии;
      • условьтесь о сигналах несловесного общения;
      • каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;
      • как вы сообщите партнеру о том, что вы что–то хотите.

Уважайте переживания  других участников, избегайте разговоров.

Попросите о помощи, если чувствуете, что телесная энергия  заблокирована, если возникает боль или напряжение и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии. Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что  слишком пойманы мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает  сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т. п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравиться музыка или что–то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что–то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения