Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

12. Тренинг оказывает значительное влияние на динамику реактивной и личностной тревожности, а именно, тревожность понижается.

13. РСС имеют потенциальную  возможность индукции творческих  ресурсных состояний личности помогает полнее реализовать свой творческий потенциал, научиться лучше владеть своим телом и энергетическим потенциалом.

14. Исследования свидетельствуют  о возрастании способности к  активной социальной жизни, возрастании желания сотрудничать с людьми, возрастании способности к эмпатии, уменьшения агрессивных тенденций, уменьшения нежелания приспосабливаться к социальному окружению, нервно-психического напряжения, умения эффективно делать выбор, когда это требуется.

15. Тренинги способствуют  стрессоустойчивости личности, помогают   даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, стать более независимым от внешних воздействий, принимать людей и ситуации такими, какие они есть, чувствовать радость от общения с людьми,

16. Использование связного дыхания позитивно влияет на процесс коррекции акцентуаций и неврозов, а также могут быть эффективно использованы при работе с аддиктами: наркоманами, алкоголиками, клиентами с пищевой зависимостью, лудоманами.

17. РСС с использованием связного дыхания обладает специфической феноменологией:

- на уровне двигательных  реакций: спонтанные, комплексы согласованных  движений, сложные действия;

- на уровне сенсорной  сферы специфической стимуляцией  разных модальностей: кинестетической, вкусовой, обонятельной, слуховой, зрительной. Особое место занимают энергетические ощущения, которые мы не можем выделить как специальную модальность.

Эмоциональная сфера РСС отличается большим разнообразием: от простейших и тонких (эмоциональный тон) до аффектов, паники - по мощности, любви к человечеству, миру, космосу - по сложности.

В сфере памяти: наблюдается  гипермнезия, личность в РСС оперирует  материалом долговременной памяти, в РСС превалирует моторная, эмоциональная и образная память.

В РСС наблюдается  специфическое искажение восприятия времени: «сжатие» времени - большие  отрезки времени воспринимаются как короткие, «уплотнение» времени - восприятие, и переживание в короткие промежутки времени большого количества событий.

18. Использование связного дыхания на тренингах способствуют быстрой групповой интеграции и оно может быть применено для убыстрения групповой динамики, сплоченности при формировании команд различного назначения.

Предполагаются следующие  механизмы групповой интеграции: совпадение статуса руководителя группы (ведущего) и лидера, общая установка ведущего на понимание и рефлексию членов группы, удовлетворение потребностей в психологическом контакте, эмпатии, существование целого спектра общих переживаний, относительная изолированность группы.

19. Погружения в РСС способствуют установлению трансфера между членом группы и ведущим, который в основном по содержанию имеет положительную полярность.

20. Социально-психологический метод с применением интегративных психотехнологий является адекватным для эффективной работы с кризисными состояниями личности. Особенную эффективность практики с использованием связного дыхания показали при реабилитации участников локальных войн (Афганистан, Чечня, Израиль), последствий чрезвычайных происшествий. 

21. Использование связного дыхания направлено на весь психический аппарат человека, систему когнитивных процессов, тело, личностные конструкты, использует глубинные ресурсы человека и его способность  к самоинтеграции и трансформацию.

ДМД делает акцент не на запрещение, а на разрешение, минимизирует страх перед возможным срывом, опирается на стратегию поддержки и понимания, обладает гибкостью, которая позволяет, оставаясь в рамках модели, вводить новые элементы, использовать ее для индивидуальной и групповой психологической работы, обладает универсальностью применения, имеет достаточно хорошую обратную связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Теория музыки

1.2.1. История применения музыкотерапии

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и  женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.                                                                                        

В отдаленные от нас тысячелетиями  времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. В те временна, искусство  существовало как часть мифа, но, тем не менее, связь магии (т.е. системы воздействия на человека либо на природу) и искусства практически неразрывна; особенно ясно это можно проследить в сохранившихся и бытующих ныне обрядах. Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла.

Всегда была велика роль музыкального ритма в общении  с высшими силами: танец шамана построен на постоянном усилении активности движения – медленный раскачивающийся  ритм постепенно превращается в ритм быстрого вращения. Этот ритм как бы ввинчивается в мировое пространство, создавая энергетический столб между землей и небом. Во многих традиционных культурах сопровождение мистических церемоний не нуждается в пении, ограничиваясь только барабанным ритмом: сухой, жесткий звук малых барабанов и гулкий, объемный звук больших литаврообразных ударных устанавливает контакт между людьми и их небесными покровителями.

Ритмичные танцы под  барабанный бой сопровождают все  важнейшие события в жизни  племени; ритм приобщает человека к  его сородичам, делает его жизнь частью общей жизни – рождение младенца, обряд инициации (вхождение во взрослый мир), свадьба и похороны невозможно представить без ритмического сопровождения.

Уже на заре человеческой цивилизации  жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии, Иудее.

В древние времена  величайшие  пророки  были  великими музыкантами. Среди индусских пророков можно найти  Нараду, который одновременно  был и  музыкантом,  Шиву, Богоподобного  пророка, изобретателя священной  вины;  Кришну,  который  всегда  изображается  с  флейтой.  Индусская богиня  красоты  и  знания Сарасвати всегда изображается с виной.

Известна библейская легенда из жизни пророка Моисея, которая рассказывает о том, что Моисей услышал божественное повеление на горе  Синай в  словах Muse ke - "Моисей,  внемли"; а откровение, снизошедшее на него, состояло из тона и  ритма, и он назвал его  тем же самым именем:  Музыка; а  такие слова  как "Music" и "Musike", произошли от того  же слова. 

Песни и стихи царя израилева Давида были известны на  протяжении веков - его послание  было дано в форме музыки.

Орфей из греческих мифов, знающий тайну тона и ритма,  с помощью этого знания имел власть  над  скрытыми силами  природы. 

В мифологии древних  греков образы Аполлона (покровителя  искусств) и его сына Асклепия, древнейшего  из врачей (покровителя врачевания), являлись символами связи искусства  и медицины.

Асклепий пением и  музыкой лечил больных, утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим.

Гомер в «Одиссее»  повествует о лечении ран воина  звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное  напряжение своим пением и игрой  на лире.

По мнению древних  греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.

Первые научные истоки музыкотерапии мы находим в работах  античных философов. Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождения верного ритма, которое позже оформилось в этики в таком широко распространенном понятии, как такт. Античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого – жизни космоса основанный на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль.

По свидетельству учеников Пифагора им были установлены мелодии  и ритмы, с помощью которых  на душе людей можно было оказывать  соответствующее влияние. Здесь  были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

По мнению другого  греческого философа Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят  от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство со своей общиной.

Музыка как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором  развивал Аристотель. Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которому в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем и до настоящего времени, разумеется, при наличии самых разнообразных конкретных методических приемов ведущих к нравственному психическому здоровью.

Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие  к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад – мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался им как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский – как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалась сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную в дорийском ладу.

У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое  состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея  перестала кровоточить. Древнегреческий  герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов.

Демокрит, известный греческий  философ рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. Когда  Платон предлагал своим пациентам  лекарства, надо было обязательно слушать  магические песни – считалось, что иначе лекарство действовать не будет.

В библейской истории  также можно найти примеры  воздействия музыки на человека.

В средние века музыкальная  психология развивалась в работах  музыкантов-теоретиков (наибольшую известность получили Боэций, Гвидо, Арретинский, Царлино). В XVII – XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствии природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.

По мнению другого  ученого Кванца выражаемый в музыке аффект, то есть сильное определенное чувство, может быть узнана по следующим признакам: по тональности, мажорная она или минорная; по встречающимся в музыке интервалам. Близко лежащие интервалы выражают ласку и печаль. Ноты же отрывисто взятые, состоящие из скачков и пунктирных ритмов выражают нечто веселое и грубое. Пунктированные и выдержанные звуки – серьезное и патетическое.

 

1.2.2. Научные основы музыкального воздействия

Научная музыкальная  психология берет свое начало в труде  немецкого естествоиспытателя Г. Гельмгольца  «Учение о слуховых ощущениях  как физиологическая основа теории музыки».  В своем труде Гельмгольц попытался ответить на многие научно-практические вопросы, связанные с проблемами восприятия, творчества, диагностики способностей, методики музыкального воспитания, что дало толчок развитию почти всех направлений музыкальной психологии. Основной работой Гельмгольца была разработка резонансной теории слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия. Другой плодотворной идеей Гельмгольца было представления о том, что единичный звук представляет собой своего рода аккорд, звучание которого основано на законах акустики. В созданной им же теории консонанса и диссонанса эти два музыкальных явления объяснялись наличием биений между частичными и комбинационными тонами.  Эти биения иначе назывались им «шероховатостями». Наибольшее число их было в диссонирующих интервалах – тритонах и септимах, наименьшее – в октавах и квинте.

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения