Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….........3

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

Работа содержит 1 файл

копия диплома.docx

— 143.33 Кб (Скачать)

Таблица 4

п./п.

Ф.И.

Уровни тревожности

Личная

тревожность

Тревожность

в учебной деятельности

1

Даша Л.

Высокая

Высокая

2

Настя Б.

Высокая

Средняя

3

Алёша Т.

Высокая

Средняя

4

Саша П.

Средняя

Высокая

5

Катя Б.

Средняя

Высокая

6

Андрей В.

Средняя

Средняя

7

Аня П.

Средняя

Низкая

8

Максим Г.

Средняя

Низкая

9

Катя Т.

Средняя

Низкая

10

Вадим О.

Средняя

Низкая

11

Вика С.

Средняя

Низкая

12

Артём Е.

Средняя

Низкая

13

Кристина Е.

Средняя

Низкая

14

Лика М.

Низкая

Низкая

15

Андрей Д.

Низкая

Низкая

16

Оля А.

Низкая

Низкая

17

Катя П.

Низкая

Низкая


    

       

             Уровень личной тревожность снизилась на 35% (6 человек).

 

       

   Уровень тревожности в учебной деятельности снизился на 23% (4 ученика).

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам, что такого рода занятия позволяют учителю  формировать у учащихся умение понимать себя и других, преодолевать психологические  барьеры, снижать общую тревожность  учащихся и тем самым создавать  определенные необходимые условия  для развития некоторых показателей  психологического здоровья детей в  условиях современной школы, повысить их стрессоустойчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели психологическое здоровье младших школьников. Психологическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности, до настоящего времени было во многом недостаточно изучено - как в отношении его теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане.

Принимая все существующие теории, психология здоровья все же выходит  за границы любой из них. «Психологическое здоровье человека» должно или призвано экологично расширять, возможности  восприятия и адаптивного поведения  человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно  приводит к пониманию человеком  его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько  полно, насколько позволяет присущий ему не до конца осознанный и безмерный  потенциал.

          Психическое  и психологическое здоровье личности  становится предметом особого  внимания специалистов различных  направлений науки и практики. На психологическое здоровье  детей влияют многочисленные  факторы: семья, общество, наследственность, а так же огромное влияние  на психическое и физическое  здоровье оказывает школа. Все  дети разные у каждого свое  тип нервной системы на базе, которой формируется темперамент  и для того, что бы сохранить  психологическое здоровье детей  учитель должен знать подходы,  рекомендации по работе с такими  детыми. Создание системы безопасности  развития ребенка в образовательной  среде любого типа выделяется  как одна из важнейших задач  современной науки и практики. Отношение личности к своему  здоровью как один из аспектов  « Я -концепции» личности является  одним из важнейших аспектов  психопрофилактической работы с раннего детства. Психопрофилактика в образовании является не только одним из основных видов работы практического психолога образования, но и системообразующим элементом целостной   системы   профессиональной   деятельности,   направленной   на обеспечение психологически безопасной среды развития ребенка, создание условий для психического и психологического здоровья развивающейся личности. Несмотря на существующие проблемы в установлении определенного методологического статуса превентивной психологии развития личности, есть достаточно оснований для того, чтобы говорить о выделении её как прикладной области психологии. Это позволит создать целостную систему практической деятельности специалистов, направлено на обеспечение психологического здоровья развивающейся личности, создание условий, гарантирующих ей психологическую безопасность в образовательных средах разного типа. Превентивная психология развития как прикладная область психологии, направлена на изучение закономерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности, развивающейся в определенных социокультурных средах, решает ряд важнейших задач, связанных с поиском и разработкой специфических средств, обеспечивающих предупреждение психологического неблагополучия в жизни ребенка. В настоящее время она наиболее полно реализуется в психопрофилактике как системообразующем виде деятельности практического психолога образования. Анализируя полученные данные: по симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень личной тревожности имеют 29%детей, средний уровень -59% детей и низкий уровень - 12% детей группы. 29% детей имеют высокий уровень выраженности в учебной деятельности, средний уровень имеют- 24%, и 47% имеют низкий уровень школьной тревожности. У  детей с высоким уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении это можно увидеть по результатом социометрии. Также на уровень тревожности детей влияют детско- родительские отношения, обстановка в семье.                                                  

Таким образом приведённые данные свидетельствуют о важность изучения не только физического, но и психологического здоровья младших школьников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации : [ федер. Закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995г.].- СПб.,2001.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, 6 октября 2009г.

 

3. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья: в 2 кн. Кн. 1.Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб., 2006.

4. Архиреева, Т.В. Самосознание и Я – концепция ребенка / Т.В. Архиреева.- Великий Новгород, 2002.

5. Безруких,  М.М. Школа и здоровье: из истории проблемы / М.М. Безруких // Здоровье детей. – 2003. - №12.

6. Брязгунов, И.Здоровье детей. Глазами психотерапевта / И. Брязгунов.- 2008.

7. Брязгунов, И. Расти, первоклашка. Энциклопедия для родителей / И. Брязгунов.- Эксмо, 2010.

8. Васильева, О.С. Психология здоровья / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М., 2003.

9. Всемирная организация здравоохранения. Мировая статистика здравоохранения.- 2010.

10. Волчек, М.Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения / Дис. канд. пед. наук  М.Г. Волчек.- 2007.

11. Горлова, Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения / Дис. канд. психол. наук Е.Л. Горлова. - М., 2002.

12. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И. В. Дубровиной — СПб.: Питер,2004.

13. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. -  Медицина, 2002.

14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001.

15. Калинкин, Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждении. / Л.А. Калинкин  // Метод. пособие. – М., 2003.

16. Кандибович, Л.А. Психологический словарь – справочник / Л.А. Кандибович, М.И. Дьяченко. – М., 2006.

17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006.

18. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004.

19. Крутецкий, В. А.  Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий.-  Просвещение, 2002 .

20. Мамонова, Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте / Дис. канд. психол. наук  Е.Б. Мамонова. - Н.Новгород: НГПУ, 2004.

21. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.,2004.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова.-М.: Тривола, 2003.

23. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования / В.Э. Пахальян. – М., 2003.

24. Пахальян, В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. — СПб., 2006.

25. Родионов, В.А. Прививка от стресса. Методические рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, К.Р. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2006.

26. Румянцев, А.Г. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей / А.Г. Румянцев, М.В. Тимакова, С.М. Чечельницкая. – М., 2004.

27.Русалов, В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека / В.М.  Русалов.- Вопросы психологии, 2001.

28. Секач, М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд. / М.Ф. Секач — М., 2005.

29. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологи. – 2002. -№4.

30.Слободяник, Н.П. Формирование эмоционально - волевой регуляции у учащихся начальной школы / Н.П. Слободяник  // Практическое пособие, 2004.

 

31. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы/ Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003

32. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации / составитель В.Н Касаткин. – М.: Подкова, 2000. 

33. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу.- М., 2002.

34. Теплов, Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов.- М., 2000.

35.Шувалов, А.В. Гуманитарно – антропологические основы теории психологического здоровья / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2004. - №6.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды