Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.
Ведение…………………………………………………………………………….........3
Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50
Таблица 4
№ п./п. |
Ф.И. |
Уровни тревожности | |
Личная тревожность |
Тревожность в учебной деятельности | ||
1 |
Даша Л. |
Высокая |
Высокая |
2 |
Настя Б. |
Высокая |
Средняя |
3 |
Алёша Т. |
Высокая |
Средняя |
4 |
Саша П. |
Средняя |
Высокая |
5 |
Катя Б. |
Средняя |
Высокая |
6 |
Андрей В. |
Средняя |
Средняя |
7 |
Аня П. |
Средняя |
Низкая |
8 |
Максим Г. |
Средняя |
Низкая |
9 |
Катя Т. |
Средняя |
Низкая |
10 |
Вадим О. |
Средняя |
Низкая |
11 |
Вика С. |
Средняя |
Низкая |
12 |
Артём Е. |
Средняя |
Низкая |
13 |
Кристина Е. |
Средняя |
Низкая |
14 |
Лика М. |
Низкая |
Низкая |
15 |
Андрей Д. |
Низкая |
Низкая |
16 |
Оля А. |
Низкая |
Низкая |
17 |
Катя П. |
Низкая |
Низкая |
Уровень личной тревожность снизилась на 35% (6 человек).
Уровень тревожности в учебной деятельности снизился на 23% (4 ученика).
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам, что такого рода занятия позволяют учителю формировать у учащихся умение понимать себя и других, преодолевать психологические барьеры, снижать общую тревожность учащихся и тем самым создавать определенные необходимые условия для развития некоторых показателей психологического здоровья детей в условиях современной школы, повысить их стрессоустойчивость.
Заключение
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели психологическое здоровье младших школьников. Психологическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности, до настоящего времени было во многом недостаточно изучено - как в отношении его теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане.
Принимая все существующие теории, психология здоровья все же выходит за границы любой из них. «Психологическое здоровье человека» должно или призвано экологично расширять, возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему не до конца осознанный и безмерный потенциал.
Психическое
и психологическое здоровье
Таким образом приведённые данные свидетельствуют о важность изучения не только физического, но и психологического здоровья младших школьников.
Список литературы
1.Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации : [ федер. Закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995г.].- СПб.,2001.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, 6 октября 2009г.
3. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья: в 2 кн. Кн. 1.Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб., 2006.
4. Архиреева, Т.В. Самосознание и Я – концепция ребенка / Т.В. Архиреева.- Великий Новгород, 2002.
5. Безруких, М.М. Школа и здоровье: из истории проблемы / М.М. Безруких // Здоровье детей. – 2003. - №12.
6. Брязгунов, И.Здоровье детей. Глазами психотерапевта / И. Брязгунов.- 2008.
7. Брязгунов, И. Расти, первоклашка. Энциклопедия для родителей / И. Брязгунов.- Эксмо, 2010.
8. Васильева, О.С. Психология здоровья / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М., 2003.
9. Всемирная организация здравоохранения. Мировая статистика здравоохранения.- 2010.
10. Волчек, М.Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения / Дис. канд. пед. наук М.Г. Волчек.- 2007.
11. Горлова, Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения / Дис. канд. психол. наук Е.Л. Горлова. - М., 2002.
12. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И. В. Дубровиной — СПб.: Питер,2004.
13. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - Медицина, 2002.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001.
15. Калинкин, Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждении. / Л.А. Калинкин // Метод. пособие. – М., 2003.
16. Кандибович, Л.А. Психологический словарь – справочник / Л.А. Кандибович, М.И. Дьяченко. – М., 2006.
17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006.
18. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004.
19. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий.- Просвещение, 2002 .
20. Мамонова, Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте / Дис. канд. психол. наук Е.Б. Мамонова. - Н.Новгород: НГПУ, 2004.
21. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.,2004.
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова.-М.: Тривола, 2003.
23. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования / В.Э. Пахальян. – М., 2003.
24. Пахальян, В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. — СПб., 2006.
25. Родионов, В.А. Прививка от стресса. Методические рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, К.Р. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2006.
26. Румянцев, А.Г. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей / А.Г. Румянцев, М.В. Тимакова, С.М. Чечельницкая. – М., 2004.
27.Русалов, В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека / В.М. Русалов.- Вопросы психологии, 2001.
28. Секач, М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд. / М.Ф. Секач — М., 2005.
29. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологи. – 2002. -№4.
30.Слободяник, Н.П. Формирование эмоционально - волевой регуляции у учащихся начальной школы / Н.П. Слободяник // Практическое пособие, 2004.
31. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы/ Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003
32. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации / составитель В.Н Касаткин. – М.: Подкова, 2000.
33. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу.- М., 2002.
34. Теплов, Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов.- М., 2000.
35.Шувалов, А.В. Гуманитарно – антропологические основы теории психологического здоровья / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2004. - №6.