Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….........3

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

Работа содержит 1 файл

копия диплома.docx

— 143.33 Кб (Скачать)

Из наблюдений за детьми на уроке видно, что один из них ведёт себя спокойно, другие – очень активны. На оценку учителя  реагируют почти спокойно все  дети, потому что учитель редко  ругает их за плохую работу на уроке.

Таким образом, можно сделать вывод, тревожность  не всегда находит внешнее выражение.

Продолжая наблюдать за тревожными детьми, нами был посещён урок, на котором была проведена проверочная работа по математике. Тема: “Сложение и вычитание  в пределах 100”.

В процессе этой работы дети вели себя по-разному. Результатом этой проверочной работы было в основном “4”. Троек было мало и в основном у тех детей, которые вертелись, мешая работать и себе и другим.

Очень мало таких детей, деятельность которых  отличалась в процессе работы на обычном  уроке и во время проверочной  работы. Например, Даша Л. на простом  занятии вертелась, а во время  самостоятельной работы была сосредоточена  и поглощена выполнением заданий.

Далее с тревожными детьми была проведена беседа по вопросам: Я боюсь!

  1. Прослушать учителя.
  2. Не понять, что говорит учитель.
  3. Не успеть, что-то выполнить.
  4. Неправильно сделать (написать).
  5. Когда вызывают.
  6. Выходить к доске.
  7. Будут смеяться ребята, что я плохо учусь.
  8. Учитель будет сердиться.
  9. Будут ругать родители.

Результаты  этой беседы записаны в таблице 3 (знаком “+”обозначены ответы “да”, знаком « - « ответы “нет”). На первом месте  – учитель будет сердиться. На 2 месте – будут ругать родители и боязнь не успеть, что-то выполнить. Это объясняется тем, что хоть учитель и добр к детям, но предъявляет  к ним определённые требования, оценивает  работу детей. В результате дети испытывают некую робость перед учителем. Вследствие чего одни дети становятся чрезмерно скованными, а другие растормошёнными. С поступлением в школу меняется и положение ребёнка в семье. У него появляются новые обязанности (школьнику нужно отвести особое место и время для домашнего  задания и т.д.). И часто очень  важно поведение родителей по отношению к детям в новой  учебной деятельности. И если родители придерживаются жёстких методов  воспитания, чрезмерной требовательности, то дети будут испытывать страх перед  наказанием.

                                                                                                                  Таблица 3.

п./п.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Даша Л.

+

+

+

-

+

-

+

+

+

2

Настя Б.

+

+

+

-

+

-

+

+

+

3

Алёша Т.

+

+

+

+

-

-

-

+

+

4

Саша П.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

5

Катя Б.

+

+

+

+

-

-

+

+

+

6

Андрей В.

-

-

+

+

+

+

-

+

+

7

Аня П.

+

+

+

-

-

-

+

+

+

Всего страхов “да”

6

6

7

4

3

2

5

7

7





 

           Дети перешли во 2 класс. Огромный объём информации обрушился на них. Что-то детям интересно, что-то кажется им скучным, но в любом случае дети боятся прослушать учителя, пропустить что-то важное и новое.

Не понять, что говорит учитель и неправильно  сделать боятся 6 человек. Дети не желают отставать от своих одноклассников, показаться хуже, чем они, знающими меньше и понимающими хуже, поэтому  и присутствует страх в данных ситуациях. Дети так же боятся, когда вызывают, и что будут смеяться ребята, что ребёнок плохо учится. Скорее всего, это обусловлено тем, что учащиеся бояться показаться смешными, глупыми, для них важно мнение своих сверстников.

Совершенно  нет страха у детей перед доской. Все они с радостью тянут руки, чтоб их вызвали.

Это интересная пока для них ситуация и возможность  продемонстрировать свои знания перед  классом. 

Чтобы оказать  воздействие на ребенка, прежде всего, нужно установить контакт, подразумевающий  развитие его веры в себя.

Необходимо  также терпение при работе с детьми. Существует много методик для  того, чтобы помочь детям избавиться от страха и тревоги. Это рисование  предмета страха, различные игры и  беседы с детьми.

5. У детей  преобладает личная тревожность,  и мы решили узнать, как относятся  родители к своим детям, ведь  от этих отношений и той  обстановки которая царит в  семье, зависит уровень проявления  тревожности у детей.

Была проведена  методика: Диагностика родительского  отношения (ОРО) А.Я.Варга, В.В. Столин. Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют пять шкал, выражающих собой те или  иные аспекты родительского отношения (Приложение 2).

Получили  следующие результаты:

 

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Катя Б.

29

8

7

7

2

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Низ.

Саша П.

28

8

7

7

2

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Низ.

Оля А.

28

8

7

6

2

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Низ.

Кристина Е.

23

8

7

6

2

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Низ.

Лика М.

19

8

7

6

2

Сред.

Выс.

Выс.

Выс.

Низ.

Максим Г.

19

8

6

6

2

Сред.

Выс.

Выс.

Выс.

Низ.

Вадим О.

19

7

6

5

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Артём Е.

19

7

6

4

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Вика С.

19

7

6

4

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Катя Т.

19

7

5

4

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Аня П.

18

7

5

4

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Андрей В.

18

7

5

3

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Катя Б.

18

7

5

3

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Андрей Д.

18

7

5

3

2

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Низ.

Лёша Т.

18

6

2

2

1

Сред.

Выс.

Низ.

Низ.

Низ.

  Настя Б.

17

6

2

2

1

Сред.

Выс.

Низ.

Низ.

Низ.

Даша Л.

17

6

2

2

1

Сред.

Выс.

Низ.

Низ.

Низ.


 

I.Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 получили 4 родителей это говорит о том, что родители имеют выраженное положительное отношение к своему ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие же баллы по этой шкале – от 0 до 8 не набрал не кто, а баллы от 17 до 19 следует отнести к средним, это говорит о том, что взрослый испытывает положительное отношение к ребенку, понимает его, но мало уделяет ему внимание, может быть где-то недооценивает способности ребёнка.

II. Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов набрали все родители это являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

III. Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов набрали 6 родителей. Можно сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей;

5 родителей  по этой шкале набрали средний  балл 5,но его можно отнести  ближе к высокому баллу.

Низкие баллы  по этой же шкале – 1-2 набрали 3 человека, это являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

IV.Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов набрали 6 человек, это говорит о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы  по этой же шкале – 1-2 балла набрали 3 родителя это напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов их набрали большинство родителей -8, это говорит о том, что родитель контролируют своих детей, но не так строго, как те кто набрал высокий балл, они позволяют ребенку быть самостоятельным.

V.Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов не набрал никто это свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Если  сравнить эти две методики то мы можем сделать вывод о том, что на проявление личной тревожности влияют отношения родителей к своим детям. У Даши Л., Насти Б., Лёши Т.-высокий уровень тревожности, изучив результаты ОРО мы видим, что родители у мало уделяют внимания своим детям, мало заботятся о них, так же родители установили психологическую дистанцию между своими детьми. Детям не хватает внимания, любви со стороны родителей. Вследствие чего у детей может проявляться личная тревожность, которая сказывается на здоровье и учебе учащихся. У Саши П., и у Кати Б. тоже высокая личная тревожность, но в отличие от первых детей родители уделяют им много внимания, заботятся, поддерживают своих детей, но есть одно «но»- сильный контроль, родители контролируют каждый шаг своего ребёнка, требуют безоговорочного послушания, навязывают свою волю. Всё это сказывается на психологическом здоровье ребёнка, он не имеет своего мнения, не проявляет самостоятельности, появляется неуверенность в себе, боязнь сделать что-то не так, из-за этого появляется тревожность.

У остальных  детей личная тревожность присутствует, но не так сильно как у первых 5 детей это связано с благоприятной  обстановкой в семье.

2.2   Особенности психопрофилактической  работы.

После проведения исследования и подведения итогов, в ходе преддипломной практике мы старалась хвалить, быть внимательней к тревожным детям, так же было проведено внеклассное занятие по укреплению здоровья на тему: «Мое здоровье. Охрана и укрепление здоровья» (приложение 2), игры, упражнения на снятия тревожности (приложение3).                                               Каждый новый день моей практики я начинала с игры «Копилка достижений". Это очень хорошая игра, которая направлена на то, что бы дети видели и ценить свои маленькие победы каждый день. При помощи этой игры можно достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если только систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.                                    Итак, мы брали картонную коробку, которую вместе с детьми оформили так, как им хотелось. Это были, симпатичные рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", узоры. Отдельно были приготовлены небольшие листочки бумаги. Было такое правило: когда вы (дети) возвращаетесь домой, то обязательно должны вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого вы достиг за сегодняшний день. Вот некоторые фразы детей: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Помогла помыть посуду маме", "Прочитал сказку младшему брату", "Сам сделал всю домашнюю работу " и многие другие. Эти записи мы клали в копилку достижений. Самое главное было, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. Со временем детей появляется уверенностью в своих силах, повышается самооценка, Для тревожных детей уверенность в себе играет огромную роль.                               Так же нами была проведена методика – изображение страха на рисунке.  В конце практики была проведена повторная Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника (методика SMASh). Получили следующие результаты:

Информация о работе Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды