Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….........3

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

Работа содержит 1 файл

копия диплома.docx

— 143.33 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

«Курский  педагогический колледж Курской  области»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Психологическое здоровье детей детского школьного  возраста в условиях образовательной среды.

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                              студентка 3Д курса

                                                                              Школьного отделения

                                                                              Мишина

                                                                              Анна Викторовна

 

                                                                              Руководитель:

                                                                              Горбачева

                                                                             Людмила Ивановна

 

 

 

 

Курск – 2010

 

Содержание

 

Ведение…………………………………………………………………………….........3

 

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8

1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8

1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14

1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17

1.4. Влияние учебного процесса  на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24

Глава II.  Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47

2.2   Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

 

 

Заключение……………………………………………………………53

 

Литература…………………………………………………………….56

 

Приложение………………………………………………………...…59

 

Введение

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих  отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Школа, учитель в своей деятельности должны исходить из понимания той роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ценностей данного возраста в целостном процессе становления личности и содействовать полноценному психическому развитию ребёнка.

В «Концепции модернизации Российского  образования на период до

2010 г.»  отмечается, что именно школа  в широком смысле слова должна

стать важнейшим фактором гуманизации  общественно -экономических

отношений формирования новых жизненных установок   личности. По

мнению  Обуховой Л.Ф. при поступлении в  школу ребёнка приходят в

противоречие  два мотива, определяющих его поведение: мотив желания

("хочу") и мотив долженствования ("надо"). Если мотив желания всегда

исходит от самого ребёнка, то мотив "надо" чаще инициируется взрослыми.

Поступающий в школу ребёнок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на самочувствие детей и приводит к

изменению самооценки, "Я- концепции" ребёнка [20].

Если до школы некоторые  индивидуальные особенности ребёнка  могли

не мешать его естественному развитию, принимались  и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в

результате  чего эмоциональные и поведенческие  отклонения личностных

свойств детей становятся особенно заметными. В первую очередь 

обнаруживают  себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых, что отражается на психологическом здоровье ребёнка.

Проблема психологического здоровья и вопросы предупреждения

неблагополучия  в развитии личности ребёнка стали  предметом наиболее

пристального внимания в конце 60-х-начале 70-х годов 20 века. Именно

тогда во многих медицинских, педагогических и  психологических публикациях стали активно обсуждаться факты о серьёзных проблемах психологического здоровья детей дошкольного и прежде всего школьного возрастов. Отмечалось, что внушают определённую тревогу распространение среди детей и юношества неврозов, тревожности. Как показали исследования И.В. Дубровиной, А.А.Захарова, Слободяник Н.Г. и других, в последние годы численность абсолютно здоровых детей школьного возраста колеблется от 1,5%   до   4,3%; почти втрое увеличилось число детей с хронической патологией.  В  первый класс приходят дети с большими различиями в состоянии здоровья, означающей не только отсутствие болезней, но как характеризуется состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Многие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, что в конечном итоге приводит к формированию отрицательного отношения к школе,   утрате веры в себя, деформации отношений с родителями, учителями, сверстниками, к ухудшению здоровья и невротизации личности.

Программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную  программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального  здоровья обучающихся на ступени  начального общего образования как  одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и  эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

-пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

-формирование установки на использование здорового питания;

-использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

-применение рекомендуемого врачами режима дня;

-формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

-становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

-формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены[1].

Проблема психологического здоровья детей привлекала и привлекает внимание исследователей из разных областей науки  и практики: Медиков, педагогов, психологов, социологов и др. Полезно прислушаться к Брязгунову И., который отмечал, что "высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой"[6].

Поэтому деятельность учителя, деятельность психологической  службы

образования должна включать в себя создание психолого-педагогических

условий,    обеспечивающих    духовное    развитие    каждого    ребёнка,    его

душевный  комфорт, что лежит в основе психологического здоровья детей, основу, которого составляет их полноценное развитие на всех этапах детства.

Следовательно, проблема изучения особенностей, факторов психологического здоровья младших школьников, влияющих на него, и определение условий, обеспечивающих его развитие. У детей данной возрастной категории приобретает особую остроту и актуальность. С учётом этого был сделан выбор темы, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные показатели психологического здоровья и психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранение, укрепление психологического здоровья младших школьников и создающие безопасность   для их развития в образовательной среде, под которой понимаются конкретные, целенаправленно создаваемые условия взаимодействия уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с другими личностями, и реальным (объективным) миром, в которых раскрытие и реализация безграничных возможностей ребёнка является целью-ценностью. Решение этой проблемы составляет цель выпускной квалификационной работы.

Объектом  изучения является  категория  «психологическое здоровье школьников».

Предметом  - изучения - является изучение особенностей (некоторых показателей) психологического здоровья младших  школьников.

Цель, объект и предмет  изучения проблемы определили необходимость решения следующих задач:

1. Изучить проблему развития психологического здоровья детей в 
психолого-педагогической литературе.

2. Изучить основной понятийный аппарат по данной проблеме.

             3. Изучить характеристику основных показателей проявления 
психологического здоровья у детей младшего школьного возраста и условия 
его обеспечения и сохранения.

           4. Выявить влияние образовательной среды на психологическое здоровье школьников.

           5.Выявить практическим путём преобладание некоторых психических 
состояний у младших школьников, влияющих на их психологическое 
здоровье.

Гипотеза: если учитель совместно  со школьным психологом будет знать, постоянно изучать особенности проявления основных показателей психологического здоровья учащихся, создавать для этого психолого-педагогические условия, тем самым сможет обеспечить предупреждение неблагополучия в психологическом развитии личности и сохранений его психологического здоровья в образовательной среде.

Методологической основой выпускной  квалификационной работы являются исследования Божович Л.И., Ананьева В.А., Захарова А.А., Васильева О.С., Пахальяна В.Э., Слободяник Н.П.,. Архиреева Т.В., Безруких М.М.,  Карабанова О.А.  и других.

Работа состоит из:

  • введения;

-теоретической главы,  в которой мы рассматриваем  проблему развития психологического здоровья детей;

  • практической главы, в которой представлены результаты исследования в базовой школе;
  • заключения;

-списка литературы  из «35» наименований;

- приложения.

 

 

 

 

 

Глава I.Проблема развития психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых.

 

1.1.Понятие  «здоровье» как предмет междисциплинарных  исследований. «Психическое» и «психологическое»  здоровье личности.

     Здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой, и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Однако  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает иное определение, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней[9] . С определением несогласно подавляющее большинство врачей, т.к., если следовать этому определению, то существование здоровых людей возможно только в идеальном мире.                                                                                                                                   Сейчас основное внимание уделяется психическому и психологическому здоровью. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен. Как отмечает Дубровина И.В.,он связывает как бы две науки и области практики - медицинскую и психологическую, находится на пересечении. В результате чего в последние десятилетия в силу такого пересечения возникла особая отрасль-психосаматическая медицина. В её основе лежит понимание того, что любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменением в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние может быть главной причиной заболевания ,а в других случаях они являются как бы толчком к какой-либо болезни; иногда и особенности  психики  воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.                                                                                                                                                                                          

Информация о работе Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды