Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….........3

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

Работа содержит 1 файл

копия диплома.docx

— 143.33 Кб (Скачать)

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.                   

Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов  воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Карабанова О.А.выделяет три типа неправильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение  ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих  и контролирующих мер, навязывание  ребенку определенного типа поведения  в соответствии с родительскими  понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется  полным равнодушием, попустительством  и отсутствием контроля со  стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание  – тревожно-мнительное отношение  родителей к здоровью, успехам  в обучении своего ребенка,  его статусу среди сверстников,  а также чрезмерная озабоченность  его будущим.

3. Эгоцентрическое  – чрезмерное внимание к ребенку  всех членов семьи, присвоение  ему роли «кумира семьи», «смысла  жизни» [17].                    .

Все негативные факторы связаны с проблемой  невротизации ребенка, т.е. с причинами  возникновения и протекания болезни.

          Волчек М.Г.  в своей книге «Младший школьник» выделяет такие задачи и функции родителей, выполнение которых помогло бы сформировать у маленького школьника такие полезные качества характера, как инициативность, успешность, талантливость:

1. Нужно стараться,  чтобы ребенок дольше оставался  «почемучкой». Школьник, не задающий  вопросов, - это повод для родительской  тревоги. «Любознательность создает  ученых». Надо учить задавать  вопросы, прежде всего самому  себе, используя словари. Родители должны поощрять и провоцировать задавание вопросов: «Как ты это объяснишь?», «Как бы ты ответил на этот вопрос?»

2. Семья должна  формировать культ интеллекта - в  создании домашней библиотеки, в  посещении выставок, в спорах, интересных  беседах и т. д. Объяснить  ребенку, что бесполезных знаний  нет: всякое знание приносит  пользу, только одно сегодня, другое - завтра. Нужно все начинать делать вместе с ребенком, потом он будет это делать самостоятельно.

3. Нужно ставить  ребенка в ситуацию размышления.  Умение размышлять сформирует  у ребенка представление о  последствиях каждого действия. Задача каждого взрослого не  столько в том, чтобы отвечать  на вопрос ребенка, сколько  в том, чтобы побудить его  думать, предлагать, выбирать, т. е.  самому приходить к правильному  решению.

4. Нужно учить  младшего школьника анализировать  свою работу. Не указывать на  совершенную ошибку в работе  ученика, а направлять его внимание  на поиск ошибки (где, почему  ошибка, как исправить ее).

5. Необходимо  развивать внимание и память  ребенка. Учить читать стихи  в ситуациях, к этому располагающих,  развивая соответствующую потребность.  Для развития внимания использовать  многочисленные упражнения на  сравнение предметов, нахождение  ошибок, изменений и т. д. [10].                   

  В Семейном кодексе Р.Ф. говорится, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей [1].

 Каждый  родитель желает уберечь, предостеречь, защитить своего ребёнка от  возможных неприятностей жизни,  мечтают, чтобы их ребёнок вырос  и стал добрым, успешным человеком.  Однако одних желаний недостаточно, родители должны иметь хорошие  отношения со своими детьми, понимать  внутренний мир своего ребенка,  его проблемы и переживания,  уметь поставить себя на место  своих детей, а главное они  должны подготовить своих детей  самостоятельно преодолевать трудности  жизни и тогда мечты и желания  осуществляется.                     

 

1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми.

    Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

- несоответствие  программ и технологий обучения  функциональным и возрастным  особенностям учащихся;

- несоблюдение  элементарных гигиенических требований  к организации учебного процесса;

- чрезмерная  интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема  учебной нагрузки);

- неоправданно  раннее начало дошкольного систематического  обучения;

- недостаточная  осведомленность педагогов в  вопросах развития и охраны  здоровья ребенка;

- недостаточная  грамотность родителей в вопросах  формирования, сохранения и укрепления  здоровья детей. Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.

 Безруких  М.М. считал, что знание гигиенических  нормативов и требований к  организации обучения еще не  означает реального решения проблемы  сохранения здоровья школьников[5].

    Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения. Брязгунов И. утверждал, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе[7].

Пахальян  В.Э. считал что, какой бы совершенной  ни была методика обучения и как  бы часто не вводились внутрь ребенка  профилактические прививки, его состояние  во многом зависит от школьной среды[23].

    Смирнов Н.К. считал, что одна из важных проблем влияющая непосредственным образом на здоровье школьника является перегрузка.

Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом  «хвостов», то это штрихи к портрету несильно привлекательного явления  под названием «скрытая интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними  заданиями – это одна из главных проблем[31].

    Горлова Е.Л. пришла к выводу о том, что учебный процесс, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей и проявляется в следующем:

- отдельные  программы обучения перегружены  обязательным для усвоения учебным  материалом, они рассчитаны на  уже сформированную функциональную  готовность ребенка к школе,  на прочные умения первоклассника  бегло читать, свободно и быстро  писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);

- требования, которые предъявляют многие школы  к поступающему, заставляют родителей  и самого ученика форсировать  изучение материала школьных  предметов. 

- большая  перегрузка детей связана с  многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы.  Одночасовые предметы имеют низкий  развивающий потенциал, требуют,  в основном, память ребенка, перегружают  учебное расписание, увеличивают  время домашних занятий, что  в результате отрицательно отражается  на качестве образования и  на здоровье школьников [11].                                                                                                                                         

       К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента показывают, что чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.

    Нагрузка учащихся современной российской школы связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Ковалько В.И. считал, что перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей[18].

Сегодня учитель  заставляет школьников заучивать учебный  материал (правила, определения, тексты и др.). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы  и т.п.

    Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Смирнов Н.К. считал, что одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и её неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний. Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой. С одной стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой, необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности[31]. 
    Минина Л.М. считает, что есть и другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся[21].

          Последние 10 лет для школьного  образования были большим периодом  перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные  программы обучения. Все больше  новых, нужных и интересных  предметов вводится в учебный  план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять  знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость,  недосыпы приводят к неврозам  – еще одной школьной болезни. 

Учитель в своей профессиональной деятельности часто сталкивается с эмоциональными нарушениями учащихся. Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.

Ильин Е.П. выделял три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

1.Агрессивные  дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание, прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2.Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

3.Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание[14].

Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные  нарушения, относятся:

  1. природные способности (например, тип темперамента);

2) социальные  факторы:

- тип  семейного воспитания;

- отношение  учителя;

- влияние  школьного психолога.

Эффективным могут быть детско-родительские группы, где

взрослые  учатся психологически грамотно взаимодействовать  со своим ребёнком.

В беседе с родителями можно обратить внимание на следующие моменты:

1. Сон:

а) как ребенок  засыпает: быстро или медленно, требует  ли, чтобы с ним сидели, чтобы  не гасили свет и т. д.;

б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает  во сне;

в) как просыпается: сразу или нет; в каком настроении.

2. Отношение  к еде: как он ест — охотно  или нет, выбирает пищу или  нет.

3. Бывают  ли случаи проявления страха  у ребенка, при каких обстоятельствах.

4. Как проявляется  страх.

5. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.

Информация о работе Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды