Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.
Ведение…………………………………………………………………………….........3
Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Карабанова О.А.выделяет три типа неправильного воспитания.
1. Неприятие, эмоциональное
2. Гиперсоциализирующее
3. Эгоцентрическое
– чрезмерное внимание к
Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни.
Волчек М.Г. в своей книге «Младший школьник» выделяет такие задачи и функции родителей, выполнение которых помогло бы сформировать у маленького школьника такие полезные качества характера, как инициативность, успешность, талантливость:
1. Нужно стараться,
чтобы ребенок дольше
2. Семья должна
формировать культ интеллекта - в
создании домашней библиотеки, в
посещении выставок, в спорах, интересных
беседах и т. д. Объяснить
ребенку, что бесполезных
3. Нужно ставить
ребенка в ситуацию
4. Нужно учить
младшего школьника
5. Необходимо
развивать внимание и память
ребенка. Учить читать стихи
в ситуациях, к этому
В Семейном кодексе Р.Ф. говорится, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей [1].
Каждый
родитель желает уберечь,
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми.
Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:
- несоответствие
программ и технологий
- несоблюдение
элементарных гигиенических
- чрезмерная
интенсификация учебного
- неоправданно
раннее начало дошкольного
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная
грамотность родителей в
Безруких
М.М. считал, что знание гигиенических
нормативов и требований к
организации обучения еще не
означает реального решения
Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения. Брязгунов И. утверждал, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе[7].
Пахальян В.Э. считал что, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды[23].
Смирнов Н.К. считал, что одна из важных проблем влияющая непосредственным образом на здоровье школьника является перегрузка.
Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это одна из главных проблем[31].
Горлова Е.Л. пришла к выводу о том, что учебный процесс, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей и проявляется в следующем:
- отдельные
программы обучения
- требования,
которые предъявляют многие
- большая
перегрузка детей связана с
многопредметностью учебных
К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента показывают, что чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.
Нагрузка учащихся современной российской школы связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Ковалько В.И. считал, что перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей[18].
Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п.
Методика обучения,
направленная на искусственную интенсификацию
процесса обучения, на увеличение темпа
чтения, письма и др., тормозит формирование
у ребенка основных навыков, приводит
к эмоциональным срывам и к ранним неврозам.
Неслучайно медики фиксируют сегодня
новое заболевание — стресс ограничения
времени. Смирнов Н.К. считал, что одной
из причин, вызывающих отрицательное отношение
к учебной деятельности и её неуспешность,
является авторитарный стиль взаимоотношений
между учителем и учащимися, особенно
при оценивании знаний. Еще одна проблема
– это перегрузка в связи с пятидневкой.
С одной стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная
рабочая неделя, а с другой, необходим
жесткий контроль количества уроков, их
продолжительности[31].
Минина Л.М. считает, что есть и
другая сторона проблемы – профессионализм
учителя. Мы все прекрасно понимаем, что
любую тему можно подать трудно и скучно,
и тогда даже маленький объем знаний покажется
ученику неинтересным, чересчур большим,
и не будет им усвоен. А в то же время достаточно
насыщенный материал может позволить
развить познавательный интерес ребенка
к предмету, не вызывая сильную перегрузку
учащихся[21].
Последние 10 лет для школьного
образования были большим
Учитель в своей профессиональной деятельности часто сталкивается с эмоциональными нарушениями учащихся. Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.
Ильин Е.П. выделял три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
1.Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание, прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
2.Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
3.Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание[14].
Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:
2) социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение учителя;
- влияние школьного психолога.
Эффективным могут быть детско-родительские группы, где
взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.
В беседе с родителями можно обратить внимание на следующие моменты:
1. Сон:
а) как ребенок засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т. д.;
б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает во сне;
в) как просыпается: сразу или нет; в каком настроении.
2. Отношение к еде: как он ест — охотно или нет, выбирает пищу или нет.
3. Бывают
ли случаи проявления страха
у ребенка, при каких
4. Как проявляется страх.
5. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.