Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….........3

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

Работа содержит 1 файл

копия диплома.docx

— 143.33 Кб (Скачать)

      Проблеме психического здоровья детей посвящен ряд работ медицинского характера ученых, Захарова А.И., Громбаха С.М., Кабанова М.М. и др. Многие из них соотносят психическое здоровье с переживанием психологического комфорта детей и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей, т.е. фрустрация одной или нескольких потребностей детей лежит в основе так называемых школьных неврозов, успешно лечить которые – по мнению А.И. Захарова – можно только поняв источники их происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием, нарушенными отношениями в семье и др.[13].                                                                                                                                                

Глубокий  анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психического и психологического здоровья, выполненный  московским психологом В.Э. Пахальяном, показывает, что психическое здоровье — это динамическое состояние  внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать  свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе. [24].

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения  наряду с определением понятия «здоровье» предлагает определение понятия  «психическое здоровье», подразумевающее  отсутствие выраженных психических  расстройств, наличие определенного  ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные  стрессы и затруднения, а также  «равновесие между человеком  и окружающим миром, гармонии между  ним и обществом, сосуществование  представлений отдельного человека с представлениями других людей  об «объективной реальности». В докладе  Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие  детей» отмечается мысль о том, что  нарушение психического здоровья связаны  с соматическими заболеваниями  или дефектами физического развития, а так же с другими различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и  связанными с социальными условиями [9].                                                                                               

В детстве проблемы психического здоровья имеет более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периуды. Основным условием нормального психического развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается:                                                                                                                       - спокойная доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц;                                                                                                                                         - внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребёнка, его эмоциональное благополучие;                                                                                                                                                                  - беседы, игры с детьми, поддержание дисциплины;                                                                                             - осуществление необходимого наблюдения за детьми и обеспечение семьи необходимыми материальными средствами;                                                                                                                                      - предоставление ребенку, большей самостоятельности и независимости, большей возможности общения детьми и взрослыми вне дома;                                                                                                                                       - обеспечение детей соответствующими условиями для обучения.[9]                                                                          

Сейчас особое внимание уделяется не только воспитанию ребёнка в семье, но и в школе, которая оказывает существенное влияние на психосоциальное развитие детей, где решающая роль принадлежит её нравственной атмосфере, её стандартам как социального учреждения и характеру взаимоотношений между её сотрудниками и детьми. Румянцев М.В считал, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.[26].

   Психическое здоровье в детстве имеют две важные характерные черты:

-во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;

-во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

      Слободяник Н.П. говорил, что у большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр., обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются чаще, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства[30].

       В Психологическом словаре – справочнике дано определение термина «психическое здоровье», которое означает, что это положительная жизнедеятельность человека как сложной живой системы[16].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

     Брязгунов И. считал, что психическое здоровье испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе семьи, общение с друзьями и родственниками учения, досуга, принадлежности к религиозным организациям.                                                                                                                                                                                                               Последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками в социальной системе[7].                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становится причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности.                                                                                                                                                                                                                                                                                           

В проблеме психического здоровья вопрос о его  критериях является ключевым. В литературе не  мало примеров того, когда для характеристики психического здоровья предлагаются отдельные признаки его выраженности. Среди них особое внимание заслуживает критерии психического равновесия. С его помощью можно судить характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной т.е. когнитивной эмоциональной, волевой). Дубровина И.В., Пригожин А.М, Слободяников Н.П. и др. в своих научных исследованиях последних лет и анализе опыта практической работы психологов совместно с учителями в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза (их индивидуального пути развития). Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психологического здоровья? Обухова Л.Ф. считала, что эта взаимосвязь важна, потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребёнка возникают определённые потребности в деятельности, общении, познании и др. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, т.к. тормозят поступательные взаимодействия ребёнка с окружающим миром людей, миром культуры, природы[22].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

     Условия для здорового развития детей – это целостная медико-психолого - педагогическая система, включенная в социальный аспект. Как выделял Л.С.Выготский, основными характеристиками в развитии ребёнка на каждом возрастном этапе являются социальная ситуация развития (это переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде). Следовательно, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребёнка на всех этапах его индивидуального развития, т.е. онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Психическое здоровье детей требует настоящего анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды.                                                                                                                                             

     Однако учёным понадобилось введение ещё одного понятия – «психологическое здоровье» и установление его связи с понятием «психическое здоровье».                                                                                         

    Ученые исследователи лаборатории практической психологии под руководством И.В. Дубровиной констатируют о том, что если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессом, то термин «психологическое здоровье» к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, это его духовность. Духовность можно понимать  как особое эмоционально-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности – Истину, Красоту, Добро - и пытаются реализовать их в предметно-целесообразной деятельности и общении.                                                                                                                                

Духовность  сама собой не рождается. Пахальян В.Э.считал, что забота о психологическом здоровье должна включает в себя:                                                

- внимание  к внутреннему миру ребенка,  к его интересам, способностям  и знаниям;                                                                                                                                       - его отношение к себе, к сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям в жизни [23].                                      

Психологическое здоровье обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой  уровнях функционирования: биологическом, психологическом и социальном.                                                                                                                                                                                                                        

1.Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.                                                                           .                                                                                                                       2. Сложнее дело обстоит со здоровьем на психическом уровне. На этом  уровне, здоровье связано с личностью человека, в рамках которой он предстает как психическое целое. Благополучие психического здоровья может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором  ценностных ориентаций и др..                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

3. Переход  от психического к социальному  уровню достаточно условен. Психические  свойства личности не существуют  вне системы общественных отношений,  в которую они включены.  На  это уровне человек предстает,  прежде всего, как существо  общественное  и соответственно  здесь  на первый план выходит  вопросы влияния социума на  здоровье личности.                                                                                                                                    

Представленный  выше материал показывает, что психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребёнка на всех этапах онтогенеза. Школа, психологическая служба в школе совместно с учителем должны создавать условия, обеспечивающие духовное развитие каждого ребёнка, его душевный комфорт, что и составляет основу психологического здоровья ребенка.

 

1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников.

Важным  фактором физического развития ребенка  является здоровье, т.к. здоровые дети могу более активно участвовать  в физической, умственной и социальной деятельности в окружающем их мире. Безруких М.М.среди основных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, выделял избыточный вес, неудовлетворительную физическую форму, несчастные случаи и травмы[5].                  

    Поскольку значительную часть времени дети проводят в школе, в программах начальных классов учитывается и потребность детей в движении.

Вообще поступление  ребенка в школу знаменует  собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий  для личностного роста человека. В этот период времени ведущей  для ребенка становится учебная  деятельность.[5]                   

    Особенность детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителям, подчинение и подражание им. Архиреева Т.В.считала, что дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит о нем взрослый. Это напрямую касается самооценки. В отличие от дошкольников у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные[ 4]                    .

Информация о работе Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды