Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….........3

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

Работа содержит 1 файл

копия диплома.docx

— 143.33 Кб (Скачать)

6. Как реагирует на неудачи и на успех.

Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные  затруднения, родителям и педагогам  Дубровина И. В. предложила следующие рекомендации:

1. Нельзя  стремиться учить ребенка подавлять  свои эмоции, задача взрослых  в том, чтобы научить детей  правильно направлять, проявлять  свои чувства.

2. Эмоции  возникают в процессе взаимодействия  с окружающим миром. Необходимо  научить ребенка адекватным формам  реагирования на те или иные  ситуации и явления внешней  среды.

3. Не  надо пытаться в процессе занятий  с трудными детьми полностью  оградить ребенка от отрицательных  переживаний. Это невозможно в  повседневной жизни, и искусственное  создание «тепличных условий»  лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она  встает более остро. Здесь нужно  учитывать не просто модальность  эмоций (отрицательные или положительные), а прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, так как изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.

4. Чувства  ребенка нельзя оценивать, невозможно  требовать, чтобы ребенок не  переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные  реакции'— это результат длительного  сдерживания эмоций[12].

Слободяник Н.П. писал, плохих или хороших эмоций не существует, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации[30].

У каждого  ребенка свой тип нервной системы  и учитель при организации  своей деятельность должен учитывать  особенности учащихся.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, характеризующие собой типы высшей нервной деятельности детей, являются физиологической основой их темпераментов. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека.

При любом  типе высшей нервной деятельности, при любом темпераменте, возможно, развить все общественно необходимые  свойства личности. Нельзя одни типы темперамента оценивать положительно, другие отрицательно. Стреляу Я. считал, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны[33].

Индивидуально-психологические  особенности ученика могут быть правильно оценены только в том  случае, если будет учтено его отношение  к ученью.

Важным  методическим приемом изучения учащихся является постоянное сравнение их друг с другом, которое должно производиться, однако, лишь в равных для них  условиях.

Знание  черт темперамента ученика позволяет  правильнее понимать некоторые особенности  его поведения и деятельности, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий. Известно, например, что строгое  замечание, повышенный тон оказывают  дисциплинирующее влияние на ребенка  с сильной нервной системой, но на детей с слабыми нервными процессами они могут оказывать, наоборот, вредное  действие: затормозить детей настолько, что они не смогут уже выявить  свои знания и умения, потеряют уверенность  в своих силах и т. п. (исследования В.С.Мерлана).

Учителя знают, что изменения школьного  расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые  ученики легко и быстро осваиваются  с такого рода изменениями, другие же — медленно, хотя и те и другие могут быть весьма прилежными. При  объяснении подобных фактов следует  учитывать также и различия между  учащимися в темпераменте. Дети с  некоторой инертностью нервных  процессов не могут сразу включиться в новую деятельность, для них  затруднительно переключаться с  одного занятия на другое даже на уроке  по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время  у детей с высокой подвижностью нервных процессов частые смены  деятельности нередко лишь поддерживают рабочее состояние на уроках.

Теплов  Б.М. считал, что предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети, у которых преобладают процессы возбуждения, а также дети с особенностями темперамента, указывающими на слабость их нервных процессов (главным образом слабость возбуждения). Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети с слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы. Поддержка стереотипа составляет более легкий нервный труд, чем его образование, поэтому привычный распорядок облегчает протекание нервной деятельности[34].

Русалов В.М. выделял четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом:

 

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов  возбуждения и торможения, при  этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом  перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной  ситуации у меланхолика наступает  срыв.

У меланхолика  слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед  обстоятельствами, требующими преодоления  или сильного возбуждения нервной  системы. Остальные три типа нервной  системы считаются сильными.

Рекомендации  учителю по работе с тиками детьми:                                                     1. Не ставить такого ученика в  ситуацию неожиданного вопроса и  быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание  и подготовку.                                                                                                                       2. Желательно, что бы ответ был  не в письменной, а в устной форме.                      3. Нельзя заставлять отвечать новый  только что усвоенный на уроке  материал; следует отложить опрос  на другой урок, дав возможность  учащимся познакомиться дома.                                                                                                           4. Осторожно оценивать неудачи, он и сам болезненно относится к ним, больше использовать поощрительных слов, формировать уверенность в своих силах.                                                                                                                         5. Создать спокойную обстановку, минимально отвлекать его, стараться не переключать его внимание.

 

Флегматическим  темпераментов, называется такой тип  темперамента, который, будучи сильным  типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув  в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная  система соответствует этому  типу.

Рекомендации:                                                                                                                    1. Не требовать в резкой форме включение в работу, их активность в выполнении нового задания возрастает постепенно.                                                         2. Не нужно требовать от инертного учащегося быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа, они чаще прибегают к стандартным ответам.                                                                3. Не следует опрашивать их первыми т.к. они с трудом отвлекаются от предыдущей деятельности.                                                                                                4.Избегать ситуаций неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.                          5.В момент  выполнения заданий не следует отвлекать, переключать внимание, на что- либо другое.

Сангвинический  темперамент — другой сильный  тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Рекомендации:                                                                                                                    1. Воспитывать сдержанность, серьёзное  отношение к любому делу.                        2. Приучить к последовательности и  порядку в работе.                                               3. Задействовать в таких играх, где укреплялись бы процессы торможения.          4. Приучать доводить начатое дело до конца.                                                                5. Не давать ему бездельничать, предлагать интересные задания.                                                                                                                                       

 

Холерический  темперамент — третий сильный  тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают  процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы  быстро истощается и склонен к  срывам.

Рекомендации:

1.Постоянно  настойчиво, но мягко требовать  обдуманных решений.                          2.Воспитывать сдержанность по  отношению к товарищам.                                          3.Предъявлять строги, но справедливые  требования к детям.                                      4.Поощрять их энергии инициативность.                                                                          5.направлять его энергию на  нужные полезные дела [27].

 

Для того что  бы ребенок комфортно чувствовал себя в школе существуют здоровьесберегающие  образовательные технологии обучения, цель которой  является обеспечение  школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые  знания, умения и навыки по здоровому  образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Смирнов Н.К. считал, что для достижения целей здоровьесберегающих образовательных  технологий обучения необходимо определить основные средства обучения:  средства двигательной направленности; оздоровительные  силы природы; гигиенические. Комплексное  использование этих средств позволяет  решать задачи педагогики оздоровления [31].

           К средствам двигательной направленности  относятся такие двигательные  действия, которые направлены на  реализацию задач здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения. Это движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков), массаж,  самомассаж,  психогимнастика, тренинги и др.

          Использование оздоровительных  сил природы оказывает существенное  влияние на достижение целей  здоровьесберегающих образовательных  технологий обучения. Проведение  занятий на свежем воздухе  способствует активизации биологических  процессов, вызываемых процессом  обучения, повышают общую работоспособность  организма, замедляют процесс  утомления. 

    К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма,относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований,регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

    Калинкин, Л.А. считал, что одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения [15].

Таким образом, можно сказат, что школа оказывает огромное влияние на здоровье и личность ребёнка, поэтому необходимо применять здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранения его здоровья в период обучения в школе, а так же на сформирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. В связи с этим необходимо научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Информация о работе Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды