Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.
Ведение…………………………………………………………………………….........3
Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50
6. Как реагирует на неудачи и на успех.
Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, родителям и педагогам Дубровина И. В. предложила следующие рекомендации:
1. Нельзя
стремиться учить ребенка
2. Эмоции
возникают в процессе
3. Не
надо пытаться в процессе
4. Чувства
ребенка нельзя оценивать,
Слободяник Н.П. писал, плохих или хороших эмоций не существует, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации[30].
У каждого ребенка свой тип нервной системы и учитель при организации своей деятельность должен учитывать особенности учащихся.
Сила, уравновешенность
и подвижность нервных
При любом
типе высшей нервной деятельности,
при любом темпераменте, возможно,
развить все общественно
Индивидуально-психологические особенности ученика могут быть правильно оценены только в том случае, если будет учтено его отношение к ученью.
Важным методическим приемом изучения учащихся является постоянное сравнение их друг с другом, которое должно производиться, однако, лишь в равных для них условиях.
Знание черт темперамента ученика позволяет правильнее понимать некоторые особенности его поведения и деятельности, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий. Известно, например, что строгое замечание, повышенный тон оказывают дисциплинирующее влияние на ребенка с сильной нервной системой, но на детей с слабыми нервными процессами они могут оказывать, наоборот, вредное действие: затормозить детей настолько, что они не смогут уже выявить свои знания и умения, потеряют уверенность в своих силах и т. п. (исследования В.С.Мерлана).
Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие же — медленно, хотя и те и другие могут быть весьма прилежными. При объяснении подобных фактов следует учитывать также и различия между учащимися в темпераменте. Дети с некоторой инертностью нервных процессов не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время у детей с высокой подвижностью нервных процессов частые смены деятельности нередко лишь поддерживают рабочее состояние на уроках.
Теплов Б.М. считал, что предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети, у которых преобладают процессы возбуждения, а также дети с особенностями темперамента, указывающими на слабость их нервных процессов (главным образом слабость возбуждения). Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети с слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы. Поддержка стереотипа составляет более легкий нервный труд, чем его образование, поэтому привычный распорядок облегчает протекание нервной деятельности[34].
Русалов В.М. выделял четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом:
Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.
У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.
Рекомендации
учителю по работе с тиками детьми:
Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.
Рекомендации:
Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.
Рекомендации:
Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.
Рекомендации:
1.Постоянно
настойчиво, но мягко требовать
обдуманных решений.
Для того что
бы ребенок комфортно чувствовал
себя в школе существуют здоровьесберегающие
образовательные технологии обучения,
цель которой является обеспечение
школьнику возможность
К средствам двигательной
Использование оздоровительных
сил природы оказывает
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма,относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований,регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Калинкин, Л.А. считал, что одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения [15].
Таким образом, можно сказат, что школа оказывает огромное влияние на здоровье и личность ребёнка, поэтому необходимо применять здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранения его здоровья в период обучения в школе, а так же на сформирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. В связи с этим необходимо научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.