Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.
Ведение…………………………………………………………………………….........3
Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50
Выводы по 1 главе:
Исходя, из выше изложенного материала мы пришли к выводу о том, что психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребёнка на всех этапах онтогенеза. Критериями психического здоровья являются:
- нормальное
развитие организма (
- отсутствие заболеваний;
- отсутствие вредных привычек;
- положительное эмоциональное состояние;
- органы
чувств функционируют
- преобладают
положительные и связанные
Именно в детстве проблемы психического здоровья имеет более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. В эти моменты огромную роль в развитии и здоровье ребёнка играет семь. Нарушение семейных отношений и неправильное воспитание способствует возникновению неврозов и отклонений в психологическом развитии ребёнка. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Для того что бы ребёнок нормально развивался родители должны вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье, любить детей проявлять доброту, отзывчивость к их нуждам и запросам, быть простыми и непосредственными в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения, действовать согласовано в вопросах воспитания, принимать во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей. На здоровье детей влияет не только семья, но и школа. Учитель должен организовывать свою деятельность с учетом психологических особенностей учащихся. Неправильно организованная деятельность ребёнка может привести к ухудшению состояния его здоровья, поэтому необходимо применять здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранения здоровья школьников в период обучения, а так же они помогут сформирование у них необходимых знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников в условиях образовательной среды.
2.1.
Изучение некоторых
Исследования
проводились в сельской школе Октябрьского
р-на во втором классе. Количество испытуемых
20 человек. Исследования проводились в
ходе преддипломной практики.
Задачами исследования являются: выявление уровня здоровья учащихся, определить межличностные отношения учащихся и уровень их тревожности.
В ходе эксперимента были использованы следующие методики: “Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника” (методика SMASh), социометрия Дж. Морено.
В ходе
исследования были
1. Изучение
медицинских карточек детей. В ходе
просмотра мы получили следующие данные:
13 человек не имеют никаких отклонений
в здоровье и развитии все они относятся
к основной группе, у 4 детей нарушено зрение,
у 3-х - первые признаки искривления
позвоночника, нарушена осанка.
2. Наблюдение
на уроках физкультуры: видно,
что учитель знает, какие дети
относятся к подготовительной
группе и им отдельно даёт
задания менее сложные, чем
у основной группы. На других
уроках дети с плохим зрением
сидят на первых партах, учитель
следит за тем, как сидят
учащиеся за партами, в начале
урока дети повторяют, как
3Что бы
выявить межличностные
Социометрические измерения
Таблица 1
Ф.И.О |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Результат |
|
Артём Е. |
+ |
+ |
2 |
||||||||||||||||
Катя Т. |
+ |
+ |
+ |
3/2 |
|||||||||||||||
Настя Б. |
+ |
1 |
|||||||||||||||||
Лика М. |
+ |
+ |
+ |
3/3 |
|||||||||||||||
Вадим О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4/2 |
||||||||||||||
Катя Б. |
+ |
+ |
2/1 |
||||||||||||||||
Андрей В. |
+ |
+ |
2/1 |
||||||||||||||||
Аня П. |
+ |
+ |
+ |
3/2 |
|||||||||||||||
Максим Г. |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||||||||||
Оля А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5/2 |
|||||||||||||
Лёша Т. |
+ |
1/1 |
|||||||||||||||||
Вика С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4/2 |
||||||||||||||
Андрей Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5/2 |
|||||||||||||
Даша Л. |
+ |
+ |
2 |
||||||||||||||||
Кристина Е. |
+ |
+ |
2/2 |
||||||||||||||||
Саша П. |
+ |
+ |
2 |
||||||||||||||||
Катя П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7/3 |
Выбор:
6 и более - «звёзды» 1 круг;
3 – 5 принятые или благополучные- 2 круг;
1-2 неблагополучные, пренебрегающие- 3 круг
0 – не получившие выбор – 4 круг.
Обработка результатов.
Таблица 2
№ п./п. |
Ф.И. |
Уровни тревожности | |
Личная тревожность |
Тревожность в учебной деятельности | ||
1 |
Даша Л. |
Высокая |
Высокая |
2 |
Настя Б. |
Высокая |
Высокая |
3 |
Алёша Т. |
Высокая |
Высокая |
4 |
Саша П. |
Высокая |
Высокая |
5 |
Катя Б. |
Высокая |
Высокая |
6 |
Андрей В. |
Средняя |
Средняя |
7 |
Аня П. |
Средняя |
Средняя |
8 |
Максим Г. |
Средняя |
Низкая |
9 |
Катя Т. |
Средняя |
Низкая |
10 |
Вадим О. |
Средняя |
Низкая |
11 |
Вика С. |
Средняя |
Низкая |
12 |
Артём Е. |
Средняя |
Низкая |
13 |
Лика М. |
Средняя |
Низкая |
14 |
Кристина Е. |
Средняя |
Низкая |
15 |
Оля А. |
Средняя |
Низкая |
16 |
Андрей Д. |
Низкая |
Низкая |
17 |
Катя П. |
Низкая |
Низкая |
Полученные данные позволили выделить следующие группы детей:
I группа детей с высокой личностной тревожностью и высокой тревожностью в учебной деятельности. В неё входят 5 человек. Эти дети ещё не сориентированы на учебную деятельность.
II группа детей со средней тревожностью в обоих случаях- 2 человека.
III группа дети со средним и низким уровнем тревожности -8 человек.
IVгруппа дети с низким уровнем личной тревожности и средним уровнем тревожности в учебной деятельности -2 человека.
Две последние группы - это группы детей, которые оказались наиболее психологически подготовленными к условиям школьной жизни.
5 человек имеют высокий уровень личной тревожности;
10 человек имеют средний уровень личной тревожности;
2 человек имеют низкий уровень личной тревожности.
5 человек
имеют высокий уровень
4 человек имеют средний уровень тревожность в учебной деятельности;
8 человек
имеют низкий уровень
Таким образом, мы видим, что личностная тревожность преобладает над тревожностью в учебной деятельности. Кроме того, среди детей, не тревожных только двое детей. Чем это объясняется? Это объясняется сменой обстановки, если раньше дети учились в начальном крыле, то сей час их перевели в старшую школу в связи с несоответствием пожарной безопасности здания, а это новая обстановка, много новых учителей, старшеклассников. Ученики испытывали определённые трудности. Первая из них связана с особенностями нового школьного режима т. к их перевели с первой смены, когда уроки начинались в 8:30, во вторую - начло уроков в 14:00 (надо привыкнуть к новому режиму обучения, на уроках надо сидеть спокойно и т.д.). Без должных привычек у ребёнка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов.
Второй
тип трудностей проистекает из характера
взаимоотношений с учителем, с
товарищами по классу, в семье. При
возможной приветливости и
И третий тип трудностей начинается в середине учебного года, когда у ребёнка гаснет первоначальная тяга к учению, и может наступить апатия и безразличие.
Таким образом, когда ребенок идёт, так сказать, в новую школу происходит существенная психологическая перестройка. Он ещё не адаптировался, ещё не уверен, недостаточно осознал новые условия школьной жизни, отсюда и возникает чувство тревожности.
Дальнейшие исследования проводились с детьми I и II групп.
Задача II этапа заключалась в изучении особенностей проявления страха в учебной деятельности детей I и II групп.
Нами были проведены наблюдения за тревожными детьми на уроках.
Охарактеризуем поведение каждого из них в начале и в конце урока, в процессе работы, при оценивании учителем деятельности ребёнка на уроках.
В начале занятия Настя Б. стоит спокойно, также спокойно садится на своё место. В процессе работы старается отвечать, всегда поднимает руку, редко поворачивается к своему соседу по парте с какими-то вопросами.
Когда Настю вызывают к доске, то она слегка волнуется. В конце урока девочка спокойно подготавливается к следующему занятию. Оценивание её работы учительницей на уроке Настя принимает без волнений.
Более активен и полон движения Саша П. по нему сразу видно, что он эрудирован.
Это выражается в том, что он произносит интересную информацию независимо от того, спрашивают его или нет. Он может выкрикнуть с места ответ, прыгать на месте, тянуть руку, чтобы его спросили, обижается, когда не вызывают к доске, стремится показать, что знает многое. Плохая оценка его деятельности на уроке может его обидеть, т.к. ребёнок многое занимается дома, знает больше, чем его одноклассники. Его работа всегда оценивается положительно.
Даша Л. в начале урока стоит прямо, но в процессе урока вертится, любит поболтать. Её руки постоянно в движении, трогает себя за волосы, теребит ручку. За учёбу не очень волнуется. Учительница редко делает ей замечания. Но если Дашу всё-таки за что-то отругали, то она не обижается, потому что знает – за дело.
Дети второго уровня в своём поведении внешне мало, чем отличаются от названных детей первого уровня.
Катя Б. серьёзная девочка. Редко бывает активной. Если её спрашивают, а она не знает ответа, то молчит. К доске не стремится выходить. Создаётся впечатление, что Катя пассивна и не обидчива.
Андрей В. сосредоточен. Задумывается, когда учитель задаёт вопрос. Всегда старается отвечать, если его спрашивают. На уроке не вертится, но руки его всегда чем-то заняты: то лист теребит, то ручку вертит.
Аня П. аккуратная девочка. Всё время тянет руку, готовясь ответить на любой вопрос учителя. В этом случае не дёргает рукой как другие и не срывается с места. Она спокойно относится к оцениванию учителем результатов деятельности.