Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст называют "вершиной" детства. По мнению ведущих отечественных психологов Дубровиной И.В., Божович Л.И., Обуховой Л.Ф., Ананьева В.А., Давыдова В.В, Мухиной B.C., Прихажан A.M., Хухлаевой О.В. и др., поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребёнка в условиях новой значимой ведущей деятельности - учения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….........3

Глава I.Проблема развития и психологического здоровья детей в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………….8
1.1.Понятие «здоровья» как предмет междисциплинарных исследований. «Психическое» и «психологическое здоровье» личности……………………..8
1.2. Основные особенности и критерии психического здоровья у младших школьников………………………………………………………………………14
1.3.Семья как источник психического здоровья ребенка……………………..17
1.4. Влияние учебного процесса на здоровье младших школьников. Рекомендации по работе с «особенными» детьми……………………………………...24
Глава II. Практическое изучение особенностей психологического здоровья младших школьников, находящихся в образовательной среде………………38 2.1.Практическая психология образования и проблемы развития личности..47
2.2 Особенности психопрофилактической работы ……………………….....50

Работа содержит 1 файл

копия диплома.docx

— 143.33 Кб (Скачать)

    В младшем школьном возрасте самостоятельный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Кроме того, на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности у ребенка складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Румянцев А.Г. считал, что примерно между 6-ю и 11-ю годами у ребенка возникает представление о том, как можно скомпенсировать недостаток своих способностей за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот[26].                   

Параллельно с мотивацией достижения успеха и  под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуется трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получений ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

    Сегодня оградить детей и подростков от стрессов практически невозможно. Интернет-зависимость, игромания, насильие на экранах фильмов остросюжетного жанра наносят мощный удар по неустоявшейся психике ребенка. Впрочем, и в обычной школе стрессов не меньше: сегодня ученик вместо положенных шести занимается на уроках 8 часов. Дома его тоже ждут уроки. И как следствие - нервные расстройства и низкая успеваемость. Педагоги ревностно оберегают их от переутомления. И начинает страдать психическое здоровье ребенка. Шувалов А.В. считал, что психическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными и созидательными членами общества[35].                   

 Критерии  психического здоровья:

- нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту);

- отсутствие  заболеваний;

- отсутствие вредных привычек;

- положительное эмоциональное состояние;

- органы чувств функционируют нормально;

- преобладают положительные и связанные образы мысли.

     Довольно часто приходится сталкиваться со школьниками, имеющими так называемые пограничные состояния, главным образом неврозы и невротические реакции с некоторыми функциональными отклонениями. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики служит умственная работоспособность. Умственная работоспособность (УР) - определенный объем работы, выполненной без снижения темпа и эффективности, в определенные отрезки времени. Слободчиков В.И. писал, что каждому человеку присущ свой уровень УР (высокий, средний, низкий). Поддержание высокого уровня умственной работоспособности - главная задача сохранения психического здоровья школьников[29].                   

    Часто ребенок, прошедший медкомиссию и признанный годным к школе, оказывается в роли "неспособного" ученика. В чем причина этого явления? В таких случаях речь может идти о психической адаптации к школе. Адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие. Секач М.Ф. выделяет следующие критерии психической адаптации:

1. Эффективность  учебной деятельности:

а) учебная  активность

б) усвоение знаний

2. Усвоение  школьных норм поведения: 

а) поведение  на уроке 

б) поведение  на перемене

3. Успешность  социальных контактов: 

а) взаимоотношения  с одноклассниками 

б) отношение  к учителю 

4. Эмоциональное  благополучие 

  Безруких  М.М. писал, что у детей, которые не адаптировались в течение учебного года, психоневролог зафиксировал выраженные отклонения в виде нервно-психических расстройств[5].                    .

  Из приведенного выше материала мы можем сказать, что здоровье играет огромную роль в развитии ребенка. Дети меняются как внешне, так и внутренне и взрослые должны создать благоприятные условия для развития личности ребенка, ведь в этом возрасте начинает формироваться самооценка, психика, возрастает потребность в общении. Необходимо своевременно предупреждать неблагоприятные для психологического благополучия тенденции. 

1.3. Семья как источник психического здоровья ребенка.

    Родионов В.А. писал, что с каждым годом жизнь людей меняется, если раньше государство предоставляло родителям имеющих детей школьного возраста скромный, но гарантированный пакет социальных льгот (бесплатное образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение и прочее), то сейчас всё изменилось за считанные годы. Реформы, проводимые в России на протяжении последних лет, привели к снижению уровня жизни большинства граждан. Разорение предприятий, национальные и социальные конфликты, политическая нестабильность – вот условия, в которых российская семья сегодня растит своих детей [25].

 Взрослые  оказывают огромное влияние на  психологическое и психическое  здоровье детей. Васильева О.С.  считала, что дошкольный и школьный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка [8].                   

Осознанная  или неосознанная родительская и  педагогическая авторитарность порождает  у детей дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное  становление личности.

Карабанова  О.А. считала, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [17].                   

Слободяник  Н.П. говорил, что под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка с взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [30].

 Ильин Е.П. предполагал, что если взаимодействие ребенка с взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантом психического развития и психического здоровья детей[14].                   

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен  вниманием и заботой ближайших  взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся  в семье, наблюдается весьма высокий  процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.

   Карабанова О.А. утверждала, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей [17].                   

Нарушение семейных отношений и неправильное воспитание способствует возникновению неврозов и отклонений в психологическом развитии ребёнка. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей.

При наличии неразрешимых для детей  переживаний следует говорить о  хронической психотравмирующей  ситуации как источнике постоянного  психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Васильева О.С. говорила, что вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах[8].                    .

Положение осложняется тем, что  дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий  воспитания и отношений в семье  эмоционально отреагировать на накапливающееся  нервно-психическое напряжение. Они  вынуждены подавлять его, что  превышает предел адаптационных  возможностей и изменяет нервно-психическую  реактивность организма. АрхирееваТ.В., утверждала, что когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников[4].                   

    Захаров А.И писал, что при невротическом заболевании происходит непродуктивная затрата имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма[13].

           На психическое здоровье ребенка оказывают многочисленные факторы носящие социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное  влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной  жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность  родителей, их невротизация, появление  множества личностных проблем в  сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической  и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей  находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.                   

Карабанова  О.А. считала, что на эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:

  • неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
  • занятость родителей;
  • ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также  со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений  родителей и детей [17].                   

Выделяются следующие стили  родительского воспитания:

  1. Демократический.
  2. Контролирующий.
  3. Смешанный.

Демократический характеризуется  высоким уровнем принятия ребёгка, верой в его самостоятельность  в сочетании помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением  общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи  такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

Информация о работе Психологическое здоровье детей детского школьного возраста в условиях образовательной среды