Психологическое обеспечение общеакадемических клубов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:52, методичка

Описание работы

Студенческая молодёжь – это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся в учебном заведении традиции в конкретных социально-бытовых условиях, а с другой – активно влияет на сами условия, внося различные изменения, совершенствуя старые и закладывая новые традиции. Развитие инициативности студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, формирование отношений взаимной ответственности в студенческом коллективе способствуют вовлечению молодых людей в социально значимую деятельность и, как следствие, в органы студенческого самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Текстовая часть.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

Есть ещё одна возможность  предотвращения нежелательных поступков – через воздействие на саму ситуацию, в которой они совершаются.

На прошлый опыт человека мы непосредственно воздействовать не можем, но в состоянии сделать так, чтобы он мало влиял или почти не влиял на настоящие действия. Этого можно добиться, контролируя ситуацию, чтобы она по возможности воспринималась человеком как новая, чтобы ничто в ней не напоминало о прошлом.

На поступки людей  можно воздействовать через их взаимоотношения. Так, заранее зная о том, что отношения данного человека с определёнными людьми являются для него значимыми, мы можем сделать так, чтобы эти взаимоотношения зависели от совершаемых человеком поступков, т.е. ухудшались или, соответственно, улучшались в прямой зависимости от того, как он себя ведёт: благородно или неблагородно.

Труднее управлять импульсивным или привычным поведением, но и  это в известных пределах возможно. Важно не давать человеку возможности вести себя привычно неадекватным образом, создавать условия, не совместимые с отрицательными, импульсивными, непродуманными действиями.

Для этого можно  использовать следующие правила:

  1. никогда не приступать к практическим действиям, не осознав хорошо то, что на самом деле происходит;
  2. не приступать к реальным действиям, не приняв предварительно решение о том, как наиболее разумно вести себя;
  3. не приступать к действиям прежде, чем будут оценены их возможные последствия.

Допустим, однако, что  предпринятые заранее предупредительные меры не помогли и нежелательный поступок всё же совершен. Как устранить или хотя бы свести к минимуму его последствия?

Во-первых, всегда следует помнить о том, что на свете нет таких людей, которые сознательно, целенаправленно и со стопроцентным предвидением возможных результатов совершают свои, в том числе неблаговидные, поступки. Одно из условий – сознательность, целенаправленность или предвидение последствий – почти всегда отсутствует в действиях практически любого человека. Он, следовательно, не может нести всю полноту ответственности за совершаемые им действия и в определённой степени мы извиняем за них, если, конечно, его действия не нанесли серьёзного, невосполнимого вреда окружающим людям. Следовательно, самый простой способ свести к возможному минимуму отрицательные последствия нежелательных поступков людей состоит в том, чтобы постараться просто не заметить их, не придать им существенное значение. Это, однако, не значит оставить без внимания или быть безразличным к поведению людей. Напротив, это означает быть максимально внимательным к людям, замечать и уметь прощать им то, что они делают необдуманно, от чего страдают сами.

Во-вторых, по мере возможности необходимо постараться оказать помощь человеку в том, чтобы впредь он не совершал подобных поступков. Для этого следовало бы помочь человеку проанализировать свои поступки, осознать их как нежелательные, научить тому, как можно было бы избежать их в будущем.

Мы уже неоднократно говорили о том, что человек не может полностью осознавать причины своего поведения, а то, как он на самом деле их представляет, нередко существенно расходится с тем, как их воспринимают другие. Со стороны мы можем увидеть и подсказать человеку то, что он сам не замечает. Нам почти всегда есть что отметить и в чём помочь человеку в осознании его собственного поведения. Правда, это надо всегда делать достаточно осторожно, деликатно, имея в виду, во-первых, то, что люди, совершающие нехорошие поступки, особенно ранимы и сами нередко сильно переживают от того, что вели себя далеко не лучшим образом, во-вторых, эти специфические переживания  способны  усиливаться тогда, когда другие люди ещё раз напоминают человеку о его неудачах.

Психологический практикум

 

1. Проведите следующий  эксперимент: внимательно понаблюдайте в течение нескольких дней за жестами, мимикой и пантомимикой разных людей. Попытайтесь на этой основе сделать определённые выводы о психологических особенностях этих людей.

  1. Выберите в качестве объекта возможного психологического воздействия кого-либо из близких вам людей. Решите для себя, что в его психологии и поведении можно было бы изменить в лучшую сторону. Обсудите этот вопрос с ним самим.
  2. Определите, какими защитными психологическими реакциями в общении с вами пользуются некоторые близкие для вас люди.
  3. Установите те нежелательные эмоциональные реакции, которые часто появляются у близких вам людей.
  4. Определите возможные причины, в силу которых у этих людей появляются данные эмоциональные реакции.
  5. Попробуйте предупредить возникновение некоторых аффектов у близких вам людей.
  6. Выберите кого-либо из вашего окружения, кто нередко ведёт себя агрессивно. Попробуйте психологически проанализировать его поведение и определить, почему он себя так ведёт. Попытайтесь также предупредить возникновение у него агрессивных реакций в некоторых ситуациях.
  7. Выберите кого-либо из вашего окружения, кто нередко поступает необдуманно. Попробуйте предупредить его нежелательные поступки и действия.
  8. Попробуйте оказать психологическое воздействие на какого-либо близкого человека, рассчитанное на то, чтобы изменить его мысли или образы, возникающие в голове. Проверьте путём расспроса этого человека, насколько хорошо вам удалось это сделать.

10. Попытайтесь  оказать воздействие на какого-либо  человека через систему его потребностей и интересов, а также через его убеждение.

 

Приёмы снятия напряжения в отношениях с другими людьми

 

Упражнение  «Ругаемся овощами»

 

Предложить  участникам поругаться овощами: «Ты  – огурец», «А ты – редиска», «Ты  – морковка», «А ты – тыква» и  т.д.

 

 

 

Упражнение  «Хорошее и плохое»

 

Упражнение  лучше выполнять под соответствующую  музыку. Ведущий просит участников закрыть глаза, расслабиться и в этом состоянии вспомнить несколько своих положительных качеств, ситуации, в которых они им помогали. Затем просит подумать об отрицательных качествах и ситуациях, в которых они мешали.

Ведущий просит участников подумать о ситуациях, в  которых отрицательные качества сыграли роль положительных, помогли чем-либо. Обсуждение.

 

Упражнение  «Что мне мешает»

 

Это упражнение каждый делает для себя, оно не будет демонстрироваться на группу. Ведущий просит нарисовать участников то, от чего они хотят избавиться, на рисунке может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. На это даётся время, после чего ведущий просит описать это словами (письменно). Затем участникам говорится, что они могут сделать со своим листочком всё что угодно, например, смять, разорвать, выбросить и т. д.  Обсуждение.

 

Лекция-диалог «Техника личной работы»

 

1. Правила рационального  использования времени.

2. Искусство  быть читателем.

3. Памятка для тренировки памяти.

Есть важнейший жизненный  ресурс, данный каждому из нас, но расходуемый  всеми по-разному. Причём от эффективности  его использования в значительной степени зависит успех в жизни. Этот ресурс – время.

Нередко доводится видеть, что люди с одинаковыми способностями добиваются в жизни совершенно несопоставимых результатов только потому, что одни из них стремились максимально использовать свой главный жизненный ресурс – время, а другие расходовали его бездумно.

Не случайно многие великие  люди (Наполеон, например) спали по 4 часа в сутки: они понимали ни с чем не сравнимую ценность времени.

Сегодня проблема «нехватки» времени заботит, по существу, каждого человека. Как часто мы возвращаемся с работы с ощущением непонятно на что ушедшего дня.

Однако, как показали основательные исследования, проведённые  в разных странах, коэффициент полезной занятости в среднем не превышает 0,65, т.е. времени не хватает тому, кто не умеет его использовать. Вывод этот широко известен и стал аксиомой в деловом мире.

Именно поэтому деловые  люди, хотя и перерабатывают систематически, предпочитают не афишировать это, дабы не быть обвинёнными в неумении работать.

Опыт преуспевающих  людей, способных делать более других, был тщательно изучен. Выявленные закономерности стали основой для разработки рекомендаций по организации рабочего времени, которые приведены ниже.

Предлагаемая техника  «управления» своим временем обеспечивает выигрыш во времени в среднем 25 – 30 %. Некоторые из тех, кто её использовал, успевали за день сделать вдвое больше дел. Но это, конечно, исключение. Выигрыш во времени совершенно реален для любого человека. Разумеется, при условии систематического применения рекомендуемых правил и приёмов.

 

Правила рационального использования времени

 

1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.

Это первое звено в  рациональной организации рабочего дня.

Один из парадоксов состоит  в том, что, когда мы не жалеем времени на его планирование, его становится как бы больше.

В своем органайзере  список неотложных дел записывайте  в порядке их приоритетов:

1) важнейшие дела (по степени важности);

2) срочные дела (по степени срочности);

3) текущие, несрочные дела (по степени важности);

4) «пока не спросят» (некоторые вопросы «умирают» сами).

Легко превратить эти  записи в источник ценной информации для анализа расходования времени и последующих выводов.

Сделав дело и зачёркивая запись, проставьте затраченное на него время.

Если чего-то не доделали, подчеркните отрицательный результат, если дело на поверку оказалось не вашим – другой линией (у слабовольного таких дел может быть до 30 %). Каждый может выработать свои знаки.

Эти записи откроют вам  глаза на особенности вашего делового стиля и на имеющиеся резервы времени.

К примеру, торговый агент обнаружил, что 65 % всех продаж ему «удаются» при первом посещении  клиентов, 30 % – при втором, и только 5 % – при последующих посещениях. Обнаружив это, он ограничится лишь двумя посещениями. Результат – увеличение числа продаж на 30 %.

План лучше составлять с утра. Если составили его накануне, то утром проверьте себя («утро вечера мудренее»): за ночь треволнения предшествующего дня улягутся, мелочи отсеются, прояснится степень важности различных дел и вопросов.

2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.

Обычно 80 % времени отнимают дела маловажные, приносящие в копилку  результативности не более 20 %. И наоборот, из десятка дел всегда найдутся два – три, сделав которые, вы уже будете довольны прошедшим днем.

Если вопросы за вопросом уже «хватают за горло», они будут лишь лавинообразно нарастать. Их лучше решать в самом зародыше, тогда и времени на них уйдёт меньше.

Правда, есть опасность  быть затянутым в пресловутую  текучку мелких вопросов, большинство  из которых к концу дня и  вспомнить трудно.

Применительно к плану дня это выглядит так: не давайте обстоятельствам уводить вас с намеченного пути. Переходите к менее важным и к менее срочным делам, только убедившись, что по делам более приоритетным сделано всё возможное.

3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.

Уподобьте себя песочным часам: пропускайте через своё сознание только один вопрос – важнейший  для вас на данный момент и не переходите к другому, не закончив разрешения предыдущего.

«Перескакивание» с  вопроса на вопрос – это расточительство, поскольку вновь придется вникать в тот же вопрос. К тому же такое «перескакивание» пагубно сказывается на нервной системе: быстро нарастает утомление, ухудшается качество работы, увеличивается количество ошибок.

Чаще всего правило 3 нарушается, когда во время разговора с посетителем раздается телефонный звонок.

Рациональный  порядок действий:

  • если разговор очень важен, трубку не поднимают;
  • если разговор заканчивается, то, подняв трубку, скажите: «Одну минуту», положите трубку на стол и, только закончив разговор, приступайте к беседе с абонентом;
  • если же до конца разговора далеко, то, спросив у посетителя: «Сколько нам нужно времени для разговора?», – попросите позвонившего перезвонить через несколько минут. Для посетителя это означает, сколько времени вы отводите ещё на разговор с ним. Если указанного времени окажется недостаточно, вас опять отвлечёт тот же абонент и вы окажетесь в неловком положении. Следует также учитывать, что, отводя малое время на разговор, вы можете создать у собеседника впечатление его малозначимости для вас и тем самым обидеть его.

Кстати, отсрочка телефонного  разговора нередко приводит к  тому, что вопрос будет решён и без вашей помощи.

Однако, подняв трубку, не выслушивайте, кто и зачем звонит, ибо при этом вы можете быть втянуты в разговор. Если же спросите и предложите перезвонить, у абонента может возникнуть впечатление, что с кем-либо другим вы поговорили бы.

4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.

Количество обращений  в течение дня бывает столь  велико, что невозможно вдумчиво рассмотреть важнейшие дела, требующие, как правило, значительного времени.

Информация о работе Психологическое обеспечение общеакадемических клубов