Психологическое обеспечение общеакадемических клубов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:52, методичка

Описание работы

Студенческая молодёжь – это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся в учебном заведении традиции в конкретных социально-бытовых условиях, а с другой – активно влияет на сами условия, внося различные изменения, совершенствуя старые и закладывая новые традиции. Развитие инициативности студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, формирование отношений взаимной ответственности в студенческом коллективе способствуют вовлечению молодых людей в социально значимую деятельность и, как следствие, в органы студенческого самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Текстовая часть.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

4. Сотрудничество характеризуется как наиболее эффективный и трудный способ.  Это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение обеих сторон более важно, чем решение вопроса.  Интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой по крайней мере частично. Ни одна из сторон не стремится добиться цели за счёт другой.

5. Компромисс: вы немного поступаетесь своими интересами, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как и при сотрудничестве, вы не ищете скрытые мотивы. Вы рассматриваете только те пожелания, о которых говорите друг другу.

Важно понять, что каждый из описанных выше стилей эффективен только в определённых условиях, и ни один из них не может быть выделен как лучший. Выбор стиля будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

 

Психологический практикум

 

Тест «Предрасположены ли вы к конфликтам?»

У любого человека можно  выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. О том, что вы сами в соответствующих условиях можете содействовать возникновению конфликта, необходимо знать.

1. Как вы реагируете на критику?

а) Как правило, критика  меня глубоко уязвляет;

б) критику обычно принимаю близко к сердцу;

в) пытаюсь учесть, если критика справедлива;

г) на критику обычно не обращаю внимания.

2. Верите ли вы людям?

а) Придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить;

б) людям почти не верю, я в них обманулся;

в) я верю людям, когда  нет особых оснований для недоверия;

г) обычно я доверяю  всем людям без разбора.

3. Вы умеете бороться за свою точку зрения?

а) Я всегда упорно отстаиваю  свои взгляды;

б) отстаиваю свои взгляды  лишь тогда, когда полностью убеждён, что прав;

в) скорее уступлю, чем  буду энергично отстаивать свои взгляды;

г) предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них  конфликтовать.

4. Вы предпочитаете руководить или подчиняться?

а) В любом деле люблю  руководить сам;

б) люблю как руководить, так и быть руководимым;

в) охотно работаю под  чьим-либо руководством;

г) как правило, предпочитаю  работать под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.

5. Если вас кто-то обидел, то:

а) стараюсь отплатить  тем же;

б) боюсь мстить из-за дальнейших последствий;

в) считаю месть лишним, ненужным усилием;

г) если меня кто-то обидел – обиду быстро забываю.

6. Вас попытались обойти в очереди. Я:

а) способен такого человека вышвырнуть вон;

б) ругаюсь, но если только ругаются другие;

в) молчу, хотя возмущён;

г) предпочитаю отступить, в ссору  не вникаю.

7. Просто ли вас «выбить из колеи»?

а) Я легко расстраиваюсь по самым  незначительным поводам;

б) я расстраиваюсь, когда на то есть серьёзные причины;

в) расстраиваюсь редко и только по серьёзным причинам;

г) меня мало что расстраивает.

8. Вы «лёд» или «пламя»?

а) Я горяч и вспыльчив;

б) не очень вспыльчив;

в) скорее спокоен, чем вспыльчив;

г) я вполне спокойный человек.

9. Легко ли вам говорить правду?

а) Я всегда говорю то, что думаю  прямо в глаза;

б) бывает, что я могу сказать всё, что думаю;

в) говорю обдуманно, лишь после размышления;

г) я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.

В зависимости от варианта ответа поставьте за а) 1 балл; б) 2; в) 3; г) 4 балла.

Просуммируйте результаты.

От 9 до 19 баллов. Вы человек тяжёлый в общении, подчас идёте на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, вы, не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг вас. Иногда о вас люди говорят: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки». Но прислушайтесь к мнению других: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Твою бы энергию да в мирных целях». Признайтесь себе честно, так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость?

От 20 до 25 баллов. Эта сумма позволяет считать вас человеком уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострениям отношений в группе, коллективе.

От 26 до 34 баллов. Вы едва ли являетесь источником конфликта. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку неинтересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону невольно делают вас косвенным виновником конфликтных ситуаций.

 

Тест «Исследование  особенностей реагирования

в конфликтной  ситуации» (методика К. Томаса)

 

Эта методика позволяет  выделить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить  несколько человек, склонных к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремящихся к компромиссам, избегающих конфликтов или старающихся обострить их, а также старающихся оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Инструкция. Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

  1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
  2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение; б) я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
  3. а) Я обычно стремлюсь добиться своего; б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение; б) я стараюсь не задеть чувства другого.
  5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого; б) я стараюсь делать всё, чтобы избегать бесполезной напряжённости.
  6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя; б) я стараюсь добиться своего.
  7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно; б) я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.
  8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий; б) я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь  добиться своего; б) я пытаюсь  найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь  ясно определить то, в чём состоят все затронутые вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я  избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры; б) я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

13. а) Я предлагаю  среднюю позицию; б) я постараюсь, чтобы всё было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах; б) я показываю  другому логику и преимущество  моих взглядов.

15. а) Я стараюсь  успокоить другого и сохранить отношения; б) я стараюсь делать всё необходимое, чтобы избегать напряжения.

16. а) Я стараюсь  не задеть чувств другого; б)  я обычно пытаюсь убедить другого  в преимуществах моей позиции.

17. а) Я обычно настойчиво  стремлюсь добиться своего; б)  я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а). Если это сделает  человека счастливым, я дам ему  возможность настоять на своём; б) я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

19. а) Первым делом  я попытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временен решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия;  б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя  переговоры,  стараюсь  быть  внимательным  к другому;

б) я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти  позицию, которая находится посередине  между моей и другого человека; б) я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило,  я озадачен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас; б)  иногда предоставляю другим взять  на себя ответственность при решении спорного вопроса.

24. а) Если позиция  другого кажется ему очень  важной, я стараюсь идти ему навстречу; б) я стараюсь убедить другого идти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить  другого в своей правоте; б)  ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю  среднюю позицию; б) я почти  всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь  избежать споров; б) если это  сделает другого человека счастливым, дам ему возможность постоять  на своём.

28. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего; б)  улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю  позицию; б) думаю, что не  всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а). Я стараюсь не  задеть чувств другого; б) я  всегда занимаю такую позицию  в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов. По каждому из пяти разделов опросника подсчитайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом.

Ключ:

соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а;

сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б;

компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а;

избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б;

приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликтной ситуации.

 

Памятка по преодолению  раздражения и недоверия

как основных источников конфликта

 

Когда необходимо подавить своё раздражение:

  • ваше раздражение питает раздражение другого человека;
  • эмоциональный накал увеличивается, не давая результата;
  • ваш гнев частично уже нашёл свой выход;
  • необходимо вместе подумать над решением проблемы в будущем и не «перемывать» прошлое.

Как подавить своё раздражение:

  • приказать себе остановиться;
  • использовать различные способы успокоения;
  • предложить подавить раздражение обоюдно, чтобы можно было разрешить конфликт.

Когда  необходимо  выслушать  человека,  охваченного  гневом  и страхом:

  • связанные с чем-либо эмоции человека так велики, что им нужно дать выход;
  • человек не хочет вас слушать;
  • враждебность и подозрительность человека порождают раздражение и недоверие, которые препятствуют общению.

Как вести  себя с человеком, охваченным гневом и страхом:

  • спокойно выслушать всё, что этот человек хочет сказать;
  • ответить на его вопросы;
  • даже если отрицательные эмоции оппонента накаливаются, сохранить спокойствие и отвечать нейтральным тоном;
  • проявлять самообладание, показать свою готовность выслушать и утешить.

Когда необходимо махнуть рукой и уйти:

Информация о работе Психологическое обеспечение общеакадемических клубов