Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:52, методичка
Студенческая молодёжь – это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся в учебном заведении традиции в конкретных социально-бытовых условиях, а с другой – активно влияет на сами условия, внося различные изменения, совершенствуя старые и закладывая новые традиции. Развитие инициативности студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, формирование отношений взаимной ответственности в студенческом коллективе способствуют вовлечению молодых людей в социально значимую деятельность и, как следствие, в органы студенческого самоуправления.
14 – 20 – вы плохой собеседник и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.
8 – 14 – вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам ещё не достает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
2 – 8 – вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнёру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0 – 2 – вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Упражнение на умение слушать
Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнёру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние; ознакомление с приёмами слушания.
Задача: вам нет необходимости решать проблему собеседника, нужно только понять, в чём дело.
Инструкция. Упражнение проводится в парах. Каждый из участников получает карточку, на которой текст разделен на три части.
1. Посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до начала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки.
2. Содержит то, что вы будете открыто говорить своему собеседнику.
3. Изложена истинная причина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать.
Второй участник принимает на себя другую роль, указанную в карточке, – понять истинную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника.
В ходе работы вы проведёте два разговора: сначала один из участников пары будет разбираться в проблеме другого, потом наоборот.
После завершения упражнения можно предложить его участникам обменяться соображениями по поводу использования в беседе приёмов активного слушания.
Карточки:
1) 1. Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живёт вместе с семьёй сына (дочери).
2. Мать (отец) отказывается, говоря, что семье сына (дочери) будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.
3. На самом деле у неё (него) появился новый знакомый (знакомая), с которым(ой) она (он) не хотел(а) бы сейчас расставаться.
2) 1. Сотрудник приходит к начальнику и говорит, что хочет уволиться.
2. Говорит, что нашёл работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.
3. На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому.
Семинар-практикум «Приёмы управления эмоциональным состоянием других людей, их действиями и поступками.
Практические приёмы убеждения»
1. Как управлять эмоциональными состояниями людей.
2. Как управлять действиями и поступками других людей.
3. Психологический практикум.
Когда мы говорим о психологии, то имеем в виду не только психологические воздействия человека на самого себя, но и возможность оказывать влияние на других людей. Окружающих мы воспринимаем иначе, чем самих себя, поэтому и оказание психологического воздействия на них несколько отличается от влияния на себя.
Попытаемся определить, что можно и в каких пределах изменять в психологии и поведении другого человека.
Можно попытаться изменить то, что он не осознаёт как недостаток, но другими это качество воспринимается негативно.
Как управлять эмоциональными состояниями людей
Искусство управления эмоциональными состояниями других людей состоит в том, чтобы усиливать и расширять положительные эмоциональные реакции, одновременно ослабляя или вовсе исключая возникновение эмоционально-отрицательных реакций окружающих людей, особенно незнакомых или мало знакомых.
В каких условиях и по каким причинам у людей возникают нежелательные эмоциональные реакции? Чаще всего они возникают в ситуациях повышенной эмоциональной напряжённости, например, во время болезни, в состоянии крайней усталости, во время фрустрации, когда люди раздражены, их дела идут не так, как хотелось бы, а важные жизненные планы неожиданно рушатся. Причинами нежелательных реакций могут быть также эмоциональная неуравновешенность, нервозность, плохой характер.
Хроническая неудовлетворённость собой, другими людьми, сложившимся положением дел, плохое самочувствие или настроение способны вызвать отрицательную эмоциональную реакцию. Но это может быть и нежелание, а порой неспособность контролировать собственное межличностное поведение.
Названные условия и причины чаще всего появляются вместе, в комбинации друг с другом. В результате усиливается, делается более устойчивой и, следовательно, менее управляемой со стороны сознания и воли нежелательная эмоциональная реакция. К примеру, неудача может сочетаться с плохим физическим самочувствием, неудовлетворённость собой – с нежелательными поступками окружающих, недовольство другими – с неудачно складывающимся положением дел и т.д. В подобных случаях предупредить или полностью исключить отрицательную эмоциональную реакцию можно, воздействуя на все возможные вызывающие её причины. Следует помнить о том, что эмоционально-отрицательная реакция может возникнуть вновь, если хотя бы одно из существенных вызывающих её условий останется неизменным.
Самыми сильными, длительными существующими и трудно управляемыми эмоциями являются настроения, аффекты, страсти, стрессы и особого рода отрицательная эмоция, связанная с проявлениями агрессивности. Поэтому мы сосредоточили внимание в основном на них.
На настроение человека можно повлиять разными способами. Прежде всего необходимо выяснить причину такого настроения и постараться создать условия, при которых оно обязательно улучшится.
Аффект обычно легче предупредить, чем снять, если он уже возник. Предупреждать возникновение аффектов можно следующим образом: судя по опыту о том, что данный человек индивидуально склонен к достаточно сильным аффективным реакциям, общаясь с ним, необходимо внимательно наблюдать за его эмоциональными состояниями, по мере возможности улавливая самые первые признаки, свидетельствующие о нарастании аффекта. При появлении первых отчётливых признаков возникновения аффективной реакции нужно немедленно устранить их.
То же самое рекомендуется делать тогда, когда человек уже оказался в состоянии аффекта. В этом случае, однако, необходимо быть психологически готовым к тому, что уже возникший аффект не сразу прекратится и даже, возможно, временно усилится при отсутствии вызывающих его причин. Это связано с тем, что внутренний аффективный психологический процесс, будучи активизированным, начинает развиваться, разрастаться по своей собственной логике, относительно независимой от исходно вызвавших его причин. В конце концов любой аффект должен будет при отсутствии порождающих или поддерживающих его факторов пойти на убыль, если, конечно, в окружающей обстановке не появятся новые причины, поддерживающие или усиливающие его.
Если, к примеру, человек крайне
раздражён и неадекватно
Страсти в психологии – это сильные чувства, связанные с не менее сильным увлечением чем-либо или кем-либо, причём такие увлечения обычно сопровождаются аффективными переживаниями удач и неудач, связанных с объектом страстного увлечения. Далеко не все страсти являются одинаково вредными и с ними обязательно нужно бороться. Что касается пагубных страстей, то, борясь с ними, недостаточно бороться только с аффектами. Необходимо также воздействовать и на предмет увлечения, делая его менее привлекательным для данного человека.
Стресс – это состояние
Особого рода аффектом, требующим специфических способов поведения, является агрессивность, т.е. появление неспровоцированной враждебности. Стремясь уменьшить агрессивные тенденции в поведении человека, необходимо помнить о том, что агрессивность обычно усиливается ответной агрессивностью. Поэтому на действия человека, проявляющего враждебность, далеко не всегда разумно реагировать враждебностью. Правда, из этого правила есть исключение. Иногда агрессивного человека, для которого стали привычными проявления агрессивности по отношению к окружающим предметам и людям, полезно припугнуть, вызвав у него чувство страха перед возможными последствиями его агрессивных действий. Иногда агрессивные тенденции человека, для которого агрессивность и порождаемое ею поведение стали привычками, можно временно исключить, противопоставив ему ещё более сильную агрессию в отношении его самого, т.е. создав для него угрозу неотвратимого наказания за агрессивные действия. Однако это не будет исправлением человека и вряд ли приведёт к полному исключению агрессивности. Скорее всего, они возобновятся или будут повторяться в отношении тех людей, кто не в состоянии дать должный отпор агрессору.
Агрессивность можно снять или значительно уменьшить неизменно добрым поведением в отношении агрессора. Самое важное – постараться полностью устранить те причины, которые он берёт за основу своего агрессивного поведения.
Как управлять действиями и поступками других людей
От чего зависят и чем в реальной жизни определяются действия и поступки людей? Однозначно на этот вопрос трудно ответить, так как всевозможных причин и факторов, влияющих на действия и поступки людей, большое количество и многие из них мы уже достаточно подробно обсуждали. Напомним кратко о них, чтобы двинуться дальше в своих рассуждениях на эту тему.
Прежде всего, это потребности, цели, желания, намерения, установки людей, т.е. то, что обычно обобщённо называют мотивацией поведения человека. Затем это ситуация или обстановка, в которой находится человек в данный момент времени. Далее можно назвать прошлый опыт человека, который также в какой-то степени способен определять его актуальное поведение. Если прошлый опыт подсказывает человеку, что вероятность достижения намеченной цели при определённом образе действий в данной конкретной ситуации лично для него достаточно высокая, то, скорее всего, он предпочтёт действовать в этой ситуации именно таким образом. Если, напротив, прошлый опыт подсказывает человеку, что избранный им образ действий может не привести к успеху, то вряд ли человек им повторно воспользуется.
Кроме названных причин поведение человека может определяться его личными и деловыми отношениями с окружающими. При благоприятных взаимоотношениях он будет более свободным и раскованным. Если человек хочет установить, сохранить и упрочить свои личные и деловые взаимоотношения с окружающими, он, скорее всего, постарается понравиться этим людям. В противном случае он может вольно или невольно производить неблагоприятное впечатление.
Поведение человека просто может быть импульсивным и необдуманным, определяться устоявшимися привычками, склонностями или чертами характера, а также интеллектом, культурой, силой воли, эмоций и т.п. Иными словами, поведение зависит от личностных особенностей данного человека.
Нежелательные поступки и действия человека можно предупредить через целенаправленные, прямые или косвенные воздействия на различные вызывающие их причины. Если нам, например, заранее известна отрицательная установка (мотивация) человека, т.е. что он совершит какой-то нежелательный поступок, мы можем попытаться непосредственно повлиять на мотивацию его поведения, постаравшись изменить её. Например, вместо исходной отрицательной мотивации можно предложить альтернативную ей положительную мотивацию. Скажем, человека, готового и способного проявить агрессивность в отношении другого человека, убедить сделать, напротив, добро для данного человека. Затем можно ему доказать, что действия, основанные на отрицательной мотивации, наносят и ему самому немалый вред: к потенциальному агрессору люди обычно относятся с боязнью и недоверием.
Иногда для превращения
отрицательной мотивации в
Можно попытаться предупредить нежелательные действия или поступки, оказывая влияние на ту ситуацию, в которой они совершаются. К примеру, можно создать такие условия, при которых агрессия станет просто затруднительной и невозможной. Это, в частности, можно обеспечить безусловно искренним и неизменно доброжелательным отношением окружающих людей к потенциальному агрессору или за счёт неприемлемых для данного человека последствий совершаемых им агрессивных актов.
Всякий поступок совершается человеком при наличии соответствующей мотивации и только тогда, когда ситуация позволяет это сделать, т.е. когда обстановка содержит в себе некоторый стимул для выполнения соответствующего действия. Если, однако, заранее знать о том, что обстановка может вызвать у данного человека нежелательный поступок, то его можно предупредить, изменив обстановку.
Информация о работе Психологическое обеспечение общеакадемических клубов