Психологическое обеспечение общеакадемических клубов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:52, методичка

Описание работы

Студенческая молодёжь – это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся в учебном заведении традиции в конкретных социально-бытовых условиях, а с другой – активно влияет на сами условия, внося различные изменения, совершенствуя старые и закладывая новые традиции. Развитие инициативности студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, формирование отношений взаимной ответственности в студенческом коллективе способствуют вовлечению молодых людей в социально значимую деятельность и, как следствие, в органы студенческого самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Текстовая часть.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

7. Большой объём материала  заучивайте по смысловым частям.

8. Запоминание зависит  от особенностей темперамента  и характера человека. Так, холерики  быстро запоминают, но и быстро  забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, а помнят долго.

9. Повторение – лучший  приём. Недаром говорят: «Повторение  – мать учения».

Но как показывают специальные опыты, не всякое повторение приводит к положительным результатам: для этого оно должно быть осмысленным  и целенаправленным. При повторении необходимо помнить, что:

  • число повторений должно превышать то число, которого достаточно для первого полного воспроизведения информации;
  • первое повторение информации необходимо не позже чем через 15 – 40 минут после запоминания, так как через час в памяти остаётся только 50 % заученного, а через день – не более 30 – 35 %;
  • помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Повторение большой и важной информации необходимо чаще в первые дни после заучивания, так как в этот период максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день – 2 – 3 повторения, во второй – 1 – 2 повторения, в четвертый, шестой, девятый и т. д. – по одному повторению;
  • любую информацию лучше повторять, используя и зрительную, и слуховую, и кинестетическую память, например, зрительный образ описать словами и как бы обрисовать движением.

 

Упражнения  для тренировки памяти

 

  • «Метод Айвазовского». Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути на работу, дома и т. д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего человека. В течение 3 – 5 секунд постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. Закройте глаза – постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения. Опять откройте глаза на одну секунду, дополните образ. И так несколько раз.
  • «Спички» – это также необычайно удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол кучкой 4 – 5 спичек. В течение 2 – 3 секунд запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 12 – 14 штук, опять начните с 4 – 5 , но уже с запоминанием расположения спичечных головок.
  • Очень хорошо тренирует слуховую и кинестетическую память анализ событий дня.

Развитие памяти –  процесс длительный и нелёгкий, но всегда окупит потраченные на него время и силы, позволит более эффективно управлять своими умственными возможностями для решения практических задач.

 

Деловая игра «Я – руководитель»

 

Цель: самоанализ личностных качеств, необходимых для управленческой компетенции.

Задачи:

1) расширение знаний  о лидерстве;

2) осознание своих  положительных и отрицательных  качеств во взаимодействии с  другими людьми;

3) развитие навыков  речевой рефлексии.

Оборудование: 10 листов бумаги и ручка для каждого участника.

 

Игровые действия

 

Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию статусов, на вершине которой находится руководитель. Руководитель – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Шаг 1. Вашему вниманию предлагаются 20 личностных качеств, которыми, на наш взгляд, должен обладать руководитель.

Прочитайте. Проранжируйте. Выберите 10 наиболее значимых качеств для вас как для будущих руководителей и запишите их на листочки.

  1. профессиональная компетентность;
  2. наличие организаторских способностей;
  3. дисциплинированность;
  4. уверенность в себе;
  5. умение и желание руководить;
  6. эмпатия;
  7. принципиальность;
  8. последовательность в действиях и поступках;
  9. коммуникабельность;
  10. умение идти на разумный компромисс;
  11. умение слушать;
  12. соответствующий имидж;
  13. эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;
  14. справедливость;
  15. пунктуальность;
  16. умение разумно рисковать;
  17. авторитетность;
  18. предвидение результата;
  19. креативность;
  20. активная жизненная позиция.

Шаг 2. Разложите листочки на столе. Внимательно прочитайте записанные качества.

Представим  себе ситуацию, в результате которой  мы вынуждены пожертвовать тремя  качествами. Мы их «отдаём»,  и у нас их больше никогда не будет.

Просмотрите, пожалуйста, ещё раз свои качества и решите, без каких личностных качеств вы сможете быть руководителем. Три листочка с выбранными качествами разорвите – этих качеств вы себя «лишили». Помните, что хотя это и игра, но проблема выбора в данной ситуации достаточна сложна.

Шаг 3. У вас осталось семь качеств личности, которые необходимы вам как руководителю.

По условиям игры семь качеств – это много,  и мы «забираем» у вас еще три.

Просмотрите свои качества и «подарите» нам еще три. Листочки с качествами разорвите – вы лишили себя этих качеств.

В данном случае целесообразен промежуточный этап рефлексии.

  1. Легко ли вам было расстаться именно с этими качествами? Насколько?
  2. Как вы считаете, достаточно ли вам оставшихся качеств?

Шаг 4. Итак, у вас осталось четыре листочка с записанными личностными качествами, которые характеризуют вас как руководителя.

Из оставшихся вам необходимо оставить одно качество личности, которое является определяющим в вашем представлении о руководителе. Остальные листочки отложите в сторону.

Промежуточный этап рефлексии.

– Проблема выбора в данной ситуации крайне сложна. Но необходимо оставить одно, самое главное, на ваш взгляд, качество.

Шаг 5. У каждого из вас осталось одно качество. Необходимо аргументированно доказать, что именно это качество является определяющим в личности руководителя (защита «своих» качеств).

  1. Достаточно ли одного качества для характеристики личности руководителя?
  2. Насколько обоснованы качества руководителя у других членов группы?
  3. Можно ли составить из данных качеств личности «сборный» портрет руководителя? Если нет, то почему?

Шаг 6.  Вы заметили, сколько различных качеств руководителя выделила группа. У каждого члена группы имелось своё качество, но мы пришли к тому, что данное качество не в полной мере отражает личность руководителя в вашем понимании.

На столе  у вас осталось три неразорванных  листа с качествами. Из этих качеств  выберите себе два качества, которые  у вас останутся навсегда. Последний листок разорвите.

Шаг 7. Рефлексия.

Итак, у вас, как у руководителя, остались следующие  три качества (у каждого свои).

Эти качества вы осознанно признаёте необходимыми в личности руководителя. Необходимость  именно этих качеств каждый из вас  для себя обосновал, «отрабатывая лишние». Естественно, у каждого эти качества будут различными.

И это правильно: как  неповторимы люди, так непохожи и  руководители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

основных терминов и понятий

 

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате сильнодействующей причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Барьер общения – это психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению.

Власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются (Уотсон).

Деловая беседа – это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов объектов или субъектов взаимодействия.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии авторитета человека на поведение членов группы.

Руководство – это часть управленческой деятельности, в которой различные вопросы решаются воздействием на подчинённых.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Управление – это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации («умение делать что-то руками других»).

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Этика делового общения – совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Ш е й н о в, В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. Минск: Харвест, 2005. 512 с.
  2. М о р о з о в, А.В. Деловая психология: учебник для высш. и сред. спец. учеб. заведений / А.В. Морозов. СПб.: «Издательство СОЮЗ», 1999. 347 с.
  3. Н е м о в, Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: пособие для учащихся / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.
  4. Н е м о в, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С Немов.4-е  изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
  5. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 576 с.
  6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 560 с.
  7. С т о л я р е н к о, Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник / Л.Д.. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 416 с.
  8. Психологический тренинг: учеб. пособие / ред.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. Минск: ЗАО «ВЕДЫ», 2004. 98 с.
  9. Д а н и л о в а, Н.С. Психологические тренинги для студентов: учеб.-метод. пособие для практ. психологов / Н.С. Данилова, Н.В. Чурило. Минск: БГУ, 2004. 232 с.
  10. Р е а н, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
  11. К р ы с ь к о, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. 352 с.
  12. С т о л я р е н к о, Л.Д. Основы психологии /  Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 598 с.
  13. Хрестоматия по психотехнике / сост. В.Ю. Баскаков. М. 2000. 107 с.
  14. Ч е р е д н и ч е н к о, И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко,

Н.В Тельных. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 608 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Психологическое обеспечение общеакадемических клубов