Психологическое обеспечение общеакадемических клубов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:52, методичка

Описание работы

Студенческая молодёжь – это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся в учебном заведении традиции в конкретных социально-бытовых условиях, а с другой – активно влияет на сами условия, внося различные изменения, совершенствуя старые и закладывая новые традиции. Развитие инициативности студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, формирование отношений взаимной ответственности в студенческом коллективе способствуют вовлечению молодых людей в социально значимую деятельность и, как следствие, в органы студенческого самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Текстовая часть.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

Критерии для выводов:

до 40 % – уровень организаторских  способностей низкий;

40 – 70 % – средний;

свыше 70 % – высокий.

 

Методика «Определение стиля управления персоналом»

(адаптированный  вариант экспертной методики  В.П. Захарова)

 

Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующей буквой.

 

а

б

в

1

2

3

1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему

   Старается все решать вместе с подчинёнными, а лично решает только самые срочные и оперативные вопросы

   Некоторые важные  дела разрешаются фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники

2. Всегда что-нибудь  приказывает, распоряжается, требует, но никогда не просит

   Приказывает так,  что хочется выполнить

   Приказывать не  умеет

3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами

   Менеджеру  безразлично, кто работает у него заместителем, помощником

   Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников

4. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу

  В службе не  заинтересован, подходит к делу формально

   Решая служебные  задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе

5.  Наверное, он консервативен, так как боится нового

   Инициатива со  стороны подчинённых менеджером не принимается

   Способствует  тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно

6. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней

   Не любит, когда  его критикуют,  и не старается  это скрыть

   Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает

7. Складывается впечатление,  что менеджер боится отвечать за свои действия

   Ответственность  распределяет между собой и подчинёнными

   Менеджер единолично принимает решения или отменяет их

8. Регулярно советуется с подчинёнными, особенно с

   Подчинённые не  только советуют, но могут давать  указа-

   Не допускает, чтобы подчинённые ему советовали, а тем


О к о н ч а  н и е

 

1

2

3

опытными работниками

ния своему руководителю

более возражали

9.  Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми подчинёнными

   Регулярно общается с подчинёнными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть

   Для выполнения  какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчинённых

10. Всегда обращается к подчинённым вежливо, доброжелательно

   В обращении с подчинёнными часто проявляет равнодушие

   По отношению  к подчинённым бывает нетактичным и даже грубым

11. В критических ситуациях менеджер плохо справляется со своими обязанностями

   В критических  ситуациях менеджер, как правило, переходит на более жёсткие методы управления

   Критические ситуации не изменяют стиля его управления

12.  Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком

   Если чего-то  не знает, то не боится этого показать,  обращается за помощью к другим

   Он не может действовать сам, а ждёт «подталкиваний» со стороны, указаний сверху

13. Пожалуй, он не очень требовательный человек

   Он требователен, но одновременно и справедлив

   О нём можно  сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым

14. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал

   Всегда строго  контролирует работу подчинённых и коллектива в целом

   Контролирует  работу от случая к случаю

15. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок

   Часто делает  подчиненным замечания, наказывает их

   Не может влиять  на состояние дисциплины

16. В присутствии менеджера персонал все время находится в напряжении

   С руководителем  работать интересно

   Подчинённые предоставлены сами себе


Бланк ответов:

 

1

а

б

в

9

а

б

в

2

а

б

в

10

а

б

в

3

а

б

в

11

а

б

в

4

а

б

в

12

а

б

в

5

а

б

в

13

а

б

в

6

а

б

в

14

а

б

в

7

а

б

в

15

а

б

в

8

а

б

в

16

а

б

в


 

Обработка и  интерпретация результатов проводится на основе сопоставления данных в бланке ответов с ключом. По доминированию совпадающих ответов, соответствующих тому или иному стилю руководства, делается заключение о наличии ведущего или смешанного стиля руководства.

 

Ключ:

 

№ п.п.

а

б

в

 

№ п.п.

а

б

в

1

А

Д

Л

 

9

А

Д

Л

2

А

Д

Л

 

10

Д

Л

А

3

Д

Л

А

 

11

Л

А

Д

4

А

Л

Д

 

12

А

Д

Л

5

Л

А

Д

 

13

Л

Д

А

6

Д

А

Л

 

14

Д

А

Л

7

Л

Д

А

 

15

Д

А

Л

8

Д

Л

А

 

16

А

Д

Л


 

Авторитарный  стиль (директивный), А. Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жёсткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчинёнными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчинённых. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчинённых.

Либеральный стиль (пассивное невмешательство), Л. Снисходительность к подчинённым. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля. Либеральность и панибратство с подчинёнными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Демократический (коллегиальный) стиль, Д. Требовательность  и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность в принятии решений.

 

Практикум «Технология  установления контакта»

 

1. Барьеры общения. Приёмы преодоления барьеров общения.

2. Конфликты в межличностных  отношениях.

3. Психологический практикум.

Человек, как элемент  коммуникации, – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами  и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Барьер общения – это психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению.

Психологические барьеры  в общении могут возникать  как в связи с эмоциональным  состоянием общающихся лиц, так и  в связи с несовпадением смыслов высказывания, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

Барьеры в общении  связаны с предвзятостью и  беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. Так, например, у застенчивых людей сильным препятствием в общении становится ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создаёт себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.

 

Виды барьеров общения

 

Информационно-дефицитный барьер – механический обрыв информации, её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

Замещающе-искажающий барьер: принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек-ретрансляторов, искажение может быть существенным.

Эмоциональный барьер: большая возможность искажения информации связана с эмоциями. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Барьер непонимания может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации.

Фонетическое  непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Семантический барьер непонимания связан, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов.

Стилистический  барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения  или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации и панибратской манере; дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого.

Логический  барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательства.

Социально-культурный барьер – социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью, например, знаменитое «яйца курицу не учат».

Информация о работе Психологическое обеспечение общеакадемических клубов