Психологическое обеспечение общеакадемических клубов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:52, методичка

Описание работы

Студенческая молодёжь – это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся в учебном заведении традиции в конкретных социально-бытовых условиях, а с другой – активно влияет на сами условия, внося различные изменения, совершенствуя старые и закладывая новые традиции. Развитие инициативности студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, формирование отношений взаимной ответственности в студенческом коллективе способствуют вовлечению молодых людей в социально значимую деятельность и, как следствие, в органы студенческого самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Текстовая часть.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Молодой человек должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчивым и закаленным, он должен владеть собой и влиять на других, если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание.

А. С. Макаренко

 

Введение

 

Студенческая молодёжь – это, прежде всего, субъект активного  действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся в учебном заведении традиции в конкретных социально-бытовых условиях, а с другой – активно влияет на сами условия, внося различные изменения, совершенствуя старые и закладывая новые традиции. Развитие инициативности студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, формирование отношений взаимной ответственности в студенческом коллективе способствуют  вовлечению молодых людей в социально значимую деятельность и, как следствие, в органы студенческого самоуправления.

Самоуправление выступает  действенным инструментом повышения качества подготовки молодого специалиста, школой воспитания самостоятельности и ответственности, нравственных и гражданских качеств личности.

Развитие студенческого  самоуправления в общежитиях призвано расширить полномочия и повысить ответственность коллективов студентов, их самодеятельных органов в решении всех вопросов, связанных с организацией быта, удовлетворением духовных запросов и интересов в свободное от занятий время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность педагогов-психологов в рамках организации Работы общеакадемического клуба «Школа актива самоуправления студенческих общежитий УО "БГСХА"»

 

Особенностью студенческого  самоуправления является то, что с  его помощью создается прочный коллектив студентов и педагогов, общественный организм, коллективно строящий и организующий свою жизнь.

Одной из функций  студенческого самоуправления является развитие у студентов следующих организаторских навыков:

– умения планировать;

– выбирать главные направления в работе;

– распределять обязанности  среди товарищей;

– обеспечивать точную координацию  своих усилий;

– организовывать смотры-конкурсы;

– вести протоколы, оформлять  решения.

В какой бы роли не выступал студент, везде он является, прежде всего, носителем и выразителем коллективных интересов – интересов социума. В правильно организованном студенческом коллективе студент на каждом шагу чувствует дружескую поддержку, защиту своих интересов коллективом.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что передача ряда функций из рук педагогов в руки студентов высвобождает педагогические  кадры для решения новых и более сложных вопросов.

Основные требования к организации работы органов  студенческого самоуправления:

– заседания не перегружать сложными вопросами;

– строить их с учётом имеющегося опыта;

– жёсткий регламент  заседаний;

– конкретность и прозрачность принимаемых решений;

– систематический контроль за выполнением решений;

– гласность и доступность  постановлений и решений.

Черты системы студенческого самоуправления:

– каждому делу – свой организатор, каждому сложившемуся разделу работы – орган коллектива;

– всем членам актива и  каждому органу коллектива должны быть даны не мнимые и фиктивные, а действительные права и обязанности;

– самоуправление с самого начала создается как система, а не в виде разрозненных групп студенческого актива, не связанных друг с другом.

Самоуправление в общежитии  является не просто средством управлять  студентами, не методом изучения на практике нормативно-правовых документов, а средством разумно жить и учиться.

Обучение студенческого  актива общежитий проходит на занятиях клуба «Школа актива самоуправления студенческих общежитий УО "БГСХА"», который создан для активизации  работы органов самоуправления общежитий и общественной активности студентов.

«Школа актива самоуправления студенческих общежитий УО "БГСХА"»  является общеакадемическим клубом.

В его работе задействованы  представители профсоюзной организации, представители администрации академии, а также педагоги-психологи управления воспитательной работы с молодёжью, деятельность которых осуществляется согласно разработанному плану, включённому в общий план работы клуба:

 

п.п.

Мероприятия

Форма проведения

Количество часов

1

«Психологические аспекты  личности лидера»

Лекция-практикум

2

2

«Технология установления контакта»

Практикум

2

3

«Уверенность в себе»

Тренинг

2

4

«Коммуникативная компетентность руководителя»

Семинар-тренинг

2

5

«Приёмы управления эмоциональным состоянием других людей, их действиями и поступками. Практические приёмы убеждения»

Семинар-практикум

2

6

«Техника личной работы»

Лекция-диалог

2

7

«Я – руководитель»

Деловая игра

2


 

Лекция-практикум

«Психологические  аспекты личности лидера»

 

1. Процесс и система  управления.

2. Лидерство и руководство.

3. Диагностический практикум.

Управление считается  одновременно древнейшим искусством и  новейшей наукой. До начала XX века управление не выделялось в самостоятельную область научного исследования. Впервые об этом заговорили в связи с появлением книги Ф.У. Тейлора «Принципы научного менеджмента» в 1911 году. В ней были выделены основные принципы управленческого труда.

В 20-е годы XX века известный  французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании А. Файоль уже описал последовательную систему принципов менеджмента. Именно благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. К этому времени уже сформировалась психология как наука в ее теоретическом и прикладном направлениях. Благодаря слиянию управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства возникла прикладная междисциплинарная наука – «Психология управления».

Психология управления возникла на определенном этапе развития общества, в котором важно не только получить максимальный результат труда, но и учесть особенности самовыражения человека в процессе труда, реализацию потребностей, достигаемую в результате труда.

Управление – это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации («умение делать что-то руками других»).

Психология управления находится в постоянном поиске новых  данных о природе воздействия человека на другого человека, группу или общество в целом с целью понять и объяснить механизмы этого воздействия и способы его совершенствования.

 

Принципы управления (по Файолю)

 

1. Дисциплина предполагает  справедливо применяемые санкции.

2. Вознаграждение персонала.

3. Справедливость –  сочетание доброты и правосудия.

4. Корпоративный дух  – гармония персонала, его сплочение.

5. Подчиненность личных  интересов общим.

6. Разделение труда  – специализация. Её цель: выполнение  работы, большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях.

7. Полномочия и ответственность.  Полномочия – есть право отдавать приказ, а ответственность – её составляющая противоположность.

8. Единоначалие – подчинённый  должен получать приказы только  от одного – непосредственного  начальника.

9. Единство направления  – каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна  быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

10. Централизация –  это явление естественного порядка,  состоящее в том, что во всяком животном или социальном организме восприятия сходятся в одном центре – в мозгу или в дирекции и из них исходят приказы, приводящие в движение все части организма (или организации).

11. Скалярная цепь (иерархия) – это ряд лиц, стоящих на  руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена.

12. Порядок – место  для всего, и всё на своём месте.

13. Стабильность рабочего  места для персонала.

14. Инициатива означает  разработку плана и обеспечение  его успешной реализации.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии авторитета человека на поведение членов группы.

Личность лидера – это личность, способная объединять людей для достижения общей цели.

Б.Д. Парыгин  выделял следующие типы лидеров:

– по характеру деятельности: универсальный лидер, ситуативный лидер;

– по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер;

– по стилю руководства: авторитарный лидер, демократический лидер.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

   – бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

   – социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

   – политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

1. «Соверен», или «патриархальный  повелитель». Лидер в образе  строгого, но любимого отца, он  способен подавить или вытеснить  отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нём  люди видят выражение, концентрацию  своих желаний, соответствующих  определенному групповому стандарту.  Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится  лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчётного страха, его считают самим сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются смиренно.

4. «Организатор». Он  объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Он  становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нём стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример».  Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечёт, притягивает,  положительно заражает окружение; его любят, боготворят, идеализируют.

9. «Изгой».

10. «Козёл отпущения». Два последних типа лидеров,  по существу, антилидеры, они являются объектом агрессии, благодаря им развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Успех лидера возможен при осуществлении ряда функций.

1. Конструктивная функция  – выражение интересов общества  в конкретной программе. Она  должна быть ориентирована на  удовлетворение интересов всех или деятельного большинства группы, притязаний возможно большего числа людей, но при условии, что они не будут ущемлять интересы остальных. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена полностью, без исключений. Но сама по себе она – условие лидерства и его успеха.

2. Организационная функция  – создание кадров и системы управления, сплочении сторонников, планировании процессов и действий. Лидер формирует аппарат, распределяет в нём обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними.

3. Координационная функция – согласование действий организации, партнеров, институтов власти, различных учреждений, персонала и общества в целом.

4. Интегративная функция  – сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

Руководство – это часть управленческой деятельности, в которой различные вопросы решаются воздействием на подчинённых.

Руководство подразумевает  наличие чётко структурированных  формальных (официальных) отношений, через  которые оно и реализуется.

Сфера руководства включает три блока:

1) организационные формы  (распределение обязанностей в  постановке задач, создание информационных структур);

2) работа с отдельными  людьми и группами;

3) использование власти  и принятие решений. 

Власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются (Уотсон).

Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.

Информация о работе Психологическое обеспечение общеакадемических клубов