Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:46, дипломная работа
Целью нашего исследования являлось изучение психологических особенностей лиц с вегето-сосудистой дистонией, работающих на производстве.
Завдання дослідження:
1. Провести теоретико-методологічний аналіз проблеми психосоматичних захворювань в медико-психологічній літературі.
2. Шляхом емпіричного дослідження виявити психологічні особливості та зміни емоційної сфери у хворих на бронхіальну астму.
В поведенческой терапии
Релаксация является мощными инструментами не только антистрессовой регуляции, но и повышения личностной эффективности.
Как мы уже отмечали в предыдущих статьях, многие предлагаемые в рамках нашего тренинга методики( в том числе и релаксациионные) способствуют достижению особого состояния сознания в которых благодаря сложным физиологическим изменениям психика, личность человека становится гибкой, пластичной. В значительно большей степени подверженной собственному влиянию, научению и изменению и трансформации. Все это позволяет в свою очередь осуществлять эффективную, порой кардинальную личностную реконструкцию, развить те качества и свойств характера которые нуждаются в развитии, добиться изменений которые были бы невозможны в других условиях. Проще говоря осуществить сближение Я - реального и Я - идеального. В рамках нашего тренинга на базе приобретенного инструментария проводится обучение способам личностной трансформации в необходимом направлении, на основе разнообразных методов.
Обучение релаксации дает возможность:
• эффективно бороться со стрессами
• избавиться от тревожности и плохого настроения
• приобрести уверенность в себе и способность контролировать эмоции
• справится с сексуальными дисфункциями
• научится за короткое время эффективно и хорошо отдыхать
• в несколько раз быстрее восстанавливая работоспособность.
Релаксация - эффективно применяется и влечении различных психологических проблем (депрессии, фобии, неврозы, и т.д.) Релаксация позволяют человеку произвести внутреннюю реорганизацию психики. В ней он нуждается, чтобы приспособиться к действительности, столь быстро меняющейся в настоящее время. Приобрести гибкость для того, чтобы измениться и лучше адаптироваться к жизни.
Релаксация позволяют
Для лечения вегето-сосудистой дистонии необходим комплексный подход, учитывающий специфику образования симптомов, причины их возникновения, а также индивидуальные характеристики больного, условия его работы и отдыха, а также социальное окружение, в которое он включен.
В связи с этим необходимо медицинское обследование, постановка диагноза, с дальнейшим приемом медикаментов и поддерживающей терапии (психологическая помощь или психотерапия).
Поскольку основными причинами ВСД являются психологические нарушения, такие как, стрессы, депрессии, неврозы, переутомление, хроническая усталость, то и лечение после купирования симптомов должно быть психологически ориентированным – психологическая помощь или психотерапия.
Таким образом, зная эти причины и виды, методы диагностики и коррекции ВСД, личность, страдающая этим расстройством, может вовремя выявить ее и предпринять необходимые меры.
Вывод к 1 разделу:
2.1 Організація і опис використаних методик дослідження
Дослідження тривало
на протязі кількох місяців з січн
Базою дослідження стало неврологічне відділення Центральної лікарня № ____ м. Донецка.
В загальній виборці досліджуваних жінок було 34 особи, з них жінки від 25 до 35 років – 21 особа ( %); жінки від 35 до 45 років – 13 осіб, що становить 55,8% від всієї виборки.
Для підтвердження або скасування нашої гіпотези ми використали наступні методики.
Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттела.
16-факторный личностный
Опросник относится к методам психологической диагностики на основе самооценки тех лиц, которые являются объектами исследования. Методика позволяет в короткое время получить достаточно полное представление об устойчивых свойствах личности.
Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Кеттелл называет конституционными факторами. По мнению многих изучение динамических факторов – мотивов, потребностей, интересов, ценностей – требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
Используемый 16 – ФЛО является адаптированным, стандартизированным вариантом для взрослых (от 15-16 лет и старше) с образованием не менее 5 классов, т.е. людей имеющих различный возрастной и образовательный уровень. Поэтому психодиагностические цели достигаются ответами на распространенные, всем понятные ситуации.
Ответы испытуемых на предлагаемый опросником перечень суждений позволяет диагностировать основные личностные свойства по 16-ти функционально независимым психологически содержательным факторам.
Опросник предназначен для измерения 16 факторов личности — личностных черт, он содержит 105 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым.
Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»).
Инструкция: Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых — выяснить особенности вашего характера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильные» или «неправильные» ответы, так как они отражают лишь особенности, присущие разным людям. Если же вы хотите получить рекомендации, правильно отражающие особенности проявлений вашего характера в различных ситуациях, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво.
Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» — перечеркните крестиком левый символ, если ответ «в», то средний символ, ответу «с» соответствует правый символ. Отвечая, помните:
—вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности, представляйте типичные ситуации, не задумываясь над деталями;
—не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит вам в голову;
Обработка полученных данных производится с помощью ключа. Совпадение ответов обследуемого с ключом оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с ключом дает 1 балл.
Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью таблиц. При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т.е. наиболее низким и высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые находятся в границах от 1 до 3 стенов и от 8 до 10 стенов.
Первичные факторы:
Фактор А Шизотимия – аффектотимия.
Фактор В Низкий интеллект – высокий интеллект.
Фактор С Слабость Я –сила Я.
Фактор Е Конформность – доминантность.
Фактор F Сдержанность – экспрессивность.
Фактор G Низкое супер-эго – высокое супер-эго.
Фактор Н Тректия – пармия.
Фактор I Харрия – премсия.
Фактор L Алексия – протенсия.
Фактор М Праксерния – аутия.
Фактор N Прямолинейность – дипломатичность.
Фактор О Гипертимия – гипотимия.
Фактор Q1 Консерватизм – радикализм.
Фактор Q2 Зависимость от группы – самодостаточность.
Фактор Q3 Низкое самомнение – высокое самомнение.
Фактор Q4 Низкая эго-напряженность – высокая эго-напряженность.
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка: тревожность, интроверсия-экстраверсия, чувствительность, конформность.
Методика «Самооцінка станів тривожності, фрустрації, агресивності ти ригідності» (адаптований варіант методики Г. Айзенка).
Опитувальник складається з 40 тверджень на які опитуваний відповідає на скільки воно підходить саме йому (підходить; підходить, але не дуже; не підходить). При обробці отриманих результатів питання поділяються на чотири групи:
1 – 10 твердження відповідає за стан тривожності,
11 – 20 – фрустрацію,
21 – 30 – агресивність,
31 – 40 – ригідність.
За кількістю набраних балів по кожній з чотирьох груп і визначається рівень прояву того чи іншого психічного стану.
Методика «Діагностика форм агресивних реакцій особистості при фруструючих ситуаціях» (адаптована методика А. Баса та А. Дарки). Ця методика передбачає можливість діагностувати форми ворожих та агресивних реакцій особистості при ситуаціях, що її фруструють. До них відносяться:
2.2. Аналіз результатів дослідження
На підставі отриманих даних за методикою 16- факторного опитувальника Р. Кеттелла, ми можемо зробити наступний аналіз даних, який відображений у таблиці 2.1.
Таблиця 2.1.
Дані щодо особистісних якостей досліджуваних груп підлітків й молоді
(у балах)
Фактори |
Досліджувані групи осіб | ||
Особи чоловічої статі |
Рівень вірогідності (Р) | ||
1 група жінок |
2 група жінок |
||
A |
7,8+1,38 |
6,9+1,33 |
≤0,05 |
B |
5,7+1,42 |
6,3+1,45 |
≤0,05 |
C |
7,4+1,80 |
8,0+1,26 |
≤0,05 |
E |
6,3+1,42 |
7,3+1,56 |
≤0,05 |
F |
6,6+1,70 |
7,2+1,82 |
≥0,05 |
G |
5,0+0,91 |
5,1+1,03 |
≤0,01 |
H |
6,9+1,72 |
6,7+1,66 |
≤0,01 |
J |
6,4+4,56 |
6,8+1,37 |
≤0,05 |
Z |
5,0+1,02 |
6,5+1,44 |
≤0,05 |
M |
5,8+1,14 |
6,0+1,17 |
≤0,05 |
N |
7,3+1,56 |
7,7+1,60 |
≤0,05 |
O |
5,7+1,12 |
5,7+1,28 |
≤0,05 |
Q1 |
6,0+1,08 |
6,6+0,93 |
≤0,01 |
Q2 |
5,3+1,03 |
5,8+1,45 |
≤0,01 |
Q3 |
5,3+1,10 |
5,5+1,13 |
≤0,01 |
Q4 |
4,8+0,47 |
5,6+1,17 |
≤0,01 |
Як видно з таблиці
2.2.1 особистісні якості досліджуваних
груп осіб характеризувалися досить
істотними кількісними