Психологические особенностий женщин с вегето-сосудистой дистонией, работающих на производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Целью нашего исследования являлось изучение психологических особенностей лиц с вегето-сосудистой дистонией, работающих на производстве.
Завдання дослідження:
1. Провести теоретико-методологічний аналіз проблеми психосоматичних захворювань в медико-психологічній літературі.
2. Шляхом емпіричного дослідження виявити психологічні особливості та зміни емоційної сфери у хворих на бронхіальну астму.

Работа содержит 1 файл

Хорьякова Л. вып ВСД.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

Данный список демонстрирует, что  вегетативная симптоматика является одним  из ключевых патогенетических аспектов и диагностических критериев  достаточно большого количества психических  расстройств. Эти расстройства относятся  не только к разным регистрам  поражения психической деятельности, но имеют существенные отличия в этиологии.

Но если говорить о наиболее часто  встречающихся симптомах ВСД, которые  проявляются на фоне различных психических  расстройств, то к ним относятся:

    • Физическая слабость.
    • Повышенная утомляемость.
    • Раздражительность.
    • Слезливость.
    • Головная боль.
    • Головокружение.
    • Нарушения сна.
    • Гипергидроз.
    • Тремор.
    • Ощущение похолодания конечностей.
    • Кардиалгии.
    • Колебания АД.
    • Приступообразные тахикардии.
    • Ощущение «комка» в горле.
    • Ощущение недостатка воздуха.
    • Абдоминалгии.
    • Алгии другой локализации.
    • Мышечная скованность.
    • Парестезии.
    • Диспепсические расстройства.
    • Дизурические расстройства.

Полисистемное течение ВСД наиболее часто проявляется в виде вегетативных кризов — преимущественно психогенно провоцируемых приступообразных транзиторных состояний с резким усилением имеющихся вегетативных и эмоциональных расстройств в короткий промежуток времени. Именно вегетативные кризы доставляют наибольший субъективный дискомфорт пациентам, постепенно приводя к нарастанию генерализованной тревоги, депрессивной симптоматики, навязчивых страхов сумасшествия, астенических проявлений, социально-трудовой и межличностной дезадаптации.

Оценка врачом и клиническим психологом психических нарушений не должна включать в себя точное определение болезни, однако терапевту необходимо ощутить границу психических нарушений особенно при наличии соматизированной «маски» ВСД и неглубокой степени выраженности психопатологической симптоматики.

В данном сообщении я хочу напомнить некоторые клинические признаки, отражающие наиболее распространённые психические расстройства, которые встречаются в общесоматической практике, манифестируя проявлениями ВСД.

Важно помнить, что пациенты на приёме у терапевта не считают себя психически больными, так как не осознают, что те субъективные дискомфортные ощущения и объективные проявления ВСД уже относятся к психопатологическим симптомам. Но об этом, к сожалению, не всегда знают и сами врачи, так как больными, прежде всего, предъявляются соматические жалобы. Кроме того, пациенты с ВСД не всегда могут адекватно описать своё состояние. Одни больные преувеличивают свои ощущения, другие игнорируют их, неадекватно относятся к проявлениям болезни и не обращают внимания на такие детали и факты, которые весьма важны для диагностики. Они часто не отмечают у себя того, что психиатрами квалифицируется как психопатологические симптомы. И если считать, что всякое заболевание имеет свой бессимптомный период, то у психически больных этот период своеобразного «безмолвия» болезни, когда её признаки не замечаются ни больными, ни их близкими, нередко значительно длиннее. Вот почему психически больные в большинстве случаев вначале попадают к врачам интернистам, а объектами психиатрического обследования становятся зачастую с опозданием. Поэтому тщательный анализ жалоб больного нередко сам по себе даёт врачу основание для возможности заподозрить наличие психических нарушений и определить дальнейший путь обследования.

К наиболее распространённым психическим  расстройствам, сочетающимся с симптомами ВСД, относятся лёгкие депрессивные расстройства, тревожно-фобическое расстройство с паническими атаками, соматоформные расстройства, включая ипохондрические состояния, и неврастения.

Депрессивные состояния, как правило, полиморфны, их структура проявляется в снижении настроения, падении психической активности и соматических симптомах. При депрессии все переживания сопровождаются аффектом тоски. Больной всё видит в мрачном свете, будущее не сулит ему никаких радостей. В голову приходят только плохие мысли. Трудно думать, размышлять, двигаться, разговаривать. Голос у больных тихий, едва слышный, движения медленны, совершаются как бы с трудом. Характерна мимика больного: лицо застывшее, скорбное. Классическая депрессия определяется триадой признаков (Bleuler, 1916): пониженное настроение (гипотимия, дистимия), замедленное мышление и двигательная заторможенность. Однако далеко не всегда, особенно при лёгкой и умеренной степени выраженности депрессии данная триада полностью проявляется клинически. Обычно наиболее выражена именно гипотимия. Кроме этого при депрессивных расстройствах характерны утрата способности радоваться, воли и инициативы, потеря интересов и снижение трудоспособности. К вегетативным проявлениям депрессии относятся внутреннее напряжение, утомляемость, отсутствие аппетита, плохой сон, головная боль, сердцебиение, чувство тяжести в груди; к когнитивным — пессимизм, ипохондричность, навязчивые мысли, ощущение ухудшения памяти, чувство малоценности, идеи самоуничижения, суицидальные мысли, симптомы деперсонализации и дереализации.

Тревожная депрессия характеризуется  сочетанием в картине депрессивного  состояния эмоций страха, тревоги  и тоски. Тревога привносит в  клиническую картину ожидание опасности, реальной или мнимой, постоянное ощущение неопределённой угрозы, несчастий в ближайшем будущем, чувство внутренней скованности, напряжённости. В более лёгких случаях тревожные наслоения проявляется чувством внутреннего напряжения, ожиданием чего-то неприятного, волнением, усилением неуверенности, сомнениями, а в тяжёлых случаях — ажитацией, стремлением к нецеленаправленному двигательному беспокойству, паническим ощущением надвигающейся катастрофы, мучительным чувством сжатия в груди, ощущением удушья, витальными переживаниями. Кроме того, циркадное распределение тревоги иное, чем при тоскливой депрессии — она усиливается к вечеру.

Депрессивное расстройство с апатическими проявлениями отличается переживаниями  безразличия, скуки, отсутствием инициативы, желаний, стремления действовать, что сопровождается тягостным ощущением бесчувствия, эмоциональной опустошённости. Как правило, такие больные на протяжении дня предпочитают проводить время в постели, они заторможены, безынициативны, ведут «вегетативный» образ жизни.

Депрессивные пациенты, попадая на приём к терапевту, жалуются не на депрессию, а на мнимое соматическое заболевание. Они ищут объяснения своего состояния и жалуются на общую слабость, утомляемость, нарушение сна, аппетита, безразличие, нежелание работать, что и трактуется в большинстве случаев как проявления ВСД, когда в действительности речь идёт о циклотимии или соматизированной депрессии. Единственно эффективным методом лечения таких больных будет назначение антидепрессантов с возможной комбинацией ноотропов или сосудистых корректоров, но не при изолированном использовании последних. В качестве ВСД часто диагностируют гипостеническую астению — продромальный период депрессии.

Необходимо отметить, что вегетативные нарушения в качестве облигатного  признака встречаются при соматогенных (органических и симптоматических) депрессиях, которые также часто встречаются в общетерапевтической практике. Органические депрессии наблюдаются при церебральном атеросклерозе, после черепномозговой травмы. Их основной особенностью является существенное влияние астенической симптоматики. Симптоматические депрессии наблюдаются в клинике соматических заболеваний. Они возникают в начале заболевания, в остром периоде и нередко в стадии выздоровления. В их патогенезе существенную роль играют не только соматогенная астенизация, но и личностная реакция на болезнь (опасения не выздороветь), изменения привычного образа жизни. Особенно часты депрессивные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, а также при хронических респираторных болезнях, при болезнях печени и эндокринных заболеваниях. Часто в картине депрессивных расстройств выражены тревожно-фобические включения, например, кардиофобия или танатофобия. Отмечается повышенная готовность к ипохондрическим образованьям.

При скрытых (латентных, ларвированных, маскированных) на первый план — на фоне субдепрессивной симптоматики — выступают именно соматические и вегетативные симптомы, а психопатологические проявления (гипотимия) остаются на заднем плане. Депрессия протекает под маской соматического расстройства — практически во всех случаях с диагнозом ВСД. Несмотря на то, что при таком расстройстве соматические симптомы (чаще всего алгические и различные органные дисфункции) представляют истинное проявление болезненного процесса, а не просто сопутствуют ему, аффективные нарушения при скрытых депрессиях — первичны, а соматические симптомы развиваются как следствие и проявление депрессии. По клинической картине различают следующие синдромы скрытой депрессии: алгически-сенестопатический (абдоминальный, кардиалгический, цефалгический, паналгический), агрипнический, гипоталамический (вегетовисцеральный, вазомоторно-аллергический, псевдоастматический), обсессивно-фобический и наркоманический (Десятников, 1978).

Среди тревожно-фобических расстройств, маскирующихся проявлениями ВСД, наиболее значимым является паническое расстройство — эпизодическая пароксизмальная тревога. Это неожиданно возникающий и быстро, в течение нескольких минут, нарастающий симптомокомплекс вегетативных расстройств (вегетативный криз с сердцебиением, стеснением в груди, ощущением удушья, нехватки воздуха, потливостью, головокружением, обморочным состоянием), который сочетается с ощущением надвигающейся смерти, страхом потери сознания или сумасшествия. Длительность атаки чаще всего не превышает 20–30 минут, однако больным переносится субъективно крайне тяжело и часто расценивается как проявление тяжёлого «сердечного» заболевания, в связи с чем сопровождается нарастающей кардиофобией, фобофобией и другими формами фобических проявлений. Именно соматические (вегетативные) проявления тревоги квалифицируются больным как тяжёлое жизнеопасное соматическое заболевание, вследствие чего, с жалобами на сомато-вегетативные проявления больной обращается за помощью к врачам-интернистам. А терапевт или невропатолог, расценивая данное состояние как ВСД и не назначая анксиолитические и транквилизирующие препараты в адекватных дозировках, способствует утяжелению и хронификации этого субъективно крайне неприятного расстройства. Именно поэтому такой вид тревожно-фобических расстройств практически всегда хронифицируется и завершается формированием агорафобии или ипохондрической фобии.

Пациенты с ипохондрическим  расстройством (развитием) личности или  ипохондрической симптоматикой  при других нозологиях чаще всего  становятся серьёзной проблемой для врачей. Основным проявлением ипохондрического расстройства является упорная убеждённость больного в наличии одного или нескольких тяжёлых прогрессирующих соматических заболеваний и с не менее упорным отказом верить уверениям врачей об его отсутствии даже при наличии верифицированных данных клинических исследований. Больные постоянно предъявляют многочисленные соматические жалобы, (что и квалифицируется на начальном этапе как проявления ВСД) и проявляют чрезмерную озабоченность своим соматическим состоянием. Однако постоянные домогательства в выяснении диагноза при отсутствии соматической основы позволяют достаточно быстро заподозрить именно ипохондрический синдром. Такие пациенты, как и больные с другими видами соматизированных расстройств, «кочуют» от специалиста к специалисту, от исследования к исследованию, от одного курса лечения к другому. К сожалению, данные пациенты представляют большую сложность для курации и в психиатрической практике, тем более бессмысленно лечение таких пациентов терапевтическими или неврологическими методами.

Ипохондрическое расстройство по современной  классификации относится к группе соматоформных расстройств, которые  являются основным поставщиком диагноза ВСД. Патогенетические механизмы формирования соматоформных расстройств связаны с конверсией, трансформацией актуального невротического конфликта в функциональные соматические симптомы без органической основы для них. Соматоформные расстройства, безусловно, являются примером психосоматической патологии. Главным признаком соматоформных расстройств является повторяющееся возникновение вегетативных нарушений, полиморфность и длительность которых даже в случае наличия каких-либо соматических заболеваний не объясняют природу тяжести субъективных переживаний, озабоченности больного своим состоянием и снижением трудоспособности. Даже при наличии очевидной взаимосвязи возникновения и сохранения клинической симптоматики с психотравмирующими факторами больной обычно противится попыткам обсуждения возможности психологической причинности клинических проявлений вне зависимости от наличия отчётливых психогенно обусловленных тревожных и депрессивных симптомов. Истерический (конверсионный) компонент формирования этих расстройств связан с возможностью более быстрого и «надёжного» привлечения внимания со стороны окружающих. С позиции патопсихологии таким образом больной перекладывает ответственность за свою жизнь, неудовлетворённость и беспомощность в самореализации на болезнь, а затем и на врачей, которые «никак» не могут ему помочь и не понимают его состояния. Одновременно недооценка интернистами психопатологической основы данной патологии — под «маской ВСД» — с регулярными и неэффективными курсами стандартной терапии убеждает больного в тяжести его состояния с возможным приходом к полной социально-трудовой дезадаптации и инвалидизации. Ипохондрическое расстройство является самым ярким и наиболее плохо курабельным вариантом соматоформных расстройств.

Соматизированное расстройство (синдром  множественных жалоб), основные признаки которого — наличие множественных, повторно возникающих и часто видоизменяющихся соматических симптомов, которые обычно имеют место и становятся причиной постоянного обращения к врачам-интернистам на протяжении многих лет. Симптомы могут относиться к любой органной системе, но наиболее часто встречаются желудочно-кишечные симптомы (боль, отрыжка, регургитация, тошнота, рвота), а также аномальные кожные парестетические (сенестопатические) ощущения (зуд, жжение, покалывание, онемение, болезненность). Течение соматизированного расстройства — хроническое и флюктуирующее. Расстройство значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Часто начинается в молодом возрасте. При этом нередко обнаруживается зависимость или злоупотребление лекарственными препаратами (обычно транквилизаторами, снотворными или анальгетиками) как следствие частых повторных курсов медикаментозного лечения.

Информация о работе Психологические особенностий женщин с вегето-сосудистой дистонией, работающих на производстве